• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
А у меня вот снято около2мм. и ничего не задевает, уже 2-я голова фрезерована, и дает это нормальный эффект, особенно при езде на газе, рекомендации по снятию есть даже в заводской инструкции по переоборудованию на газ для аппаратуры рязанского завода. Читайте тему внимательно, это уже обсуждалось.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Токмак, у вас наверное свечи стандартные, а у меня трехэлектродные "Мастер Спорт", у них центральный электрод несколько длиннее, чем у стандартных. Зато такие свечи гораздо надежнее стандартных (такие свечи ставили на моторы БМВ с 92 года). :)
 

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Уважаемый Олег Миронов, головку блока, к сожалению, сточить невозможно так как при стачивании около 0,7-0,8 мм клапана будут задевать свечи.:(
Переделав мотор ГАЗ-52 в инжекторный вариант тоже хотел поднять степень сжатия примерно до 8,2-8,5 (родная головка - 7,2), но промерив высоту подъема клапана и высоту камеры сгорания, пришел к выводу, что там сточить невозможно (по крайней мере больше 0,4-0,6 мм), а это практически ничего не даст.


Робяты, ищите головку ГАЗ 52 именно для газа, у нее степень сжатия 7,6 и есть возможность сточить сколько вам надо. Сверху у такой в алюминии отлиты крупные цифры 7,6.
Я уже писал, что ездил на бензине с "газовой" головкой и мотор поливал отлично, только трамблер пришлось вправо до отказа повернуть :blush2:

А может установка двух или даже четырех карбюраторов на ГАЗ 52 гораздо проще, чем городить инжектор? И мощь прибавит и экономию.
На мой взгляд, установка инжектора оправдана, если его ставить в паре с турбиной :yes4:
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Уважаемый Старый "зимист", у меня как раз такая головка с цифрами 76, но по данным из книги по ГАЗ-52 это означает, что головка под 76-й бензин и степень сжатия 7,2. Хотя с такой головкой и инжекторной аппаратурой от мерседеса (мотор М-103, КЕ-Джетроник), на 92-м бензине ездить можно (приходилось из за временного дефицита 80-го), мотор тянет заметно лучше, чем на 80-м.:gaz_love:
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Вот у меня как раз такая головка и стоит, как на фото, представленном Микхаем. Так вот при установке трехэлектродных свечей, зазор между полностью поднятым клапаном и центральным электродом не более 1 мм! Я считаю стандартные (одноэлектродные) свечи в сравнении с трехэлектродными, извините г....ще. :gaz_love:
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Михай, сделай крупным планом фото камеры сгорания головы, там виден с противоположной от свечей стороны переходный выступ- буртик, это и есть метка, по которой можно ориентироватся на максимальную высоту занижения головки на координатно-расточном станке. Свечи у меня стоят обычные,когдато ставил с двумя злектродами авиационные, не понравилось,т.к. на оборотах выше средних чето троило. Подскажите, от чего взять путевые высоковольтные провода, мои ночью все светятся.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Токмак, берите высоковольтные провода комплект для ГАЗ-53/ЗИЛ-130, силиконовые (у меня такие стоят, не пробивает даже с бесконтактным зажиганием), единственное, из комплекта остается 2 лишних самых коротких провода. У меня стоят трехэлектродные свечи "Мастер Спорт", на них мотор никогда не "троил". Единственное неудобство, что трехэлектродные свечи, как правило с длинной резьбой (19 мм), с короткой (11 мм) встречаются крайне редко. Существует (проверенно на практике) способ поставить свечи с длинной резьбой на ГАЗ-52, подложить под свечу медные шайбы (по 6 шт на свечу).:)
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Господа, кто нибудь устанавливал на мотор ГАЗ-52 систему БОШ Мотроник от БМВ? Если кто делал такое поделитесь опытом, задумал капремонт запасного мотора, сразу хотел сделать под Мотроник DME 3.1. Очень хотел узнать как это делают, чтобы "не наступать на те же грабли". Заранее спасибо.:gaz_love:
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
ну я думаю вряд ли кто такое делал ибо сложно будет. в принципе все возможно но сложно. с мотроником 3,1(как мне кажется) слишком много замут. много всякой всячины для катализатора, плюс рассчитан на подсос паров из бака. как бы многое можно кастрировать но нужно шить шить шить и еще раз шить и подбирать. а кто за это возьмется? много надо навешать на двигатель. зажигание там полностью статично. по катушке на каждый цилиндр. ну в общем наворотов полно. а смысл наворотов? мне кажется что на такой технике надо что то попроще, как раз то что у тебя уже стоит. а все остальное от лукавого ИМХО
 
Последнее редактирование:

Александер83

Общительный
Регистрация
23 Фев 2011
Сообщения
7
Реакции
0
Баллы
62
Ура товарищи! Сегодня в своих залежах металлолома нашел головку с отлитыми цифрами 76!!!!!
Первый шаг навстречу к не убиваемому движку и 92 бензину сделан!

А то я уже грешным делом стал задумываться о японском дизеле...
 
Последнее редактирование:

Кореной Рязанец

Общительный
Регистрация
26 Мар 2011
Сообщения
4
Реакции
11
Баллы
65
Всем огромный привет!!!!Разрешите к Вам присоединиться?!Очень давно искал людей с которыми приятно поговорить о любимом деле:) Сразу хочу сказатьбольшое спасибо "Старому зимисту" за мудрые советы-на сколько смог, на столько воплатил их в жизнь, правда пока не все.

Добавлено через 11 минут 17 секунд
Хотел поднять одну тему про клапана... Я в связи с необходимостью поышения мощности также загнался этим. И нашел выход простой довольно таки: впускные клапана я поставил от УАЗа. Уменьшил их диаметр до 42 мм (максимальный размер который можно поставить на ГАЗ 51), угол проходного сечения переточил на 30 град. Правда появись проблемы с установкой- клапан в верхней точке стопорился и не давал прокручиваться распред валу из за того что ножка клапана меньше чем у "газовского". Проблему решил путем срезания верхней кромки у тарелки(в которую сухари вставляем), подрезанием на 2 мм направляющей клапана снизу и пришлось сухари сверху на 2 мм стачить. Пружину поставил стандартную. Головку блока сточил на 2 мм, тем самым получил АИ92, правда пришлось выточки под клапана делать. Мотор шепчет просто:yes2:
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Мотроник 3.1 хотел поставить в основном из за двух вещей: 1) индивидуальное управление форсунками (более точное дозирование, соответственно экономичность) и 2) параметрическое зажигание с датчиком детонации +статическая система с индивидуальными катушками (гораздо надежнее БТСЗ, не говоря о контактной). Что касается нейтрализатора и уловителя паров бензина, знаю, что и без них эта система может нормально работать.:gaz_love:
По мотронику меня в основном интересовала синхронизация (число зубьев маховика БМВ (двиг. М50) и как осуществить это на 52-м моторе) и самодельный впускной коллектор на мотор ГАЗ-52 (хотел сделать такой под КЕ-Джетроник, но поленился) и самодельная топливная рейка. Эти моменты меня интересуют, чтобы не повторить чужие ошибки.
 

Sergo64

Общительный
Регистрация
27 Мар 2011
Сообщения
6
Реакции
14
Баллы
65
Привет всем любителям Газ - 52,рад вступить в ваши ряды,прочитал все темы по этому грузовику с удовольствием )) за что вам огромное спасибо,и хотел бы добавить немного от себя о том что обсуждалось ранее

0_6ceb0_48a490_L.jpg 0_6ceb1_2843310f_L.jpg 0_6ceb2_d22cef44_L.jpg
 
Последнее редактирование модератором:

Кореной Рязанец

Общительный
Регистрация
26 Мар 2011
Сообщения
4
Реакции
11
Баллы
65
Кстати, хотел поделиться небольшим опытом по установке коленчатого вала. В теме уже много раз обсуждалась проблема "стучания" мотора. А Вы не задумывались о том, что коренные шейки могут начать стучать из за того что вал неперекосяк встает после долгого периода работы?! Также как и все крепежные изделия, болты, держащие коренные бугеля имеют свойство раскручиваться со временем и проволока, которая предусмотрена заводом их не удерживает. Я решил эту проблему заменой болтов на шпильки. Взял шпильки, которыми крепится вал на УАЗе, обрезал их по длине и всё... Эт Вам так, для информации))))
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Думаю проблем с газовой аппаратурой не будет, возможно, пропускной способности редуктора может не хватить для развития полной мощности, но попробовать стоит. Для карб. к22г надо изготовить проставку для подвода газа, ставящююся между поплавковой камерой и дроссельной заслонкой.А редуктор вакуумный или электронный?
 

sharegg

Общительный
Регистрация
27 Мар 2011
Сообщения
1
Реакции
1
Баллы
64
у меня есть два варианта,ПЕРВЫЙ ЭТО от рафика установить но незнаю какой он скорей всего электронный,а второй от бмв тож электронный. а зачем проставку ставить посредине карбюратора? на рафике стоит прямо после фильтра! или вы считаете что так лучше будет??
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Можно пробовать и то и другое,просто по опыту работы с установкой гбо на модели Ваз иногда приходится менять смесители с верхнего на нижний и наоборот. Может не хватать силы сосания для управления редуктором, причем, одна и та-же аппаратура ведет себя совершенно по разному на совершенно одинаковых автомобилях одной модели. При работе с гбо каждый автомобиль индвидуален! Мне попалась самодельная проставка на к22г и рязанская аппаратура, пока работает нормально.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Учти что на легковых карб двухкамерный и камеры работают последовательно. А на 126И параллельно. Поэтому под карбюратором в двухдифузорном коллекторе у нас стоит перегородка. Получается одна камера кормит свои 3 цилиндра. Поэтому если будешь ставить то перегородку придется удалить.
 
Сверху