• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
Неужели нельзя поршня подобрать?
из за ассиметрии?

диаметр поршня у 52 от 81.88 до 84. Точить и подбирать поршенек.

Или уже давно ясно, что от москвича можно ставить 82мм? Тема большая просто. Почистить бы ее, оставивь лишь верные тезисы на страничку
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

И, ГЛАВНОЕ! ПОД ВКЛАДЫШЕМ ЗАКУПОРЬТЕ КУСОЧКОМ ФОЛЬГИ ОТВЕРСТИЕ В ШАТУНЕ ДЛЯ СМАЗКИ КЛАПАНОВ! ИНАЧЕ У ВАС ВСЕ МАСЛО ЧЕРЕЗ НЕГО ПОГОНИТ!
Есть идея получше, это отверстие можно заглушить винтом М2. Фольга это как то не серьезно. :) Промерял диаметр этого отверстия 1,5 мм, там можно нарезать резьбу М2 и изнутри ввернуть винт, а снаружи его расклепать "для гарантии", думаю вполне осуществимый на практике вариант. :gaz_love:
 

koterman

Общительный
Регистрация
6 Июл 2008
Сообщения
38
Реакции
49
Баллы
80
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

На 3име (мотором ГАЗ 51/52, 6-ка) стоят свечи советские, еще-в работе, А11 :) 0,85), не известно сколько лет. Xочу купить NGK-ие.
Вот варианты:

• NGK B5H

• NGK B8H(s)

Какие предпочесть? Или вообще взять Bosch, маркировки W9AC? :rolleyes:
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Есть идея получше, это отверстие можно заглушить винтом М2. Фольга это как то не серьезно. :) Промерял диаметр этого отверстия 1,5 мм, там можно нарезать резьбу М2 и изнутри ввернуть винт, а снаружи его расклепать "для гарантии", думаю вполне осуществимый на практике вариант. :gaz_love:

а может не стоит лишний вес туда загонять? тут думаешь как от него избавиться а все что то не получается :)
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Re: Ответ: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

а может не стоит лишний вес туда загонять?
Batat, тогда встречный вопрос, а сколько весит винт М2 длинной 10мм.? Выходит этот винтик весит меньше 0,5 грамма! Где же здесь утяжеление? :)
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Интересуют шатунные. Коренные ставим зиловские шатунные

Когда то очень давно ставил шатунные перегибал из волговских коренных,вообще не уверен (на пачке было написано - ремонтные волговские):yes2: Газон у нас вообще как член семьи, мы на нем за брусникой ездим за 25 км в горы , дорога занимает больше 2х часов (да это и не дорога вовсе а так направление), валуны огромные , ручьи и тд. Когда он (газ 5204)к нам попал от него осталась рама кабина и мосты , так что пришлось поработать. Сначала просто поставили на ход,а потом после многочисленных ремонтов пришлось думать. Поставил ему ал. шатунные вкладыши, коренные все ал не смог найти,крайние широкие поставил родные. Потом поставил центрифугу и 2х секционный масляный насос, масляный радиатор от 53. Сменил диск сцепления на 53 , обточил на токарном до нужного размера , ставил с проставочными шайбами. Еще ставил всякие электронные штучки -типа опережения защита от подгорания контактов - ничего не прижилось, поработает годик и капец. С тех пор не ремонтировал а это лет уже как 15 наверное, правда езжу не много , за дровами , сеном,да шишковать иной раз в такую глушь забираюсь, что 4х ведешники диву даются.
 
Последнее редактирование:

GAZPRO

Постоялец
Регистрация
29 Июл 2011
Сообщения
208
Реакции
61
Баллы
130
Зачем вкладыши от других машин колхозить? Раньше на 51-ых движках стояли баббитовые вкладыши, но сейчас их практически не найти, идут в продажу только сталь-алюминиевые. Так что берите родные и не парьтесь.
 
Последнее редактирование:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Привет всем! Срочно нужна подсказка! Познакомился с одним военным, он мне уже приготовил маслонасос с БТРа, вопрос к знатокам, что ещё имеет смысл поставить от двигателя БТР-60 на двигатель ГАЗ-52???
И кто-нибудь заморачивался установкой полнопроточного масляного фильтра, типа как на "Жигулях"???
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
Зачем вкладыши от других машин колхозить? Раньше на 51-ых движках стояли баббитовые вкладыши, но сейчас их практически не найти, идут в продажу только сталь-алюминиевые. Так что берите родные и не парьтесь.

Да это было больше десяти лет назад, так что пришлось попарится и они (вкладыши ) до сих пор давление держат. А насчет двухсекционного так я сначала (пока не достал центрифугу) подключить давление в систему через масляную пробку в блоке а излишек через редукционный в картер. А мой друг просто заглушил 2 секцию и не чего не переделывал.

Добавлено через 4 минуты 51 секунду
Привет всем! Срочно нужна подсказка! Познакомился с одним военным, он мне уже приготовил маслонасос с БТРа, вопрос к знатокам, что ещё имеет смысл поставить от двигателя БТР-60 на двигатель ГАЗ-52???
И кто-нибудь заморачивался установкой полнопроточного масляного фильтра, типа как на "Жигулях"???

Доставай центрифугу - это вещь!
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Доставай центрифугу - это вещь!
При использовании современного моторного масла центрифуга практически бесполезна, лучше нормальный полнопоточный фильтр поставить.
 

Яков 1961

Общительный
Регистрация
22 Ноя 2011
Сообщения
18
Реакции
3
Баллы
64
При использовании современного моторного масла центрифуга практически бесполезна, лучше нормальный полнопоточный фильтр поставить.
Значит я устарел. Когда чищу центрифугу такой слой грязи снимаю что врятли он бы поместился в фильтр. И масло всегда прозрачное, хотя и темное. Рано списывать центрифугу в утиль!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Ребята. Доброго времени суток. Помогите с проблемой. Начну из далека и по порядку. Прошлым январём перебрал свой двиг 52-04, притирка клапанов, замена подшипников распред. вала, колечки новые, вкладыши, упорные кольца, все прокладочки. И купил новую шестерню распред. вала. Пришёл в магазин и сказал такой то двигатель нужна шестерня, продавец сразу закричал вот от ГАЗ 53 подходит бери, я посмотрел вроде она. Купил. Пришёл в гараж и сравнил со старой прикинул посадочное место где паз шпонки, друг к другу две шестерни, врроде одинаковы, а потом метки в глаза бросились, там разбег в зуб идёт. Ну думаю зуб не страшно заведётся. Поставил. И тут проблема с клапанами, не получается отрегулировать, вроде до этого столько раз их регулировал а тут ни в какую. С горем пополам отрегулировал, полтора часа наверно сидел, сделал. Собрал двиг до конца. Установил на погрузчик. Завёл. Но работает он как то не так. Покрутил зажигание, карбюратор, вроде всё нормально стало. Через какое то время подключил транзисторное зажигание, стал лучше работать. В общем лето отъездил более менее, без серьёзных проблем, но тоже не идеально. А с сентября началось. Карб просто перестал реагировать на винты качества, я карб чистил несколько раз, не помогло. Поменял на друго 126, не помогло, поставил 135, не помогло. Поставил с рабочей машины карб 126, но на моём моторе он не хочет совсем работать. Потом нашёл карбюратор К-22 поставил с заменой коллектора, двиг работает без изменений, не развивает мощность, чёрно-синий дым из выхлопной и гибель свечей. Заменил карб к-22 на ДААЗ 2140, завёл работает, но винт качества как мёртвый. Его снял и установил ДААЗ 2107, работает без изменений. Вчера я его настроил вроде работает ровно и под нагрузкой и на холостом. Но сегодня утром совсем не завёлся, и педалью качал и с подсосом. Кое как завели, работает ужасно, обороты около 650 об/мин, из выхлопной вылетает чёрно-синий дым, на педаль газа отвечает провалом с чернейшим дымом. А если поднести руку к выхлопной то ладонью чувствуется как будто на ладонь вылетают горячие капли, обжигают, и на коже остаются чёрные точки от которых пахнет бензином. И такой эффект на всех предыдущих карбюраторах. На повороты трамблёра двигатель даже звук не меняет совсем, сейчас стоит до упора в +. Выпускной коллектор и часть глушителя чуть ли не докрасна нагревается. Я уже четыре месяца мучаюсь и стою на ремонте, и не могу найти причину этой неисправности. И сегодня вспомнил про шестерню которая на зуб не совпадает. И меня теперь мучает эта шестерня. ПОдскажите кто знает может быть такое что двигатель нормально не работает потому что шестерня от ГАЗ - 53????????? Я просто честно уже не знаю что делать. Сегодня сильно почернели свечи и начали отказывать одна за другой, а двиг с каждой попыткой что то исправить, подкрутить умирал на глазах..:(:(:(
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
а потом метки в глаза бросились, там разбег в зуб идёт. Ну думаю зуб не страшно заведётся. Поставил. И тут проблема с клапанами
ИМХО!
1. Разница в один зуб не смертельна.
2. По описанию поведения мотора - провернуло шестерню распредвала.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
ИМХО!
1. Разница в один зуб не смертельна.
2. По описанию поведения мотора - провернуло шестерню распредвала.

Мне сегодня моторист сказал что нельзя шестерню от ГАЗ 53 ставить на ГАЗ 52, он говорит никогда так не делали и нельзя делать. А продавец в магазине сказал бери ставь и не парься. Была текстолит а вот новая пластмасса белая.
 
Сверху