• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Хотя,Микасу 7.1(7.2) лучше без ДК по-любому
А можно здесь по-подробнее, почему лучше без него?

Добавлено через 58 секунд
vlr, хотел поставить себе его, но только в качестве альфометра, причём ШДК.

Добавлено через 23 секунды
Что скажете на сей счёт?
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,910
Реакции
3,803
Баллы
879
А можно здесь по-подробнее, почему лучше без него?
Потому что ЭБУ такой.Это из опыта наблюдения чисто.ДК на таких ЭБУ работает не шибко хорошо.Само ПО может такое,а может процессор такой.Это у электронщиков и программистов надо спрашивать в чём точно там дело.У ВАЗ-ов со старыми ЭБУ примерно такая же ситуация - с Январём 5 и БОШ-ем 1.5.4 ДК лучше отключать.А вот с Мкасом 11,как и с БОШ-ами 7.9.7 ДК уже более вменяем - авто и с ДК работают вполне сносно.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
.. и так каждый раз, смотреть на термометр за окном и перешивать? Это в корне неверно!
Ну не морозов же дожидаться :) Может из за того, что когда прошивал, то морозы были и ставил блок на холодную машину. Хотя завела сразу и без проблем. Может там мозг что то запомнил или чему то обучился и теперь пере обогащает топливо, как при морозе? Перешить и завести на прогретую? А как на мороз будет? С мозгом который не шил, наоборот до морозов заводился. Теперь у меня есть зимний мозг и летний мозг. :(
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Влад Титов, Что интересно, сегодня в плюс2 вроде стоит. Вышел заводить и не стал ждать пока насос сам замолчит, а выждал две секунды и на старт, сразу завелась. Завтра опять так попробую, а потом до полной прокачки. Нужно выяснить что за хрень привязалась.
 

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
Всем привет! Сегодня приобрел кабель _ttp://eshop.rd-lab.ru/product_info.php?cPath=53_32&products_id=44
Запустил автотестер, еще какую то прогу для диагностики, посмотрел, потыкал и выключил. Понял что сначала нужно изучить мат часть =).
Но все равно не терпится потыкать - понастраивать. Вопрос: что можно корректировать в программах диагностики, на что это влияет и по какому параметру отслеживать изменения.(на примере программы автотестер)
И еще вопрос: этим летом сдох ЭБУ, менял на новый. На старом прошивка 335, на новом 590. Какая вообще самая новая прошивка для моего ЭБУ и может залить какую - нибудь стороннею?
ЗЫ: сильно не пинать, если есть литература по диагностике и подробное описалово сего действия буду благодарен.
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
что можно корректировать в программах диагностики
Дело не в программе, а что можно поменять в мозгах без перепрошивки :) Поменять можно: RCOK, RCOD, ПУОЗ.

1й - поправка состава смеси на всех режимах (влияет на расход, прилично :) )
2й - поправка состава смеси на ХХ и близких к нему (расход на ХХ, должно быть 1.2)
3й - Поправка Угла Опережения Зажигания, он же октан корректор, точно как на трамблёрах!

Добавлено через 8 минут 18 секунд
самая новая прошивка для моего ЭБУ и может залить какую - нибудь стороннею
самая новая и есть 590я, но кажись кто-говорил, что 580я лучше всего.
 
Последнее редактирование:

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
1й - поправка состава смеси на всех режимах (влияет на расход, прилично :) )
2й - поправка состава смеси на ХХ и близких к нему (расход на ХХ, должно быть 1.2)
3й - Поправка Угла Опережения Зажигания, он же октан корректор, точно как на трамблёрах!

а в какую сторону править 1 и 2 для уменьшения расхода?
Поправку я с БК корректирую, пока понял что в плюс вроде поинтереснее едет
 

oleg777

Завсегдатай
Регистрация
3 Янв 2009
Сообщения
667
Реакции
217
Баллы
204
а в какую сторону править 1 и 2 для уменьшения расхода?
Поправку я с БК корректирую, пока понял что в плюс вроде поинтереснее едет

1 и 2 должны максимально приближаться к нулю.Отклонение в (-) - беднее, отклонение в (+) - богаче.
 

SanЧeZ

Общительный
Регистрация
6 Фев 2011
Сообщения
28
Реакции
1
Баллы
65
Подскажите.При самодиагностике выдаёт тока 12 и более ни че го.Но двиг работает на холостых на повышенных (где то в районе от 1400-2000).Вот мой моск,мож дело в нем?
 

vadim26

Постоялец
Регистрация
1 Сен 2009
Сообщения
135
Реакции
69
Баллы
109
Подскажите.При самодиагностике выдаёт тока 12 и более ни че го.Но двиг работает на холостых на повышенных (где то в районе от 1400-2000).Вот мой моск,мож дело в нем?
Проверь:
1. Дроссельную Заслонку и её привод.
2. Датчик дроссельной заслонки.
3. ДТОЖ
4. РХХ и герметичнось его трубок.
5. ДМРВ
6. Подсос воздуха.
з.ы. Как заводится на холодную? не троит при запуске ?
 

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
Всем привет! Кто нибудь шил через ромокабель? _ttp://eshop.rd-lab.ru/product_info.php?cPath=53_32&products_id=44
Возник вопрос: здесь все пишут что сначала подаем плюсы на питание и программирование, а через несколько сек на зажигание. Дак вот у ромокабеля все плюсы выходят прямо из свистка и они запаралеллены. Т.е. подключаются все одновременно и вроде люди нормально шьют. Дак на столько ли важна эта задержка в несколько секунд перед шитьем?

Добавлено через 1 минуту 23 секунды
SanЧeZ ДТОЖ сколько показывает на прогретой?
 
Последнее редактирование:

SanЧeZ

Общительный
Регистрация
6 Фев 2011
Сообщения
28
Реакции
1
Баллы
65
Не БК нет,пока!
Итак описываю ситуацию:Завел авто, прогрел до 80, снял патрубок с воздушка-обороты на том же месте,далее просто ради любопытства передавил шланг с РДВ обороты опустились,отпустил шланг,далее снял колодку с ДМРВ обороты опустились,газанул она сделала попытку заглохнуть(всё таки заглохла),на заеденном двиге ставлю колодку на место обороты тут же выросли.
Итак ваши мысли товарищи!!!???
 

vadim26

Постоялец
Регистрация
1 Сен 2009
Сообщения
135
Реакции
69
Баллы
109
В каком смысле?По датчику на панели что ли? или я не правильно понял?
Madman скорее всего имел ввиду датчик на передней крышке на корпуса термостата. При 90 градусах на нем должно быть порядка 250 Ом(проверь мультиметром).

Проверь всетаки сопротивление в ДПДЗ между выводами "1" и "2" , которое у исправного датчика должно быть 2 кОм. Между 2 и З выводом, при закрытой дроссельной заслонке должно быть порядка 0,7-1.4кОм,и примерно 2.6-2.7 кОм на полностью открытой .
 
Последнее редактирование:
Сверху