Я уже как то писал о причинно следственной связи в помехозащищенности устройств в автомобильной бортовой сети. Но думаю не лишним будет осветить этот вопрос еще раз.
Итак. Начнем с того что автомобильная бортовая сеть и элементы электрической схемы создают помехи везде. Другой вопрос стоит ли с ними боротся?
Стоит. Но исключительно если помехи создают угрозу исправности какого либо устройства или влияют на его характеристики.
Начну с простого. В автомобиле, впрочем как и везде существует два вида помехи. Это излучение в радиочастотном диапазоне и помехи проходящие по цепям питания.
Начнем с первой. Для понимания физики процесса стоит вспомнить первый беспроводной телеграф. А он представлял собой передатчик из двух угольных электродов между которыми при нажатии ключа телеграфиста проходил искровой(дуговой) разряд. На приемнике останавливатся не буду, нам это в данной статье не интересно. Так вот. В автомобиле источником искрового разряда являются щетки стартера, генератора и даже вентиляторчика который стоит в климат-контроле. Это касается всех колекторных двигателей и контактного трамблера. И от этой помехи мы избавится не можем.
Кроме того, если в ВВ проводниках повреждена изоляция, механически или в процессе старения, повреждена изоляция свечей, катушки - они также излучают колебания волн в радиочастотном диапазоне. Тут мы можем и должны боротся с помехой. Найти ее иногда бывает непросто, а иногда достаточно в темноте при работающем двигателе осмотреть высоковольтную часть. При утечке ВВ части есть определенный эффект - коронирование. Голубое свечение в месте нарушения изоляции, либо змейки по поверхности, начиная от голубого до оранжевого цвета. В особо брутальных случаях видно даже искру.
Теперь давайте рассмотрим решение проблемы. Если при утечках достаточно заменить неисправный элемент, то при искрообразовании в трамблере или генераторе мы повлиять никак не можем. Для возникновения этих помех это нормальное явление. Следовательно нужно боротся с помехой уже в приемнике помехи. Это может быть радиоприемник, трансмиттер, телевизор, в общем входные цепи аудиоустройств включая усилитель. Тут победить помеху можно только путем тщательной экранировки входный цепей, правильное расположение антены и ВЧ фильтры. Первые два элемента борьбы с помехой доступны каждому. Тоесть заэкранировать и расположить правильно антену при эксперементальном подходе вполне реально, а вот с ВЧ фильтром - тут желательно обратится к специалисту. Я осознанно не буду приводить схем и давать рекомендаций. Потому что вместе с помехой можно подавить и полезный сигнал.
Теперь перейдем к помехе по питанию.
При любом включении любого электроприбора возникает импульсная помеха, будь то фары, реле, вентиляторохлаждения и т.д. Проявляется это в кратковременной просадке напряжения с броском тока, и как следствие компенсационный процесс проявляющийся при резком увеличении напряжения. Импульс может достигать нескольких десятков, а то и сотен вольт. Борьба с этой помехой заключается в ее фильтрации уже в самом устройстве. В каждом устройстве есть даже примитивный фильтр. Даже в зарядном устройстве для мобильного телефона.
Но проблема в том, что производитель расчитывает на абсолютно исправную бортовую сеть и допустимый уровень помехи.
Если же помеха больше чем надо, соответственно устройство неспособно полноценно функционировать.
Должен однако заметить, что достаточную фильтрацию могут обеспечить только устройства предназначенные к применению в автомобиле. Устройства бытового назначения не предназначенные для особых условий автомобильной сети - естественно нормально работать не могут априори. И следует заметить, что даже то что изготавливается для автомобиля, не всегда способно в нем работать. Производитель из-за экономии либо не устанавливает в схему должные элементы фильтрации, либо их просто не предусматривает.
Тогда на помощь приходят очумелые ручки.
В наши практические задачи входит убрать либо ограничить до приемлемого уровня помеху. Тут тоже есть два вида. Это пассивная фильтрация и активная фильтрация.
Пассивная фильтрация заключается в компенсации падения напряжения накопительными элементами. А таковыми являются конденсатор и индуктивность. Иногда достаточно оксидного конденсатора или феритового кольца, а иногда и полноценный фильтр не может устранить помеху. Поэтому нужен комплексный подход к решению конкретной задачи. Из практических схем к применению могу порекомендовать П-фильтр каксамый простой для изготовления. Даже схему рисовать не буду. Берем три элемента, два конденсатора и дроссель. Конденсаторы лучше применять оксидные с маленьким ERS, но максимально большой емкости, это тот случай когда кашу маслом не испортишь. Допустимое напряжение до пробоя(а именно оно пишется на конденсаторе) должно быть не менее 16 вольт. Лучше найти компромисс между габаритами и эффективностью. То есть максимальная емкость/минимальное напряжение(не ниже 16 вольт).
Дроссель. Дроссель можно изготовить из любого доступного куска феррита. Номенклатура изделий из феррита достаточно обширная. Оптимально выбрать ферритовое кольцо. Взять можно где угодно. Например в компьтерном блоке питания. Выкусить кольцо желтого цвета и намотатать медный проводник до заполнения окна кольца. Диаметр провода нужно выбрать исходя из тока потребляемого устройством. Например для устройства потребляющего ток скажем до 2А достаточно сложенного вдвое медного проводника диаметром 0.5 мм. Да, кольцо предварительно нужно обмотать лавсановой или фторопластовой лентой что бы острые края не повредили лаковую изоляцию проводника. Можно даже изолентой обмотать.
Теперь остается только подключить фильтр. Дроссель включается последовательно по плюсовому проводнику питающему устройство, до и после него ставятся электролитические конденсаторы естественно соблюдая полярность. Плюс к плюсу, минус на массу.
Но подчеркиваю. Определенного рецепта подавления помехи нет. В каждом случае нужен индивидуальный подход и определенный багаж знаний. Поэтому рекомендую скептически относится к разного рода рекомендациям. В одном случае элементарное решение приносит очевидный результат, в другом случае может понадобится серьезный пожход и фундаментальные знания. Для аудиофилов могу порекомендовать
статью. Она отражает общие подходы к требованиям звукового оборудования в автомобиле.