• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879

Barik

Общительный
Регистрация
29 Авг 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
программирование соатэ

здравствуте. соатэ 302,3763 000-04 не выходит на связь с ноутбуком. помогите подключиться. адаптер ромокабель юсб. Пробую программой FlasherGBO.exe подключаю как было написано в теме про то как прошить соатэ:
19 контакт ЭБУ - Масса
55 контакт ЭБУ - К-Лайн
27 контакт ЭБУ - Включение зажигания (+12В)
18 контакт ЭБУ - Неотключаемое питание (+12В)
42 контакт ЭБУ - Разрешение программирования - Масса
37 контакт ЭБУ - Питание от главного реле (+12В)

ПРОГРАММИРОВАНИЕ (через стандартный адаптер K-LINE)

1.Запустить программу "FlasherGBO.exe".
2.Замкнуть 42 контакт разъема на "массу".
3.Включить и ВЫКЛЮЧИТЬ ! зажигание.
4.Нажать кнопку "Установить Связь" и дождаться сообщения "Связь установлена".
5.Открыть hex файл программы.
6.Нажать кнопку "Загрузить Flash" (первый раз появится сообщение "Ошибка программирования" при этом повторить с п.3).
7.Включить зажигание и нажать кнопку "Инициализация EEPROM"
только вот не пойму как 42 контакт замкнуть на массу. Это че получается на 19 контакт замкнуть? Это ж будет замыкание или я что то не допонимаю? как его замыкать надо один раз коротко замкнуть или постоянно замкнутым держать?
 

Garik88

Бывалый
Регистрация
3 Мар 2010
Сообщения
1,535
Реакции
873
Баллы
314
Re: программирование соатэ

только вот не пойму как 42 контакт замкнуть на массу. Это че получается на 19 контакт замкнуть? Это ж будет замыкание или я что то не допонимаю? как его замыкать надо один раз коротко замкнуть или постоянно замкнутым держать?
процесс мистический. Можно замкнуть на 19 вывод. Вывод должен быть замкнут на все время прошивки. если мне склероз не изменяет. Там были проблемы с выходом на связь блока. Нужно поиграться с 27-м контактом.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Re: программирование соатэ

здравствуте. соатэ 302,3763 000-04 не выходит на связь с ноутбуком. помогите подключиться. адаптер ромокабель юсб. Пробую программой FlasherGBO.exe подключаю как было написано в теме про то как прошить соатэ:
19 контакт ЭБУ - Масса
55 контакт ЭБУ - К-Лайн
27 контакт ЭБУ - Включение зажигания (+12В)
18 контакт ЭБУ - Неотключаемое питание (+12В)
42 контакт ЭБУ - Разрешение программирования - Масса
37 контакт ЭБУ - Питание от главного реле (+12В)

ПРОГРАММИРОВАНИЕ (через стандартный адаптер K-LINE)

1.Запустить программу "FlasherGBO.exe".
2.Замкнуть 42 контакт разъема на "массу".
3.Включить и ВЫКЛЮЧИТЬ ! зажигание.
4.Нажать кнопку "Установить Связь" и дождаться сообщения "Связь установлена".
5.Открыть hex файл программы.
6.Нажать кнопку "Загрузить Flash" (первый раз появится сообщение "Ошибка программирования" при этом повторить с п.3).
7.Включить зажигание и нажать кнопку "Инициализация EEPROM"
только вот не пойму как 42 контакт замкнуть на массу. Это че получается на 19 контакт замкнуть? Это ж будет замыкание или я что то не допонимаю? как его замыкать надо один раз коротко замкнуть или постоянно замкнутым держать?

Я вообще на машине прошивал - в гребенку на 42 контакт массу кидал и адаптер через диагностический разъем подключал. Всё работало
 

Barik

Общительный
Регистрация
29 Авг 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
вроде сейчас прошился, но вот 7 пункт инициализацию EEPROM не делается пишет Выйдите из режим программирования. Выключите и включите зажигание. выключаю вкючаю зажигание опять также пишет:(. вообще не пойму что и делать теперь. помогите добрым советом пожалуйста
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
вроде сейчас прошился, но вот 7 пункт инициализацию EEPROM не делается пишет Выйдите из режим программирования. Выключите и включите зажигание. выключаю вкючаю зажигание опять также пишет:(. вообще не пойму что и делать теперь. помогите добрым советом пожалуйста

Я думаю еще раз попробовать с первого пункта
 

Barik

Общительный
Регистрация
29 Авг 2012
Сообщения
5
Реакции
0
Баллы
62
( пробовал. и другую прошивку заливал а этот EEPROM никак не хочет выполняться. и машину ЭБУ не заводит(

Добавлено через 46 секунд
как выйти из режима программирования?
 
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
( пробовал. и другую прошивку заливал а этот EEPROM никак не хочет выполняться. и машину ЭБУ не заводит(

Добавлено через 46 секунд
как выйти из режима программирования?

В личку пиши
 
Последнее редактирование:

trust1104

Общительный
Регистрация
27 Май 2009
Сообщения
54
Реакции
0
Баллы
82
Всем добрый вечер. Неприятность сегодня у меня случилась) Ехал по городу поставил на нейтралку, а обороты остались в районе 2 тыщ держаться... заглушил, заводить - не заводится... взяли на прицеп, дотащили до гаража, пробуем - завелась, но двигатель так дергается, что чуть не выпрыгивает из капота, троит, один или даже два цилиндра не работаю. Провел самодиагностику с замыканием 10 и 12 контакта на розетке, он мне выдал сразу 8 ошибок: 53,62,54,25,21,32,13,132... по ним у меня сразу неисправность в ЭБУ и два датчика сдохли... да и еще и форсунка не работает... может ли быть все так сразу плохо?))))
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Всем добрый вечер. Неприятность сегодня у меня случилась) Ехал по городу поставил на нейтралку, а обороты остались в районе 2 тыщ держаться... заглушил, заводить - не заводится... взяли на прицеп, дотащили до гаража, пробуем - завелась, но двигатель так дергается, что чуть не выпрыгивает из капота, троит, один или даже два цилиндра не работаю. Провел самодиагностику с замыканием 10 и 12 контакта на розетке, он мне выдал сразу 8 ошибок: 53,62,54,25,21,32,13,132... по ним у меня сразу неисправность в ЭБУ и два датчика сдохли... да и еще и форсунка не работает... может ли быть все так сразу плохо?))))

Возможно банально вода в жгут проводов в разъем к ЭБУ попала. В месте где стоит ЭБУ нередкость когда туда влага попадает. Попробуй посмотри - быть может там все просушить надо все и будет тебе счастье.
 

skvrost

Постоялец
Регистрация
27 Май 2009
Сообщения
446
Реакции
44
Баллы
130
Мужики, работал кто-нить с таким комплектом? _http://autodev.ru/nabor-dlja-diagnostiki-i-chip-tjuninga-po-k-line-profi.html

Чтото както очень "дешево" - куда тебе столько всего?
Юзаю кабель за 700 рублев с ОБД2 разъемом + проводочки - переходников пока нет.
Скоро буду учиться шить.

PS Подпись конкретная про самолеты!

Добавлено через 4 часа 36 минут 50 секунд
Продолжаю мучать свою машину - два датчика дмрв так и продолжают показывать 30кг воздуха на холостых, и более 120 на 4000 об, хотя положено 13-15 и 80-90. Вертел датчик дмрв - нашел положение в котором датчик показывает 19кг - лучше чем 30 :).
Где то находил документацию на мои датчики 20.3855 - есть подозрение что это изза изгибов воздушного шланга, по документации положено чтобы была ровная труба до и после определенных размеров - у меня можно сказать ровного ничего нет. До кучи проверил проводку по http://www.avtocarsp.ru/the-engine-zmz-40522/sensor-mass-air-flow.html - аккум не отключал но все ок по тестам.
 
Последнее редактирование:

Berez1980

Освоился
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
10
Реакции
0
Баллы
42
Собрал usb K-L- Line адаптер из набора для самостоятельной сборки, при заглушенном двигателе и включенном зажигании отображает все параметры, как только запускаю двигатель обрывается связь и пишет, что ком порт занят. В чем может быть проблема?
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Чтото както очень "дешево" - куда тебе столько всего?
Юзаю кабель за 700 рублев с ОБД2 разъемом + проводочки - переходников пока нет.
Скоро буду учиться шить.

PS Подпись конкретная про самолеты!

Добавлено через 4 часа 36 минут 50 секунд
Продолжаю мучать свою машину - два датчика дмрв так и продолжают показывать 30кг воздуха на холостых, и более 120 на 4000 об, хотя положено 13-15 и 80-90. Вертел датчик дмрв - нашел положение в котором датчик показывает 19кг - лучше чем 30 :).
Где то находил документацию на мои датчики 20.3855 - есть подозрение что это изза изгибов воздушного шланга, по документации положено чтобы была ровная труба до и после определенных размеров - у меня можно сказать ровного ничего нет. До кучи проверил проводку по http://www.avtocarsp.ru/the-engine-zmz-40522/sensor-mass-air-flow.html - аккум не отключал но все ок по тестам.

Датчик Массового Расхода Воздуха должен быть установлен на гладком участке прямой трубы, большего диаметра, чем выходные патрубки датчика. До датчика и после датчика расстояние без изгибов и гофр, создающих турбулентные потоки, должно быть не менее 3-х диаметров проходного сечения патрубка датчика. Корпус датчика должен быть ЖЕСТКО закреплен на корпусе двигателя, при этом плита корпуса датчика должна располагаться СТРОГО в горизонтальном положении. Таким условиям только 11я волга удовлетворяет.

Добавлено через 2 минуты 30 секунд
Собрал usb K-L- Line адаптер из набора для самостоятельной сборки, при заглушенном двигателе и включенном зажигании отображает все параметры, как только запускаю двигатель обрывается связь и пишет, что ком порт занят. В чем может быть проблема?

Помехи от ВВ части, может провод слишком длинный, тут куча вариантов
 
Последнее редактирование:

Berez1980

Освоился
Регистрация
17 Мар 2013
Сообщения
10
Реакции
0
Баллы
42
Помехи от ВВ части, может провод слишком длинный, тут куча вариантов[/QUOTE]

??? Можно по подробнее.
Какой именно провод? От адаптера к разъему или к ноуту?

Добавлено через 54 минуты 5 секунд
От ноута к адаптеру провол примерно 1 метр, от адаптера к колодке -50 см. Может припаять экранированный? Поможет? Как продиагностировать ВВ часть?
 
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Помехи от ВВ части, может провод слишком длинный, тут куча вариантов

??? Можно по подробнее.
Какой именно провод? От адаптера к разъему или к ноуту?

Добавлено через 54 минуты 5 секунд
От ноута к адаптеру провол примерно 1 метр, от адаптера к колодке -50 см. Может припаять экранированный? Поможет? Как продиагностировать ВВ часть?[/QUOTE]

Если ферритовые кольца стоят от ноута до адаптера то нормальная длина.
Вообще экран не помешал бы. У тебя от ноутбука диагностика или от стационарного компа? Иногда помехи дает еще зарядник ноута воткнутый в прикуриватель.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Иногда помехи дает еще зарядник ноута воткнутый в прикуриватель.
А иногда подключенный бк, как у меня например:) пока не отключил его, при заведённом терял связь и всё.
 
Сверху