НОВШЕСТВАХ ТЕХОСМОТРА
анализ закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ
Активно обсуждаемая всеми автомобилистами реформа техосмотра транспортных средств реализована в Федеральном законе от 01.07.2011 N 170-ФЗ. Многие его нормы интересны с правовой точки зрения, но есть и моменты, связанные с учетом и налогообложением организаций, владеющих транспортными средствами и эксплуатирующих их. Тот факт, что проведение ТО регулируется на уровне Закона, а не какого-нибудь подзаконного нормативного акта, позволяет надеяться, что его нормы будут соблюдать все участники данной процедуры. Что же их ожидает в ближайшем будущем? Давайте разбираться вместе...
Цели и задачи нового Закона
Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (далее - Закон о техосмотре) - это лишь один, базовый из правовых актов, касающихся технического осмотра транспортных средств. Следует учитывать и другие федеральные законы, а также правовые акты, принимаемые в соответствии с ними на федеральном и региональном уровнях. В сфере международного сотрудничества имеют приоритет международные договоры РФ о проведении ТО.
Ранее данному вопросу была посвящена отдельная ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, возлагающая на Правительство РФ обязанность определить порядок проведения обязательного государственного технического осмотра. И такие документы были в свое время приняты и действовали не один год:
- Положение о проведении ТО автотранспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД (Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 N 880), а также приложение к нему - Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД (Приказ МВД России от 15.03.1999 N 190);
- Порядок проведения ТО тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (Постановление Правительства РФ от 19.02.2002 N 117).
С принятием Закона о техосмотре названные документы не утратили силу, но применяются в части, не противоречащей его нормам, устанавливающим порядок и периодичность проведения ТО транспортных средств. Отметим, что данный Закон не действует в отношении ТС с двигателем внутреннего сгорания объемом не более 50 куб. см или с электродвигателем максимальной мощностью не более 4 кВт при условии, что максимальная конструктивная скорость составляет не более 50 км/ч. Такими характеристиками обладают мопеды и скутеры, используемые для семейных нужд. Все более мощные ТС, эксплуатируемые в предпринимательской деятельности, подлежат техосмотру.
Периодичность ТО
Владелец ТС обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия талона или международного сертификата ТО. Они относятся к защищенной от подделок полиграфической продукции и являются документами строгой отчетности. Отдельного внимания заслуживает международный сертификат. Он выдается оператором на основании диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности ТС, предусмотренным международными договорами РФ. Пока сложно назвать такие соглашения, возможно, они будут заключены в будущем.
На первый техосмотр автомобиль нужно представить в течение 30 суток после его государственной регистрации в ГИБДД. Последующие техосмотры придется проходить в тот месяц и год, которые установит автоинспекция в соответствии с определенной периодичностью.
Каждые шесть месяцев должны проходить технический осмотр:
- легковые такси и автобусы;
- грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);
- специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.
Каждые 12 месяцев инспекторы подтверждают техническое состояние:
- грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых более 3,5 т;
- ТС, оборудованных в соответствии с законодательством устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- ТС, предназначенных для обучения управлению транспортными средствами.
Каждые 12 месяцев проводится осмотр и в отношении таких ТС:
- легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых до 3,5 т;
- грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых менее 3,5 т;
- прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т;
- мототранспортные средства.
Если у указанных в этом списке ТС с года выпуска в обращение прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение, они должны проходить ТО раз в год. А если не прошло и трех лет с момента выпуска в обращение, ТО вообще не требуется. То есть новые автомобили, которые прошли свой первый техосмотр в течение года, следующего за годом изготовления, работники Госавтоинспекции будут осматривать в следующий раз не ранее чем через три года.
Таким образом, периодичность прохождения техосмотров владельцами легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также владельцами мототехники зависит от возраста транспортного средства. Здесь вспомним еще одно новшество - отсрочку проведения в 2011 г. ТО, который переносится на 2012 г. (Постановление Правительства РФ от 24.05.2011 N 413).
Информационная система
Законом предусмотрены сбор, хранение и использование информации о ТО с помощью единой автоматизированной системы. В ней хранятся следующие сведения.
Информация об операторах ТО Данные о ТС и их владельцах
- полное и сокращенное наименования
оператора ТО <*> (место его
нахождения);
- Ф.И.О. оператора-предпринимателя
(место его жительства);
- номера контактных телефонов,
почтовый адрес, адреса электронной
почты;
- Ф.И.О. руководителя оператора ТО -
юридического лица;
- информация об аккредитации и о
нарушениях требований аккредитации,
правил проведения ТО, требований
соблюдения предельного размера платы
за его проведение;
- количество пунктов ТО и их адреса;
- Ф.И.О. технических экспертов,
сведения об их образовании,
подготовке, переподготовке и
повышении квалификации, а также
адреса пунктов технического осмотра,
где они работают;
- сведения о количестве полученных
оператором и выданных им талонов ТО,
международных сертификатов с
указанием серий, номеров документов - марка и модель ТС, год его
выпуска, сведения, позволяющие
идентифицировать это ТС
(идентификационный номер (VIN),
номер кузова);
- Ф.И.О., реквизиты документа,
удостоверяющего личность лица,
представившего ТС для проведения
ТО;
- адрес пункта, в котором проведен
ТО;
- номер, дата выдачи, срок
действия талона ТО или
международного сертификата
технического осмотра либо талона
технического осмотра в форме
электронного документа;
- диагностическая карта в форме
электронного документа;
- Ф.И.О. технического эксперта,
принявшего решение о выдаче талона
или международного сертификата ТО
--------------------------------
<*> Оператор ТО - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра.
Плата за ТО
Как и следовало ожидать, данное мероприятие осталось платным для автовладельцев. В Законе нет точной цифры. Предельный размер платы за проведение ТО устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, бланков талонов или (в случае выдачи) бланков международных сертификатов.
Вводит предельную плату за ТО высший исполнительный орган власти субъекта РФ, руководствуясь соответствующей методикой вышестоящего федерального органа. Таким образом, стоимость техосмотра будут определять регионы. Органам власти и автовладельцам нужно учитывать следующее.
В отличие от налоговых платежей плата за технический осмотр не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности. Она исчисляется исходя из вида конкретного транспортного средства, с тем чтобы ее размер соответствовал нормативному размеру затрат, связанных, в частности, с оплатой работ и услуг автотранспортных предприятий и специалистов по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования. Последствием невнесения данного платежа является не принудительное изъятие денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в выдаче разрешения на пользование транспортным средством как не прошедшим технический осмотр. Неналоговая природа оплаты ТО выражается и в том, что в случае управления транспортным средством, не прошедшим государственный технический осмотр, и, соответственно, невнесения платы за ТО наступает ответственность, предусмотренная не налоговым, а административным законодательством (ст. 12.1 КоАП РФ). Плата за проверку технического состояния автотранспортных средств не носит налоговый характер и не выступает платежом в сфере государственного регулирования цен (тарифов), так как является обязательным взносом, предусмотренным Правительством РФ, взимаемым в публично-правовом порядке (Постановление ФАС ВСО от 16.03.2011 N А69-2432/2010).
Все сказанное касается платы за проведение ТО, но не стоит забывать о госпошлине, установленной за осуществление юридически значимых действий. В частности, за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, взимается 300 руб. (пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Такая же такса устанавливается за выдачу международного сертификата технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность (пп. 42 п. 1 ст. 333.33). Новый Закон не изменил размер госпошлины, но добавил ссылку на Закон о полиции <1>, согласно которому до передачи соответствующим органам и организациям полиция продолжает отвечать за ТО автомототранспортных средств и прицепов к ним.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ.
Условия проведения осмотра
Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации ТС. Ранее ТО нужно было проходить по месту постоянной или временной регистрации ТС, что ограничивало права владельца.
Для проведения ТО владелец авто или его представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору ТО транспортное средство, а также:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о регистрации или паспорт ТС;
- доверенность (для представителя владельца транспортного средства).
В услугах ТО может быть отказано в следующих случаях:
- непредставление всех требуемых законом документов;
- несоответствие ТС данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.
Проведение осмотра осуществляется на основании договора, заключенного между владельцем транспортного средства (его представителем) и оператором технического осмотра. Договор является публичным, то есть заключается со всеми, кто обратился за оказанием данных услуг, на одинаковых условиях. Одна из процедур ТО - техническое диагностирование, проводимое экспертами, по результатам которого принимается решение о выдаче талона технического осмотра.
К сведению. Правительство РФ вправе устанавливать особенности проведения технического осмотра транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в соответствии с международными договорами.
Законом предусмотрено проведение повторного техосмотра ТС, техническое состояние которых признано не отвечающим обязательным требованиям безопасности. При этом проверяются только те показатели, которые согласно диагностической карте при проведении предыдущего осмотра не соответствовали обязательным требованиям. Повторный ТО проводится за плату, размер которой определяется объемом выполненных работ, но не может превышать предельную плату за первоначальный осмотр.
Переходный период
При введении кардинально нового порядка нужен переходный период, чтобы сгладить "острые углы". Так, Закон о техосмотре предусматривает, что в течение двух лет после дня его вступления в силу ТО может проводиться по выбору владельца ТС:
- полицией в местах, оборудованных для проведения государственного ТО;
- операторами технического осмотра в пунктах техосмотра.