• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
насчет бензонасоса не знаю,а установка тахометра обсуждалась где то на ветке почитай.а такое давление это отлично! значит мотор недавно ремонтировали,если конечно не мудрили что ни будь с масло насосом и такое делают что бы продать машину.
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
ну и хорошо!береги его и он тебя не подведет, кстати а какое масло у тебя залито? я вот недавно залил в мотор синтетику 15w40дизельное,заливать 5w15как советовал уважаемый старый зимист побоялся, уж больно оно жидковатое а мотор у меня старый.да и старики пугали дескать мотор застучит,побежит изо всех щелей и вообще синтетика не для этих моторов. но как залил то вижу только положительные моменты.мотор стал работать тише и устойчиво на холостых оборотах,холостые обороты стали выше пришлось чуть уменьшить.при движении гружёным реже переключаюсь на пониженную передачу,а порожний разгоняется быстрее даже пожалел что нет 5й передачи.зимой при -27 стартер крутил холодный движок!быстрее прогревается.давление масла смазки держится на холостых1.0 на оборотах 2.5 . исчезли провалы при резком нажатии на педаль газа. в общем я доволен пока,один минус цена 200р за литр. в хороший мотор надо лить хорошее масло.

Добавлено через 21 минуту 49 секунд
ребята от чего может сапунить мотор?износ поршневой группы?замерил компрессию,от 7.9до 11вроде нормально ?остаётся клапана?или есть ещё какая то причина?
 
Последнее редактирование:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
на счёт масла не знаю, какое именно, явно минералка и чёрная уже, надо менять, предыдущий хозяин работал раньше мотористом, головка 76 стоит и давление масла отличное, вряд ли он стал бы дизельное лить

Завтра думаю приспособить контактно-транзисторное зажигание от ЗиЛа, в теории по книжке оно лучше и на практике на 407-м "Москвиче" оно себя хорошо показало
 
Последнее редактирование:

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
да тебе повезло что старый хозяин был мотористом! фуфло не загонит.а то что масло чёрное это не признак того что его пора менять,все масла в процессе эксплуатации окисляются и темнеют.когда теряют вязкость начинает падать давление смазки,вот тогда и менять пора.а какое залито лучше узнай у кого покупал,если будешь доливать нельзя мешать с другими маслами ,может запениться,опасно.

Добавлено через 3 минуты 6 секунд
будешь ставить зажигание поделись результатами,и фото желательно.удачи!
 
Последнее редактирование:

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
да думаю доливать не придётся, на щупе на 2 мм выше метки верхней, отъезжу до смены на полусинтетику


фото без проблем, сделаю. В литературе оно описано, как система имеющая те же параметры импулься искры, как и БСЗ, напряжение до 25 тыс вольт, с одним минусом-наличием прерывателя, хотя кулачки почти прекращают подгорать с ним, ставиться элементарно, переделок никаких не требует, кроме 4 лишних отверстий под капотом, и за 15 минут меняется если что обратно на штатное. Ставил на "Москвич", особо я на нем не ездил, но искра стала заметно сильнее и пускался моторчик легче
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
да кстати есть интересная мысль.сегодня видел на газоне-52 самодельную лебёдку,фото выложу позже.может кто то из газоноводов мастерил сам или устанавливал заводские лебедки.очень полезная вещица,я бы установил на газон.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Знаем мы этих мотористов. Сами же и советуют лить дизельное. Только я бы сразу не переходил на полусинтетику. Сначала отъездил бы на обычной минералке от лукойла пару раз с заменой через 2.5-3 тыщи пробега. Если есть толстый слой грязи то часть отмоет. А потом промывка и зальешь полусинтетику. А то вон у знакомого на 53 комок вымыло и канал забило. Вал дал клину.
Только масло бери на заправке а не в ларьке.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Hetzer 88, советую вам сразу сделать полностью бесконтактное зажигание, трамблер от "мерса" 280 (W-123 мотор М-110), коммутатор и КЗ от волги. :gaz_love:
Подробнее об этом в теме "Впрыск топлива на ГАЗ-51". И еще на счет бензонасоса, лучше поставить электрический, диафрагменный, скажу по опыту полное г....ще. :)
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
Да я бы рад сразу БСЗ и электронасос, да финансы....как всегда.....улучшаю пока то, на что есть возможность

а что, от мерена без изменений становится?
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
а что, от мерена без изменений становится?
Переделки минимальные, все подробно описано в теме "Впрыск топлива на ГАЗ-51", там же представлены фото этих переделок. Будут вопросы, пишите - отвечу. Бензонасос можно ставить б/у, чуть дороже нового диафрагменного, но за счет более высокой надежности выходит дешевле.:gaz_love:
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
А электробензонасос от какой машины лучше ставить?
Если не планируется переделка мотора в инжектор, то в принципе любой с "разборки" лишь бы качал через фильтр, для карба не обязательно высокое давление. У меня раньше стоял от опеля-кадет, для карба хватало с избытком. :)
И еще при установке ЭБН необходима обратка, у меня была сделана через тройник (от насоса, карб и обратка). Обратка у меня тогда была из трубки от холодильника, диаметром 6 мм, эта трубка стальная обмедненная.
Сейчас у меня стоит новый насос от мерседеса 300Е и система КЕ-Джетроник с него же. :gaz_love:
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
нет, в инжектор не планирую, хочу поставить "Солекс" и вместо ограничителя оборотов переходник под 90 градусов, а про обратку я знаю

Кстати, а плунжерный насос от Д-240 не подходит? достаточно надёжный агрегат, никогда с ним проблем не было

Добавлено через 13 минут 51 секунду
система КЕ-Джетроник
просветите, а что это?
 
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
а на ЭБН есть возможность ручной подкачки
Нет.
на случай выхода из строя батареи?
вынимаешь из трех мобильников аккумуляторы, соединяешь последовательно и подключаешь ЭБН. :haha:
В случае выхода из строя батареи, где будешь брать искру?
 

Hetzer 88

Постоялец
Регистрация
9 Май 2011
Сообщения
122
Реакции
28
Баллы
110
привет! а на ЭБН есть возможность ручной подкачки на случай выхода из строя батареи?

если имеешь в виду разряженный аккум, когда не проворачивает стартер, но есть искра, насос будет работать, так как вместе с зажиганием включается
 

Олег Миронов

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
17
Реакции
13
Баллы
64
всё ясно спасибо. вот такой вопрос.мне досталься на халяву новый блок,но хранили его не правильно и на стенках цилиндров местами появилась коррозия.возможна его дальнейшее использование по назначению и как правильно удалить ржавчину? хотел на нем собирать новый двигатель.спасибо.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
как правильно удалить ржавчину?
Керосинчиком тряпочку намачи... потри... может сотрется?
А потом посмотри, насколько глубоко ржавчина "съела" металл....
Сколько лет "халявный" блок пролежал?
 
Сверху