• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Подскажите, поплавковые иглы на К126 одинаковые? У меня К126И, от какого ходить искать?

Все 126 иглы одинаковые. Хоть поплавок латунный, хоть капроновый.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Подскажите, поплавковые иглы на К126 одинаковые? У меня К126И, от какого ходить искать?

ищи иглу Уника. вещщщ. только вот номер не помню. вроде как номер 7. там игла с седлом идет, так как эта игла в старое седло может не пойти.
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Так с седлом и буду брать, вот чего и спрашиваю, чтоб тупо закрутить и все.
Блин вот засада то, заказал себе через инет главный тормозной (одноконтурный чугунный), пошел сегодня получать, прислали судя по всему главный тормозной от уаза на нем крепление двумя болтами боковое. Обидно блин, придется еще время терять на пересылку обратно и ожидания замены.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброй ночи ребята! Хотел сегодня просто поделиться, можно наверно сказать не большим достижением, юбилеем называть пока наверно рано! Речь пойдёт о двигателе! Сегодня мой двигатель наработал первую 1004 мото/часов! Не только двигатель, но и весь погрузчик после запуска в работу. Если перевести в пробег, то это 50200 км. Двигатель работал и работает без проблем совсем! Заводится с пол оборота! Жара у нас стоит под 40 градусов, но это не сказывается на работе двигателя, держит свои 85 градусов! Все доработки описанные в данной теме показывают себя с лучшей стороны и никаких недостатков замечено не было. Единственное что поменял на прошлой недели так это крышку трамблёра и бегунок, т.к после переделки трамблёра стояла треснутая крышка и частично расшатаный бегунок. Перебоев в работе это не давало, заменил для профилактики. В двигателе залита полусинтетика, в радиаторе тосол, вентилятор пластиковый принудительный. В общем впечатления только положительные!
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
вентилятор пластиковый принудительный.
Из за жары я тоже такой поставил, на лето по крайней мере. Зимой наверное обратно электро поставлю, с ним печка лучше работает, так как датчик поддерживает 87-92 градуса.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Мы вот когда начинали зимой работать, холода у нас были до - 25, работы много и нам нужно было чтоб двигатель прогрелся до 40 градусов и дальше мы начинали работать потихоньку. Так как мы делали, приходишь утром вытягиваешь на 1/4 "подсос" и полностью закрывали жалюзи и заводим двигатель. Пока снег с погрузчика сметёшь температура была уже около 45 градусов. Утро у нас всегда начиналось с расчистки снега, поэтому подсос убирали и начинали потихоньку работать. При 55 градусах открывали полностью жалюзи и во время работы на средних оборотах двигатель держал 80 градусов. В системе стоит родной термостат, он не был выкинут, а на оборот куплен новый и был установлен на своё место. Отопитель в кабине стоит от ЗИЛ-130 он при 50 градусах начинает жарить, а при 80 руку об воздух обжечь можно.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Доброго времени суток ребята! Помогите пожалуйста советом что делать, или подскажите куда копать! Из за такой жары уже и голова и моторы отказывают! Начну из далека чтоб всем всё понятно было. Месяц назад мы приехали работать на один завод по производству блоков, плитки, кирпичей ну не суть. У них был свой такой же погрузчик, но он сломался поэтому на месяц в аренду взяли нас. У ихнего погрузчика заклинил двигатель, был стук. На момент когда мы начинали работать им привезли новый блок, вкладыши, поршни, кольца, масляный насос. Мы начали работать, а они собирать двигатель. Работали мы как обычно выше средних оборотов, практически летали на отгрузке. В общем ребята собрали тот мотор, поставили, завели. Работет как часики, но слышно незначительные пропуски зажигания, но не криминал. Не было только термостата, потому что не смогли найти. Мы продолжали работать и отрабатывать условия договора, а тот погрузчик убирал мусор на территории и в основном стоял. Но буквально два дня назад, началась большая отгрузка на заводе и было решено грузить двумя погрузчиками, наш и тот что после ремонта. Работать начали с 8 утра оба очень активно, ну мы то как всегда, но и тот погрузчик старался не отставать. Давление у него показывало на холостом 0,4 на горячую, когда холодный при прогреве 4, но при прогреве до 60 градусов падает давление на 1. Но вот время подошло к 11 часам, температура на улице поднялась до 40 и у того погрузчика из под капотов пошёл пар, водитель проморгал стрелку и двигатель закипел. Нам пришлось дорабатывать одним за двоих и когда чуть раскидали заказы начали помогать выяснять причину. Двигатель остыл, работал он на воде, начали с замены пробки радиатора с моего погрузчика, не помогло. Заметили что если работает двигатель на холостом ходу или при средних оборотах то температура держится 85-90, но стоит чуть более активно ездить начинает кипеть. Позовчера я привёз на подмену свою помпу, стало лучше но не на много, сняли промыли радиатор, шлама было не очень то и много. Вчера снимали ГБЦ, думали прокладку пробило, но там всё целое и всё в порядке. Теперь погрузчик работает по холодку только и почти на холостых оборотах. Стоит дать ближе к максимальным и через 20 минут закипает, наш при этом работает и держит 85 градусов. В чём может быть причина?
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Насколько я знаю никаких чопиков точно не было. Но я когда на прошлой работе работал так же без термоса, и ничего ни где не глушил, и так же в жару двигатель не грелся выше 85. А куда нужно чопик вставлять в 52-ом двигателе? Я просто всегда думал что отсутствие термоса на этом двигателе будет влиять на медленный прогрев до рабочей температуры, а при прогретом он что с термосом что без гоняет по большому кругу или я ошибаюсь где то?
 

Vityok

Коренной житель
Регистрация
20 Окт 2010
Сообщения
4,371
Реакции
182
Баллы
534
По идее термостат направляет охлаждающую жидкость или по малому кругу или по большому (через радиатор).
Если термостата нет - жидкость может пойти и туда и туда. Естественно ей проще пойти по кратчайшему пути (малому кругу).
 

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
при отсутствии термоса жижа идет туда,куда ей легче,видимо в прошлый раз радиатор был чистый,а мотор не очень,поэтому жижа потихоньку текла и туда и сюда....здесь же наоборот,мотор чистый,после капремонта,а радиатор старый-вот и греется...
заткнуть надо то отверстие,куда опускается нижняя тарелка термоса при открытии оного...
 

Айван

Постоялец
Регистрация
16 Май 2011
Сообщения
514
Реакции
122
Баллы
174
Гон. Брехня и гон. Всю жизнь работаю без термостата. Ни разу не закрывал малый круг. Возможно в блоке нет распределительной трубы. Внутри блока Ставится, большое отверстие за помпой, там должна из нержавейки стоять приспособа.
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Гон. Брехня и гон. Всю жизнь работаю без термостата. Ни разу не закрывал малый круг. Возможно в блоке нет распределительной трубы. Внутри блока Ставится, большое отверстие за помпой, там должна из нержавейки стоять приспособа.

Вот и я говорю что на прошлой работе на таком погрузчике ездил без термоса и нормально ездил. Вот про распределительную трубу у них не знаю есть или нет. Свой когда блок новый брал сразу обратил на это внимание, она там стоит и двигатель работает прекрасно не греется.

Термостат не дефицит для Москвы, там должен стоять ТС-109, по крайней мере у меня он стоит.

Сегодня ездил специально покупал им новый термостат, они его поставили и говорят что он теперь быстрее выходит на рабочую температуру, но кипеть он так и продолжает. Завтра думаю скажу им пусть правда опять снимают помпу, тем более она моя и смотрят наличие распределительной трубки.
 

ВОЛГофф

Завсегдатай
Регистрация
20 Окт 2012
Сообщения
1,185
Реакции
105
Баллы
224
а я по опыту могу сказать-погрузчики без термоса и с открытым малым кругом ГРЕЮТСЯ...и коматсу,и тойоты,и ниссаны и т.д....еще ни одного не видел,чтоб без термоса работал...
хотя насчет г52 не могу сказать,может без термоса и работает...
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
а я по опыту могу сказать-погрузчики без термоса и с открытым малым кругом ГРЕЮТСЯ...и коматсу,и тойоты,и ниссаны и т.д....еще ни одного не видел,чтоб без термоса работал...
хотя насчет г52 не могу сказать,может без термоса и работает...

У меня опыта 5 лет официально на предприятии на этом погрузчике и уже не официально год. Львовский погрузчик будет нормально работать без термоса, и греться не будет, единственное ему тяжело без масляного радиатора. Да и термос сегодня поставили, ничего не изменилось, так что термос был не причём.
 
Сверху