• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Протатипы

Как Ford послужил прототипом Волги

В мире можно выделить две школы автомобилестроения - американскую и европейскую. Различаются они не столько месторасположением, сколько подходом к созданию автомобиля. "Европейцы" склонны к созданию практичных компактных машин и совершенствованию технических параметров. "Американцы" - прямая противоположность. У них главную скрипку играет эффектный дизайн и комфорт пассажиров. В нашей стране большинство конструкторов всегда склонялось к европейской школе, и только на ГАЗе существовала устойчивая группа "американцев". Именно им в середине 50-х поручили создать новую машину, которая должна была заменить "Победу".
Вообще-то, разработка нового автомобиля велась сначала специалистами НАМИ. Они пошли по пути устранения недостатков модели "ГАЗ-М-20" и улучшения ее технических характеристик. Машина получила кузов типа "седан", изменилась линия крыльев, стал несколько просторнее салон, переднее сиденье было сделано раздельным. Кроме того, в конструкцию автомобиля внесли огромное количество доработок: была усовершенствована подвеска, улучшены тяговые качества двигателя, автомобиль получил новую, более удобную коробку передач. Однако, ко всеобщему удивлению, госкомиссию этот вариант не устроил. Для объяснения причин столь неожиданного решения необходимо сделать небольшое отступление.
После войны наша Родина стала стремительно, как сейчас модно говорить, менять имидж - примеряла на себя статус мировой державы. "Победа" в основном предназначалась для обслуживания среднего звена советской номенклатуры, это был официальный автомобиль советской системы. И этот автомобиль должен быть не хуже, чем у противника - Запада. Ну, если не быть, то хотя бы выглядеть. "Победа" достойно выполняла эту миссию. Но "ничто не вечно под луной" - и к середине 50-х автомобиль "ГАЗ-М-20" выглядел уже очень архаично. Чиновникам срочно требовалась новая, более престижная "рабочая лошадка". Именно поэтому вариант, предложенный инженерами НАМИ, и был отклонен: нужен был автомобиль принципиально иного, современного стиля.
Тут-то и вспомнили о "американцах" с ГАЗа. В их пользу был и еще один факт. Поскольку "Победа" постоянно совершенствовалась в ходе производства, к 1955 году сложилась выгодная ситуация: при устаревшем дизайне кузова мотор, трансмиссия и ходовая были весьма современными. Поэтому для ускорения освоения новой модели было принято решение использовать двигатель и трансмиссию от "ГАЗ-М-20". Итак, требовался новый кузов.
Образцы для подражания советские конструкторы нашли довольно быстро: уже в следующем году закупили Chevrolet Bel-Air, Ford Mainline и Plymouth Savoy. Инженеры ГАЗа недолго мучились проблемой выбора и остановились на «Форде» – хотя американцы считали Mainline быстро устаревающей моделью и уже в 1955 году изменили ее дизайн, снабдив модным в то время панорамным стеклом.Несомненно, полностью нельзя было перенимать все черты этого автомобиля, поэтому к делу подключились дизайнеры под руководством Льва Еремеева. И создали, по сути, шедевр советского автодизайна, особенно в конечной его версии. Более того: 21ая "Волга" попала практически во все иностранные учебники по автодизайну.

Но кое-какие черты американского автопрома всё-таки остались, в чём можно убедитсья на приведённых ниже фотографиях.
 

Вложения

  • Ford на дорогах Москвы.jpg
    Ford на дорогах Москвы.jpg
    21 KB · Просмотры: 310
  • ford_04.jpg
    ford_04.jpg
    18.3 KB · Просмотры: 280
  • ford_06.jpg
    ford_06.jpg
    26.8 KB · Просмотры: 302
  • ford_08.jpg
    ford_08.jpg
    192.1 KB · Просмотры: 262
  • ford_10.jpg
    ford_10.jpg
    21.2 KB · Просмотры: 254

Stozz

Der Panzerkommandant
Регистрация
10 Янв 2008
Сообщения
3,491
Реакции
8,089
Баллы
735
Ещё
 

Вложения

  • ford_12.jpg
    ford_12.jpg
    21.6 KB · Просмотры: 290
  • ford_14.jpg
    ford_14.jpg
    86.8 KB · Просмотры: 250
  • ford_16.jpg
    ford_16.jpg
    22 KB · Просмотры: 237
  • ford_18.jpg
    ford_18.jpg
    20.3 KB · Просмотры: 233
  • ford_20.jpg
    ford_20.jpg
    21.4 KB · Просмотры: 273

Stozz

Der Panzerkommandant
Регистрация
10 Янв 2008
Сообщения
3,491
Реакции
8,089
Баллы
735
Ещё2
 

Вложения

  • ford_22.jpg
    ford_22.jpg
    21.6 KB · Просмотры: 236
  • ford_24.jpg
    ford_24.jpg
    15.3 KB · Просмотры: 247
  • ford_26.jpg
    ford_26.jpg
    65.6 KB · Просмотры: 246
  • Тот самый Ford Mainline, закупленный заводом.jpg
    Тот самый Ford Mainline, закупленный заводом.jpg
    49.1 KB · Просмотры: 249

Veng

Общительный
Регистрация
3 Июн 2008
Сообщения
1
Реакции
6
Баллы
64
Ответ: Протатипы

2STOZZ

Кратко - http://www.automag.vrn.ru/00_9/1.html


Полно -

МАШИНА ИЗ ЛЕГЕНДЫ - "ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ"


Базовая модель - "Волга" "ГАЗ-21Г"

В мире можно выделить две школы автомобилестроения - американскую и европейскую. Различаются они не столько месторасположением, сколько подходом к созданию автомобиля. "Европейцы" склонны к созданию практичных компактных машин и совершенствованию технических параметров. "Американцы" - прямая противоположность. У них главную скрипку играет эффектный дизайн и комфорт пассажиров. В нашей стране большинство конструкторов всегда склонялось к европейской школе, и только на ГАЗе существовала устойчивая группа "американцев". Именно им в середине 50-х поручили создать новую машину, которая должна была заменить "Победу".

Вообще-то, разработка нового автомобиля велась сначала специалистами НАМИ. Они пошли по пути устранения недостатков модели "ГАЗ-М-20" и улучшения ее технических характеристик. Машина получила кузов типа "седан", изменилась линия крыльев, стал несколько просторнее салон, переднее сиденье было сделано раздельным. Кроме того, в конструкцию автомобиля внесли огромное количество доработок: была усовершенствована подвеска, улучшены тяговые качества двигателя, автомобиль получил новую, более удобную коробку передач. Однако, ко всеобщему удивлению, госкомиссию этот вариант не устроил. Для объяснения причин столь неожиданного решения необходимо сделать небольшое отступление.

После войны наша Родина стала стремительно, как сейчас модно говорить, менять имидж - примеряла на себя статус мировой державы. "Победа" в основном предназначалась для обслуживания среднего звена советской номенклатуры, это был официальный автомобиль советской системы. И этот автомобиль должен быть не хуже, чем у противника - Запада. Ну, если не быть, то хотя бы выглядеть. "Победа" достойно выполняла эту миссию. Но "ничто не вечно под луной" - и к середине 50-х автомобиль "ГАЗ-М-20" выглядел уже очень архаично. Чиновникам срочно требовалась новая, более престижная "рабочая лошадка". Именно поэтому вариант, предложенный инженерами НАМИ, и был отклонен: нужен был автомобиль принципиально иного, современного стиля.

Тут-то и вспомнили о "американцах" с ГАЗа. В их пользу был и еще один факт. Поскольку "Победа" постоянно совершенствовалась в ходе производства, к 1955 году сложилась выгодная ситуация: при устаревшем дизайне кузова мотор, трансмиссия и ходовая были весьма современными. Поэтому для ускорения освоения новой модели было принято решение использовать двигатель и трансмиссию от "ГАЗ-М-20". Итак, требовался новый кузов.

Его разработку поручили группе под руководством молодого дизайнера Л. М. Еремеева. Результат превзошел все ожидания. По характеру выбранных поверхностей, линиям кузова, обилию декоративных деталей машина смотрелась на одном уровне с новейшими иностранными моделями. Постарались и другие инженеры. Несущие конструкции кузова был сделаны очень прочными и долговечными. Мягкая длинноходная подвеска, шумоизоляция, комфортабельный и просторный салон делали езду приятной даже на плохих дорогах.

Уже к середине 1956 года была изготовлена технологическая оснастка, и в октябре того же года новая машина, названная "ГАЗ-21" "Волга", стала сходить с конвейера. Сказать, что она потрясла современников, значит не сказать ничего. Впервые советские граждане получили возможность купить автомобиль, который по виду был похож на иномарку. Вспомните кинохронику пятидесятых и шестидесятых. Поток машин почти полностью состоит из "ГАЗ-21"! А художественные фильмы? В знаменитом "Берегись автомобиля" оператор буквально любуется ей! "Волга" массово шла на экспорт. Причем не только в страны соцлагеря, но и в Западную Европу. И, по отзывам западных автомобильных журналов, вела себя не хуже своих конкурентов. Это была первая крупная победа отечественного автомобильного дизайна. "Волга" "ГАЗ-21" до сих пор остается единственной отечественной машиной, удостоенной гран-при на международной автомобильной выставке.

Как уже было сказано выше, двигатель и коробку передач машина "ГАЗ-21" унаследовала от своей предшественницы - "Победы", но для более крупного автомобиля, которым была "Волга", этого было явно недостаточно. Впрочем, конструкторы не стояли на месте. Уже к 1958 году стали использоваться четырехступенчатая коробка и форсированный 80-сильный двигатель. Кроме того, значительным изменениям подвергся салон, появились хромированные рамки вокруг стекол, омыватель лобового стекла с электроприводом, радиоприемник. Амортизаторы новой конструкции увеличили плавность хода. Расширился и модельный ряд: с 1962 года стал выпускаться универсал "ГАЗ-22", появились модификации для такси, для автомобилей "скорой помощи".

Нельзя не отметить и специальные модификации: экспортные, представительские и автомобили сопровождения. Экспортные отличались более мощным двигателем, увеличенным количеством хромированных деталей, двухцветной окраской кузова, измененным щитком приборов.

Представительские (для чиновников, их еще называли "обкомовскими") собирались более качественно, проходили специальную обкатку. Салон таких машин был богаче отделан, имелись дополнительные плафоны освещения, часто устанавливались кожаные сиденья и вставки из дорогих сортов дерева, применялась шумоизоляция.

Автомобили сопровождения собирались отдельно от остальных на участке производства малых серий. Такие машины оснащались или стандартным, но сильно форсированным двигателем, или восьмицилиндровым мотором от "Чайки". В последнем случае под багажник устанавливалась чугунная плита для обеспечения правильного распределения нагрузок на подвеску - проще говоря, чтобы "носом не клевала". Несмотря на существенное увеличение веса, такие машины обладали великолепной динамикой и могли разгоняться до 170 км/час. Их основным потребителями были ГОН (правительственный гараж особого назначения) и КГБ.

Отметим, что сразу после создания модели "ГАЗ-21" конструкторы предложили обширную программу ее усовершенствования. В частности, в программу входила центральная смазка шкворней передней подвески и автоматическая коробка передач. Если коробка-автомат - вещь известная, то центральная смазка передней подвески - устройство экзотическое. Она представляла собой систему трубок и полых рычагов, по которым смазка подавалась к шкворням передней подвески и сочленениям рулевого механизма. Для нагнетания масла служила специальная педаль на месте водителя. Такие системы широко применялись в 30-х годах автозаводами Германии на лимузинах (позже западные конструкторы отказались от использования шкворней на легковых автомобилях) и до сих пор используются на многотоннажных грузовиках. В общем, легендарный процесс шприцевания шкворней после каждой лужи отменялся бы. Но госкомиссия нашла устройство центральной смазки в производстве слишком сложном, а эффект от ее применения незначительным: "эксплуатация "ГАЗ-21" предусматривает наличие в гараже штатной единицы обслуживающего техника". Использование же коробки-автомата было найдено весьма целесообразным. Поскольку ГАЗ не имел достаточно оборудования и специалистов для обеспечения массового производства довольно сложного устройства, каким является автоматическая коробка, ее выпуск поручили предприятиям минсредмаша - оборонке. Увы, наладить серийный выпуск качественных изделий не смогли и там. И до их пор автоматические коробки, устанавливаемые практически на каждую легковую машину в США с 1936 года, нашей промышленности не по зубам. Вот уж действительно: "зато мы делаем ракеты". По аналогичной схеме покончили и с 6-цилиндровым V-образным двигателем, и рядом других новинок.

Но, несмотря на все эти неудачи, "Волга" "ГАЗ-21" стала легендарной машиной. Многие годы она была несбыточной мечтой советских граждан, символом власти и благополучия ее хозяев. Прочный кузов, весьма приличный уровень комфорта делают эту машину привлекательной до сих пор. Ее часто можно встретить на улице, а выставленные на продажу "ГАЗ-21" находят своего покупателя. Владельцы этих раритетов взахлеб рассказывают о необыкновенной коррозионной стойкости кузова и грузоподъемности на уровне легкого грузовика. Нипочем ей и наши дороги: чтобы разбить "волговскую" подвеску, надо сделать что-то очень выдающееся...

На Западе "ГАЗ-21" остается самой известной советской машиной. Именно она, а не "копейка", которую там воспринимают как дешевый клон старого "ФИАТа". Более того: старая "Волга" попала практически во все иностранные учебники по автодизайну. Она действительно красива. Московские фирмы, занимающиеся автотюнингом, изготовили уже несколько репликаров на базе "ГАЗ-21": кузов остается прежним, а агрегаты берутся от современных машин, обычно от "БМВ". И не удивительно, что новинка ГАЗа, "Волга" "ГАЗ-3111", повторяет линии и стилистические решения "двадцать первой": похоже, у нас рождается свой дизайнерский стиль.

Дмитрий МАТВЕЕВ



P/S/ Блин, а приятно когда цитируют!!! :) :)

Кому интересно посмотрите ещё:
http://www.automag.vrn.ru/00_4/2.html про "Победу"
http://www.automag.vrn.ru/00_2/6.html ГАЗ-М
 

rem

Житель
Регистрация
16 Окт 2007
Сообщения
1,787
Реакции
3,367
Баллы
445
Ответ: Протатипы

спасибо очень познавательно :)
 
Сверху