• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Re: Неубиваемый мотор ГАЗ 52 и его распределительный вал

Делал я распредвал, менял втулки на расточном станке все делали, но ресурс шатунных вкладышей при этом не изменился-8-10 тыс км. Даже в руководстве по эксплуатации ГАЗ 52-04 написано, что необходимо через каждые 10 тыс. км контролировать их состояние и при необходимости менять. Такого требования нет ни для одной машины. Значит, на ГАЗе знали о проблеме, раз такое писали. Еще заметил, что на малых оборотах двигатель отлично тянет,но давление масла маленькое, т.к. малые обороты, а ведь нагрузка большая, может в этом причина быстрого износа? Так что насос надо делать,я себе заказал. Масло лью пока дизельное,т.к. расход большой,-кольца маслосьемные износились,хотя компрессия 10-11, но после сборки двигателя -дублера попробую синтетику(вместе с новым маслонасосом) Кто и где брал кованные поршни? каков их ресурс?Микхай, спроси у спорцменов .
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
полностью согласен с токмак,необходимо поднять давление на малых и средних оборотах.о качестве масла это и ежу понятно но давно ли появилось такое разнообразие в ассортименте масел? что было доступно то и использовали.да и многие владельцы газонов просто не позволят себе дорогие масла,цены кусаются.
Добавлено через 8 минут 52 секунды
микхай как правильно настроить карб? по книге не выходит как вы делаете?1-2-3 цилиндры свечи светлые ,в остальных покрытые нагаром. значит работа камер не одинаковая я так понимаю.и какие свечи импортные подойдут?у меня стоят наши а-11
 
Последнее редактирование модератором:

zas

Общительный
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
14
Реакции
5
Баллы
64
...огромная просьба к уважаемому "старому зимисту" постарайтесь сделать чертеж для переделки масляного насоса ,а то наш токарь без него даже разговаривать не хочет.буду осваивать синтетику обо всех впечатлениях напишу всем пока!
ближе к началу ветки описано вполне приемлемо и доходчиво. сложного ничего нет, только токарем не обойдешься, нужен плоскошлифовальный и желательно круглошлифовальный станок, чтобы обеспечить допуски посадок.
полуторный насос - вещь неплохая. надавит масла и в колен. и в распредвал.а в жаркую погоду можно избыток по давлению сбрасывать через радиатор. у меня во всяком случае работает без проблем.
не разберешься - обращайся, постараюсь объяснить

Добавлено через 4 минуты 11 секунд
... какие свечи импортные подойдут?у меня стоят наши а-11
если ты в это ройло по названию газ52 готов топтать импортные свечи - не проще ли по-цивильнее авто прикупить?

Добавлено через 8 минут 21 секунду
кстати,может кому пригодится...
указатель температуры ук145(а) работает в паре с датчиком тм100
типоразмер как раз под панель приборов

еще полезное для нашей помпы
ремкомплект водяной помпы автомобиля: москвич, газ
стоит - тридцатку

наименование католожный номер

пружина упорная уплотнительная 401-1307034-11
манжета 401-1307051-11
шайба уплотнительная 412-1307041-10
обойма манжетная 401-1307051-11
обойма пружины 401-1307052-11
 
Последнее редактирование:

ACDC

Общительный
Регистрация
12 Ноя 2009
Сообщения
19
Реакции
20
Баллы
64
Какие масла из минеральных и полусинтетиков можно заливать в двигатель ГАЗ-52?

Добавлено через 3 часа 57 минут 45 секунд
После 3 летнего простоя предстоит завести ЗИМ, поэтому нужна информация, какие жидкости можно лить в двигатель ГА-52, КПП, задний мост, жидкости в систему охлаждения и тормозную систему
 
Последнее редактирование:

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Подскажите по следующей проблеме. В общем она сама собой как то случилась до этого не было.
Заводим на холодную давление масла 6-8, через 5 секунд начинается плавный спад, за 2-3 секунды, потом указатель показывает двоечку. Если на холодной газонуть стрелка отклоняется до 4, потом после небольшого прогрева выше 2 не поднимается. Что за фигня?
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
В общем она сама собой как то случилась до этого не было.
Заводим на холодную давление масла 6-8, через 5 секунд начинается плавный спад, за 2-3 секунды, потом указатель показывает двоечку. Если на холодной газонуть стрелка отклоняется до 4, потом после небольшого прогрева выше 2 не поднимается. Что за фигня?
Точно такая же ситуация, при тепмературе 80, на холостом ходу давление вообще почти 0 на средних оборотах ели поднимается до 1,5.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Попробуйте путем подкладывания шайб изменить усилие пружины редукционного клапана, иногда помогает. Еще заметил, что сам клапан не плотно прилегает даже на новых маслонасосах .Я свой притирал, помогло. Насчет втулок распредвала есть доля проавды делать их надо конечно, если изношены, но у меня существенного прироста давления это не вызвало.Так что нужен маслонасос помощнее.
Щас у меня новая проблема- после сборки двигателя масло лезет из прокладок поддона рекой , и через 50-70 км пробега воздушный фильтр полный, через край, Сапуны чистые, проверял.Было такое у кого?
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Щас у меня новая проблема- после сборки двигателя масло лезет из прокладок поддона рекой , и через 50-70 км пробега воздушный фильтр полный, через край, Сапуны чистые, проверял.Было такое у кого?

По моему где то выше уже обсуждалась эта проблема, я свой ДВС делал в прошлом году, когда точили вал в его задней части токарь сделал "сгонную" резьбу, я ставил так называемую мерсовскую набивку, сама прокладка под картером изготовлена из пробкового дерева, протягивал ее пару раз после прогрева двс, а потом еще через пару дней эксплуатации, как результат нигде даже капельки масла нет. Так что если у тебя стоит обычная (резиновая) прокладка попробуй сменить ее на "пробковую".

А вот по поводу фильтра ничего не могу сказать, такого не встречал, может масла сильно много залил?
 
Последнее редактирование:

Micado

Общительный
Регистрация
18 Окт 2010
Сообщения
3
Реакции
0
Баллы
63
Добрый день.
У меня вопрос и просьба к Просто Русскому...
В каталоге узлов и деталей БТР-60П указан масляный насос с одной парой шестерён 40-101101-А3 и двигатели без центрифуг. Если можно, то укажите тот каталог, с которого Вы сканировали листы и если Вам не трудно вложите чертежи корпуса масляного насоса 49-1011015 и пластины разъединительной секций насоса 52-1011055.
С уважением, Игорь

Добавлено через 21 час 36 минут 22 секунды
Добрый день.
Есть книга "Ремонт двигателей автомобилей ГАЗ" Шнейдер Г.К. 1955г. по ссылке
_ttp://retroavtom.ucoz.ru/load/knigi_po_avtomobiljam/gaz_13_quot_chajka/remont_dvigatelej_avtomobilej_gaz_1955g/8-1-0-28.
Самое толковое из всего мною увиденного по двигателям ГАЗ.
 
Последнее редактирование:

БиггесТ

Общительный
Регистрация
24 Окт 2010
Сообщения
13
Реакции
14
Баллы
64
:( а то на работе сложилась неприятная ситуация... на газоне нужно поменять двигатель собственно в запасе был один собраный мол перебранный двигатель, но в ходе того что в гараже велся ремонт а двигатель был без свечей и был не накрыт внутрь попало очень много кусочков штукатурки пыли и прочей мерзости, сняв головку продувая двигатель компресором обраружил следы на 4 ом цилидре от пальца глубиной порядка 2 мм прокрутив коленвал та же проблема обнаружилась и в соседнем пятом цилидре, решили собрать другой блок который лежал в сарае, в блоке не было половины шпилек и один заломыш, собственно со шпильками разобрался за день тонкий слой ржавчины с цилидров убрал и блок весь вымылл начал разбирать "перебранный" двигатель. снимая поршневую обнаружил что половина колец залегло, а некоторые маслосъёмные по запчастям лежали в поддоне лежали в поддоне... взяв из скромного запаса родные компресслные колечки и примерив их к цилидрам "нового" блока обнаружил что зазор у них порядка 4-5 мм - это уш явно не порядок и поршневая на 82 проваливается со свистом, да и старые шатунные вкладыши были истёрты до безобразия, стояли сталеаллюминиевые на них осталась одна сталь... и редкие "чешуйки" аллюминия когда то покрывавшего их, родных вкладышей в магазинах нету... подскажите что делать да как быть...
 

Uazmaster

Постоялец
Регистрация
13 Авг 2010
Сообщения
364
Реакции
372
Баллы
164
Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.
А просто нормально эксплуатировать эти моторы не пробовали? Почему на японские моторы, которые крутят 6000-7000 даже жители частного сектора не жалуются? Мотор ГАЗ 51 морально и физически УСТАРЕВШИЙ, ПРИМИТИВНЫЙ и малость бесполезный. какой здоровый человек будет пихать в машину полутонную бандуру мощностью 75 сил, когда можно поставить от ГАЗ 53, если говорить о грузовиках, который намного легче мощнее и экономичнее и ресурс выше.... Нижнеклапанные моторы канули в лету по одной простой причине - низкий КПД, плохое наполнение цилиндров и плохое смесеобразование, в результате чего нет мощности, нет момента и нет экономичности...
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Вот бы этого красавца да в мои нагрузки с пробегом 10-16 тыс в месяц и средней нагрузкой не ниже 4 тон на расстояния 200-600 км в сутки! Интересно было бы посмотреть, когда оборвется первый поршень и застучит какой -нибудь шатунный вкладыш.

Добавлено через 3 минуты 45 секунд
:( а то на работе сложилась неприятная ситуация... подскажите что делать да как быть...

Вал на шлифовку, блок на расточку, если позволят размеры, других вариантов не вижу, запчасти найти можно.
 
Последнее редактирование модератором:

БиггесТ

Общительный
Регистрация
24 Окт 2010
Сообщения
13
Реакции
14
Баллы
64
токмак вал как новый, зеркало на всех шейках, кореные и шатунные стандартные, мне кажется завод ничего точить не будет хотя предприятие на котором точат находится буквально в 200 ах метрах от завода..., просто у нашего завода директор такой, терий год стоит бычок лишь из за того что нету аккамуляторов! и мол нету средств на их покупку, бычок дизельный просто и аккамулчторов нужно два
 
Последнее редактирование модератором:

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
токмак вал как новый, зеркало на всех шейках, кореные и шатунные стандартные, мне кажется завод ничего точить не будет хотя предприятие на котором точат находится буквально в 200 ах метрах от завода..., просто у нашего завода директор такой, терий год стоит бычок лишь из за того что нету аккамуляторов! и мол нету средств на их покупку, бычок дизельный просто и аккамулчторов нужно два
Подогнали мне давеча двигатель- донор по дешовке,вскрыл я его, на вид все чистое, визуально износа нет, говарят, мол, работал мало, я лоханулся, поставил его на машину, после этого через 3 дня сменил коленвал с вкладышами на свой, шлифованный, сразу давление появилось.Далее, проехав 500 км израсходовал 10 л. масла- оно лезло через все прокладки, и через каждые 50 км сливал назад из воздухана в двигатель. Решил проверить зазор в кольцах- оказалось, что колец в двигле считай нет.Далее промерив индикатором- нутромером визуально не изношенные цилиндры обнаружил дикий износ в виде эллипса.По параметрам износа двигло надо растачивать на следующий размер, да некуда уже, последний-83,5.Можно конечно перегильзовать на стандарт, но в данном блоке экономически не целесообразно, поскольку распредвал тоже убит. Короче, ограничился заменой колец,пока масло не гонит. Поезжу до 1-го застука и в утиль.Вот такая наука на всю жизнь- доверяй, но промеряй!
 

БиггесТ

Общительный
Регистрация
24 Окт 2010
Сообщения
13
Реакции
14
Баллы
64
Токмак, мой блок не расточен еще стандарт под 82, и расточить его было бы вообше идеально тем более что поршневая новенькая на 83.5 в солидоле еше лежит в размере 8ми штук:)
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Токмак, мой блок не расточен еще стандарт под 82, и расточить его было бы вообше идеально тем более что поршневая новенькая на 83.5 в солидоле еше лежит в размере 8ми штук:)

Неспеши сразу на 83,5 точить! Это последний размер. Надольше блока хватит.
 

БиггесТ

Общительный
Регистрация
24 Окт 2010
Сообщения
13
Реакции
14
Баллы
64
хорошенько порылся в кондейке заводской нашел поршни на 83, примерил не лезут в цилиндр... если вставлять наоброт проваливается всеми канавками под кольца и упирается... есть еще один блок по состоянию замучаный, но на месте нету крышек под кореные шейки коленвала, я какие то нашел в боксе под верстаком, точно от 52 ого газона ток черт знает от этого ли блока? да и блок не знаю точеный или не точеный... еще не известно в каком состоянии двигатель который стоит на машине, наедеюсь в более менее лучшем... и кстати впоросик, ставятся ли на этот двигатель маслосъёмные колпачки? водитель который начинал с 52ого свою карьеру говорит то что должны ставится
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Так и должно быть, поршень в верхней части тоньше, чем в средней, он там нагревается больше. Раз не лезет полностью, значит при расточке должен выйти размер 83,0.Бугеля блока проверить трудно, лучше не рискуй. А никаких маслосьемных колпачков на газ 52 никогда на было.

Добавлено через 5 минут 4 секунды
Микхай, а можно фото подкапотного пространства газ 63? а то я свой 51 сам собирал из под забора,посмотреть хочу, где что с завода быть должно.
 
Последнее редактирование:
Сверху