• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

komandr

Постоялец
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
195
Alr, Разве мало марок и номеров фильтров в теме?
Некоторые, из перечисленных тобой моделей, ставится на фильтрацию масла в АКПП, а некоторых в магазинах не найти вообще. Я подбор через сайт проходил. Потом с листиком бегал по магазинам и базарам, пока не встретился мне FRAM PH9350 по моему правильно написал, если нужно более точно, в этой теме я приводил модели и фотографии. У этого фильтра перепускной клапан открывается при более высоком давлении по сравнению со всеми остальными.

П.С. а вообще советуют ставить фильтра с дизельных двигателей. Там более высокие требования к очистке масла. Даже гдето попадалась тема по этому поводу. Автор разбирал оба фильтра и сравнивал качество фильтрующего элемента и его кол-во. Фильтр для дизеля победил:haha:
 
  • Нравится
Реакции: Alr

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Alr, Разве мало марок и номеров фильтров в теме?
:haha:

Предложение, сделать ссылку на проверенные номера фильтров, аналогично чертежу втулки. Какой срок замны из опыта, кто-то может поделиться.
 
Последнее редактирование:

komandr

Постоялец
Регистрация
14 Окт 2008
Сообщения
584
Реакции
383
Баллы
195
Какой срок замны
Я меняю фильтр как и масло раз в год. Годовой пробег 10-15тык.

самое трудное - это выкрутить прежний штуцер крепления фильтра.
Что бы сократить твои временные потери при этой операции советую купить удлиненную головку на 25. Стандартные головки, из набора, не достают до гайки :)
 
  • Нравится
Реакции: Alr

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Время этой операции может варьироваться в широких пределах, и зависит от того как сильно прикипел он к своему месту, ну и от Вашего умения или неумения крутить гайки, наличия инструмента и т.п.... Так же важно каким образом вы собираетесь подключать теплообменник к системе охлаждения, варианты в теме обсуждались......
Демонтаж старого штуцера и установка нового определиться, чем откручивать, у меня не было, указанной головки, пришлось генератор снимать и газовым ключом крутить. Прикипеть там не может, все работает в масле. Что касается шлангов, попутно менял все старые шланги на новые, не хватило, пришлось ехать в магазин. На все про все ушло меньше 2 часов.
А вопрос звучит о замене фильтров, то есть их ресурс. Многие из указанных на форуме фильтров рассчитаны на двигатели объемом 1.5-1.6 литра и масло для них другого класса.

Добавлено через 2 минуты 20 секунд
Я меняю фильтр как и масло раз в год. Годовой пробег 10-15тык.


Какой фильтр ставите? От дизеля не могу найти.
 
Последнее редактирование:

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Я меняю фильтр как и масло раз в год. Годовой пробег 10- советую купить удлиненную головку на 25. Стандартные головки, из набора, не достают до гайки :)

У меня гайка была на 24.
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Что скажете по поводу этих фильтров? И о каких других технических характеристиках говорится в предупреждении?...
Я не знаю, что отвечать..... Можно бесконечно перебирать вариации фильтров и все они будут почти в равной степени удовлетворять требованиям двигателя ЗМЗ406 (мы ведь о нем, не правда ли). Особенно если их сравнивать с родным волговским фильтром. Поэтому мне не очень понятны эти поиски чего-то супер наилучшего. Я езжу на фольксвагеновском фильтре года дав или три, и давно забыл уже и думать - как оно там работает, при каком давлении открывается. Работает исправно - и более не интересует......:):):)
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Я езжу на фольксвагеновском фильтре года дав или три, и давно забыл уже и думать - как оно там работает......:):):)

Года два или три на одном масляном фильтре? Как так? Неужели такой километраж выдерживают? Или фильтр используете только одной модели?
 

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
Поэтому мне не очень понятны эти поиски чего-то супер наилучшего.
Я ищу компромисс между ценой и качеством из того, что можно найти в магазинах нашей "деревни" :), вот и пытаюсь рассмотреть как можно больше вариантов... фильтров действительно великое множество, и сам я склонен думать, что в принципе все они очень схожи.....По сроку замены фильтра добавлю свои 5 копеек: мой фильтр (FRAM модель точно не помню) отходил чуть более 5 000 км, а потом давление упало - на холостых лампочка гореть начала, фильтр поменял - сейчас с давлением порядок:popcorm:.
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Года два или три на одном масляном фильтре? Как так? Неужели такой километраж выдерживают? Или фильтр используете только одной модели?
Не полагал, что буду понят таким образом. Извините. Надо было мне написать " езжу на фольксвагеновских фильтрах года два или три, и давно забыл уже и думать - как оно там работает, при каком давлении открывается. Работает исправно - и более не интересует".
 

Alr

Общительный
Регистрация
6 Дек 2011
Сообщения
61
Реакции
18
Баллы
85
Принимайте в свои ряды, сегодня установил теплообменник:drinks::drinks::drinks:, пока подключил параллельно печке через тройники, временно, летом все равно печкой не пользуюсь, когда трехходовой кран добуду переделаю:popcorm:
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
НО на холостом ходу, на перекрестках чувствуется нехватка жидкости.
Можно уточнить этот момент? Каким образом Вы поняли, что не хватает ОЖ? По каким признакам и в чем это выразилось?
 

turbinf

Постоялец
Регистрация
14 Июл 2012
Сообщения
182
Реакции
90
Баллы
109
Ощущения, конечно субъективные. На перекрестках, на холостых постепенно снижается давление масла, по манометру, который штатный. С перекрестка даешь газу, бывает стучат компенсаторы, может детонация, что и было до установки охладителя. На ходу, на оборотах все выравнивается. Но, в целом доволен не жалею об установке охладителя..
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
turbinf, я накатал 5000 км с момента проведения модернизации. В пробках я спокоен, т.к нет ни намека на перегретый двигатель. А вот недавно заметил, что гидрокомпенсаторы стали позвякиыать более продолжительное время при холодном запуске. Скоро узнаем, связано ли это с установкой фильтра Bosch).
 

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
На перекрестках, на холостых постепенно снижается давление масла, по манометру, который штатный.
Я склонен думать, что постепенное снижение давления масла при переходе не холостые, свидетельствует о неисправности (забитости) датчика давления. Датчик является тупиковой ветвью масляной системы и в нем собираются шлаковые отложения. Со временем они начинают выдавать сильно заниженные показания.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Датчик является тупиковой ветвью масляной системы и в нем собираются шлаковые отложения. Со временем они начинают выдавать сильно заниженные показания.
Т.е. после замены датчика на новый показания прибора могут не измениться?
 

aap

Постоялец
Регистрация
26 Ноя 2011
Сообщения
215
Реакции
99
Баллы
130
Т.е. после замены датчика на новый показания прибора могут не измениться?

Только в том случае, если сама ветвь забита (бывает ли такое?). Велика вероятность, что после замены датчика давление масла на показометре вырастет. У меня была такая феня... При этом, показатель давления масла стал ниже на две десятки через неделю эксплуатации нового датчика. Таким и остается на текущий момент.
 
Сверху