В скобках обозначаются (по всему документу) основные параметры двигателя и коробки передач (по данным производителей техники или по каталогам), например: ВАЗ-21043 – марка двигателя; 4L – число и расположение цилиндров (L – рядное, V-образное, О-оппозитное); 1,45 – рабочий объем двигателя, л; 71–мощность двигателя, л.с.; 5М – количество передач (М – механическая; А – автоматическая коробка передач, CVT-бесступенчатая автоматическая).
Условные обозначения: Б – бензин; Д – дизтопливо; СНГ – сжиженный нефтяной газ; СПГ – сжатый природный газ.
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,7 Б
ГАЗ-3102 (Тoyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) 11,2 Б
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) 12,5 Б
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) 12,0 Б
ГАЗ-310200 (Тoyota-6V-3,378-194-4А) 13,8 Б
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) 13,5 Б
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) 13,9 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) 13,1 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 - 4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 - 4L-2,445-90-4М) 13,5 Б
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) 13,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) 10,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) 12,2 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) 11,4 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
– для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;
– для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м – до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – до 10%, на дорогах общего пользования 1V и V категорий – до 30%.
Работа автотранспорта в городах с населением:
свыше 3 млн. человек – до 25%;
от 1 до 3 млн. человек – до 20%;
от 250 тыс. до1 млн. человек – до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;
до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км– до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%.
При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7% от базовой нормы.
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20% (включительно – и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении № 2.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙D), (1)
где Qн – нормативный расход топлив, л;
Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Пример:
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙ D) = 0,01 ∙ 13,0 ∙ 244 ∙ ( 1+ 0,01 ∙ 5) = 33,3 л.
Условные обозначения: Б – бензин; Д – дизтопливо; СНГ – сжиженный нефтяной газ; СПГ – сжатый природный газ.
ГАЗ-3102 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,7 Б
ГАЗ-3102 (Тoyota 3RZ-FE-4L-2,694-152-5M) 11,2 Б
ГАЗ-3102, -3102-12 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-4М) 12,5 Б
ГАЗ-3102-12; ГАЗ-3102 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,3-150-5М) 12,0 Б
ГАЗ-310200 (Тoyota-6V-3,378-194-4А) 13,8 Б
ГАЗ-310200 (Rover-8V-3,95-182-5М) 13,5 Б
ГАЗ-31022 (ЗМЗ-4021.10-4L-2,445-90-4М) 13,9 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40210D-4L-2,445-81-5М) 13,1 Б
ГАЗ-310221 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (Rover-4L-1,994-140-5М) 11,5 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-402; 402.10 - 4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-31029 (ЗМЗ-4021; 4021.10 - 4L-2,445-90-4М) 13,5 Б
ГАЗ-3105 (8V-3,4-170-5М) 13,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -40200Ф-4L-2,445-100-4М) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (Rover-4L-1,996-136-5М) 10,7 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4020 ОМ-4L-2,445-100-5М) 12,2 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4062.10-4L-2,287-150-5М) 11,4 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40210Д; -4021-4L-2,445-90-5M) 13,0 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-4026.10; -402-4L-2,445-100-5M) 12,1 Б
ГАЗ-3110 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
ГАЗ-3110-551 (Chrysler-4L-2,429-137-5M) 10,6 Б
ГАЗ-31105 (ЗМЗ-40620Д-4L-2,3-131-5M) 11,5 Б
Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
– для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах бензина или дизтоплива;
– для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) – в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22±0,10 л СНГ к 1л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
от 300 до 800 м – до 5% (нижнегорье);
от 801 до 2000 м – до 10% (среднегорье);
от 2001 до 3000 м – до 15% (высокогорье);
свыше 3000 м – до 20% (высокогорье).
Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути – около 500) – до 10%, на дорогах общего пользования 1V и V категорий – до 30%.
Работа автотранспорта в городах с населением:
свыше 3 млн. человек – до 25%;
от 1 до 3 млн. человек – до 20%;
от 250 тыс. до1 млн. человек – до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;
до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км– до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%.
При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля – до 7% от базовой нормы.
При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.
Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5% до 20% (включительно – и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении № 2.
В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙D), (1)
где Qн – нормативный расход топлив, л;
Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Пример:
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙ D) = 0,01 ∙ 13,0 ∙ 244 ∙ ( 1+ 0,01 ∙ 5) = 33,3 л.