• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
При этом, показатель давления масла стал ниже на две десятки через неделю эксплуатации нового датчика. Таким и остается на текущий момент.
Как в сообщениях ранее, говорилось, показание давления масла на приборной доске не представляет особой ценности, кроме как дополнительной информации. Сигнальная лампа вот это главный критерий, можно продолжать движение или все приехали.
 

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
Как в сообщениях ранее, говорилось, показание давления масла на приборной доске не представляет особой ценности, кроме как дополнительной информации
Не могу согласиться с подобными утверждениями, если система исправно работает - она вполне может быть полезна. При этом нужно конечно понимать, что если стрелка показывает на цифру 3 или, это вовсе не означает, что давление ровно 3, однако наблюдать по прибору изменение давления на разных режимах и примерную его величину вполне реально......Вспомните спидометр, его показания не точны, как ничто иное, однако пользуемся же, и никак без него:)....... Информативность волговской панели приборов считаю удовлетворительной (имхо), как-то довелось как-то довелось лицезреть приборку шевроле спарк, не смог определить какая текущая температура двигателя - вот уж воистину убогий автомобиль....

Добавлено через 9 часов 45 минут 14 секунд
Забыл еще добавить - штатная система охлаждения масла осталась, ИМХО она будет не лишней совсем, наличие длинных шлангов под капотом меня не напрягает в принципе.......а вот расширительный бачок я все ж перенесу.......и электропомпа газелевская будет установлена со временем...
 
Последнее редактирование:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
А вот недавно заметил, что гидрокомпенсаторы стали позвякиыать
У меня тоже появился звон, после прогрева гидрокомпенсаторы затихают, но на ходу отчетливо слышу звон, не вижу связи, по какй причине появился посторонний звук. Может быть это не гидрокомпенсаторы, а цепь? Просто совпадение?
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
У меня тоже появился звон, после прогрева гидрокомпенсаторы затихают, но на ходу отчетливо слышу звон, не вижу связи, по какй причине появился посторонний звук. Может быть это не гидрокомпенсаторы, а цепь? Просто совпадение?
Никакой связи между стабилизацией температуры масла и любыми звуками (буде то гидрики или цепь) нет и быть не может.
Ну а звуки гидриков и цепи настолько различны.... это изучать надо. Набирайте опыт прослушивания мотора палочкой (или стетоскопом). Я думаю всем волговодам это просто необходимо. Тогда не будет сомнений цепь или гидрики:drinks:
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Набирайте опыт прослушивания мотора палочкой (или стетоскопом). Я думаю всем волговодам это просто необходимо. Тогда не будет сомнений цепь или гидрики:drinks:

Будем набирать) Проштудировал Ваши дневники по МСК и готовлюсь к замене последних. Купил и рассухариватель и оправку для напресовки МСК на направляющую втулку клапана. Я прошу прощения, но не могли бы Вы написать статью о гидрокомпенсаторах, в общем виде. Дело в том. что у Ваших статей есть определенный академический стиль, что очень приятно, т.к. читаются они легко, изложены емко и несут в себе законченность. Т.о. не остается дополнительных методических вопросов (по крайней мере у меня) по освещаемой теме.
Не все имеют классическое образование по слесарному делу и деталям машин, но у многих есть хобби "Атомобиль" и когда появляется человек знающий да ещё и со способностью издавать микро публикации простым, но в то же время академическим языком, этим, простите, очень хочется воспользоваться.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Со стабилизацией температуры появление новых звуков явление вполне объяснимо. Двигатель стал работать в других условиях, может даже более благоприятных.
На холостом ходу и под нагрузкой режим двигателя, наверное, отличается, прослушать соответственно не на всех режимах возможно. Я подозреваю причина возникновения на конкретно моем двигателе новых звуков, это работа двигателя с повышенным давлением масла. Как себя повели цепи башмаки и гидронатяжители затрудняюсь ответить, не смотрел, может что и развалилось, но на холостом работает спокойно.
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Со стабилизацией температуры появление новых звуков явление вполне объяснимо. Двигатель стал работать в других условиях, может даже более благоприятных.
Ну тогда попробуйте объяснить связь звуков со стабилизацией температуры.... надеюсь, Вы понимаете, что слова: "Двигатель стал работать в других условиях", объяснением не являются.... Я не ерничаю, ведь надо разобраться КАК стабилизация температуры может изменить звуки... (зазоры какие-то изменились или твердость понизилась, это для примера).
На самом деле введение водо-масляного теплообменника ничего кардинального не изменяет в работе двигателя. При работе на ХХ (именно на ХХ мы и можем прослушивать гидрики и пр.) тепловыделение от сгорания топлива невелико и с отводом тепла от масла вполне справляется поддон. Теплообменник может помогать охлаждению масла при движении в пробках и при больших нагрузках, но с этими задачами может, так или иначе, справляться и родной , либо дополнительный, масляный радиатор.
Иными словами теплообменник, безусловно, улучшает теплоотвод от масла, но не революционным образом. А вот при зимнем запуске его роль переоценить трудно. Режим тепловой стабилизации мотора при холодном пуске наступает намного быстрее.
Я прошу прощения, но не могли бы Вы написать статью о гидрокомпенсаторах, в общем виде.
По правде, я плохо представляю себе такую статью :). О чем там писать... или я чего-то не понимаю? Может быть есть вещи, которые мне кажутся простыми, а на самом деле вызывают вопросы? Напишите, в чем Вы видите трудности понимания работы гидрокомпенсаторов.
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
По правде, я плохо представляю себе такую статью :). О чем там писать... или я чего-то не понимаю? Может быть есть вещи, которые мне кажутся простыми, а на самом деле вызывают вопросы? Напишите, в чем Вы видите трудности понимания работы гидрокомпенсаторов.

Среди владимирских автослесарей бытует мнение, что вместе с заменой МСК необходимо производить замену гидрокомпенсаторов, т.к. последние, якобы, начинают подвисать, если их не менять. На конкретный вопрос "Почему они подвисают после замены МСК?" получаю ответ "Ну просто подвисают, мы это уже прошли!". Такое положение вещей меня не устраивает категорически, т.к. не ясна природа подвисания и прямая связь между проводимыми работами и обозначенными последствиями.
В связи с этим прошу разъяснить природу подвисания гидрокомпенсаторов в двигателе ЗМЗ406.
С уважением.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
"Двигатель стал работать в других условиях" смысл этих слов: вязкость масла практически стабильна и соответствует вязкости при температуре близкой к охлаждающей жидкости. В штатной схеме этого нет, и соответственно и температурный режим работы двигателя изменился.
Зазоры конечно при таких изменения температуры от 80 до 130 градусов меняться практически не будут , а вот вязкость и соответственно текучесть масла меняться будет.
Это видно по повышению давлению масла.
Я не собираюсь оспаривать необходимости этой модернизации. Возможно стечения обстоятельств в моем случае. Такое повышение давления масла может возникнуть при залипании редукционного клапана и как следствие повышение нагрузки на цепи ГРМ.
Что касается звуков гидрокомпенсаторов обычно звон возникает в единичных элементах и на ХХ при желании можно сосчитать обороты двигателя, что не получится на оборотах, как и при грохоте цепи.
Могу ошибаться.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
С момента установки охладителя прошел примерно 2500, вынужден был поменять фильтр, датчик поменял, но зря, был и старый исправен. С заменой фильтра давление выросло и на холостых меньше 2 не опускается. Сейчас установил MANN 75/3 посмотрим, на сколько хватит. До этого стоял тоже не дорогой стоимостью 150 рублей. Посторонний шум в двигателе не наблюдается, предположу, что все дело было в давлении масла.

Добавлено через 20 часов 38 минут 38 секунд
Могу предположить, эти «новые» фильтры с более тонкой очисткой масла, а мой двигатель для них образует достаточно большое количество загрязнений.
Ни когда не заморачивался с маслом и фильтрами. Было как-то после очередной замены, установил фильтр «Цитрон», и через 5000 км начала промаргивать лампа аварийного давления масла, после замены на новый все нормализовалось, и больше я его не покупал. А фильтр свои функции выполнил, это приветствовать надо, но я его забраковал.
 
Последнее редактирование:

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Могу предположить, эти «новые» фильтры с более тонкой очисткой масла, а мой двигатель для них образует достаточно большое количество загрязнений.
тем не менее
Что касается размера масляного фильтра, то там люди просто не очень в теме. Определяющими параметрами любого масляного мотора являются: внешние габариты, размер присоединительной резьбы, наличие или отсутствие противодренажного клапана, наличие или отсутствие клапана обхода фильтрующей шторы (на случай, забития продуктами работы мотора и снижения пропускной способности), а также физическая площадь фильтрующей шторы. Предлагаю решить вопрос. Возьмем масляный фильтр какого-нибудь мотора Ниссан/Инфинити, объемом в три литра и мощностью лошадей так 230-280 с турбонаддувом..... думаете у него продуктов износа и разложения масла и всякого нагара меньше, чем у наших ЗМЗ ? Нет, конечно в удельном отношении к лошадиным силам меньше, а вот суммарно никак не меньше, а то и значительно больше. А фильтр у него размером с полстакана. Почему? Качество иное? Да нет, качество иное в том, что фильтрующая штора более тонкая и в малом объеме корпуса её умещается во много раз больше, чем в нашем. А это равносильно более крупному корпусу в "нашем" исполнении. так что фильтры совершенно спокойно можно подбирать исходя из геометрии, наличия требуемых клапанов и эффективной мощности мотора.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Не надо ерничать, лучше подскажите марку фильтра предназначенного"для мотора объемом в три литра и мощностью лошадей так 230-280 с турбонаддувом", я найти в указанном списке не смог.
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
turbinf, Я не ерничаю, я цитирую слова мастера. Кстати, у него и спросите о таких фильтрах, т.к. он как раз специализируется на больших моторах.
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Я думаю, не стоит, нам больше заострять на этом внимание. Разобрались в чем проблема, точнее маленькая неприятность и будем к этому готовы, к тому же мастер еще говорил не брать дешевые фильтры.
 

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
катаюсь с теплообменником не больше месяца, а ведь и правда моторчик сопливить маслом меньше стал, а может и совсем уже не сопливит, надо будет помыть его и понаблюдать:popcorm:
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Если честно с установкой жидкостного охладителя меня беспокоит «повышенное» давление масла на 2500-3000 оборотах давление 3-3.5 кгс/см2. У меня стоят башмаки, цепи и гидронатяжители еще с завода. Не ускорю я износ башмаков и растяжение цепей? До установки охладителя давление масла больше 2 кгс/см2 не поднималось.
 
Последнее редактирование модератором:

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Приведу небольшие результаты замеров по работе охладителя. На не режиме «прогрева» двигателя. Замеры проводились на ХХ.
Температура наружного воздуха 16 градусов. Двигатель запущен, проехали 4 километра, работа на ХХ и нагрев до 84 градуса, вентилятор включился. Температура на поверхности термостата 84 градуса, соответствует показаниям приборки.
Температура жидкости на выходе из дроссельной заслонки 75 градусов, соответственно и на входе в маслоохладитель. Температура жидкости на выходе 80.
Температура масла на выходе из маслоохладителя 79 градусов.
Вопрос зачем нагревать воздух идущий в двигатель, летом? Теплообмен идущий в дроссельной заслонке сопоставим с теплообменом в маслоохладителе. В летний период может есть смысл этот процесс изменить?
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Вопрос зачем нагревать воздух идущий в двигатель, летом? Теплообмен идущий в дроссельной заслонке сопоставим с теплообменом в маслоохладителе. В летний период может есть смысл этот процесс изменить?
Т.е. в летний период отключать подогрев дроссельной заслонки? Это логично.
Сделать переключатель (кран), управляемый температурой воздуха?
 
Сверху