• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Вот это продали на рынке.Про вставку не спрашивали.

Сам не поменяешь, без станков не обойтись. А по гильзе лучше проконсультироваться с тем кто будет её менять они лучше знают. А про "чёпик" в цилиндр, если только крайний случай доехать без поршня и то я думаю последствий с кривым валом не избежать. И ГАЗ 66 это всё таки другой мотор и конструкция валов разная. Не стоит на него ориентироваться.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Расклад такой.Есть новые гильза,поршень,шатун,вкладыши.Всё номинал. И предлагают мотор без навесного, но как он внутри неизвестно.Было совсем экзотическое предложение, загнать в четвёртый цилиндр деревянную заглушку.

за какую цену предлагали двигатель?
на поршнях в остальных цилиндрах какой ремонт написан?
 
Последнее редактирование:

Flint71

Общительный
Регистрация
19 Сен 2008
Сообщения
55
Реакции
1
Баллы
85
На поршнях цифр нет.Мотор предлагают за 6 тыр. рублёв. Но можно договориться и за меньше. Дело в том, что перебирать всё равно придётся. Машина стоит на колхозном дворе с незапамятных времён. Навесного нет, свечей нет. Цилиндры стопудово с коррозией. Кривым стартёром не прокручивали, что-то в сцеплении заклинило, только посмотрели снаружи.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Открутил кардан от коробки.Два болта простых с гровером, а два колесных. В чём фишка?
в том что машина не новая)
этот вопрос задайте тому кто вам машину продал)))
 

Flint71

Общительный
Регистрация
19 Сен 2008
Сообщения
55
Реакции
1
Баллы
85
Спросил у людей. Сказали такую тему, что простые болты от вибрации раскручиваются, а колёсные вроде нет. Не надо постоянно лазить подкручивать. Первый владелец был каким-то начальником на автобазе и машину собирал под себя, для своего хозяйства. Наверно болты бы нашел.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Что за девайс в выпускном коллекторе?
Заслонка системы подогрева смеси, там есть положения "зима" и "лето".
Когда переделывал коллектор, так эту фигню просто выкинул, еще и теплоизоляцию из толстого паронита поставил. Холодный воздух плотнее, наполнение лучше. А форсунки нормально работают и зимой. :)
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
Подскажите ядрёное средство чтобы что бы отмыть разобранный мотор изнутри. Предлагают в кока-коле отмачивать.

найди корыто чтобы блок вместился ведро солярки щетки, тряпки и все отмоется захочешь покрасить в дальнейшем обезжиришь блок бензином дешево и практично!
 

дубак

Общительный
Регистрация
28 Фев 2012
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
добрый день!

Добавлено через 4 минуты 43 секунды
Добрый день! Хочу обсудить тему по установке двиги семейства УАЗ на на ГАЗ - 63. Зачем? Уж сильно напрягает малооборотистость и боязнь оборотов 52 силача. Планирую на авто "закидыватся" за 500 км по хорошим дорогам и крейсерская скоростенка 50 -60 убивает. УАЗ можно крутить до 4000 об.мин не боится!!!
 
Последнее редактирование:

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Добрый день! Хочу обсудить тему по установке двиги семейства УАЗ на на ГАЗ - 63. Зачем? Уж сильно напрягает малооборотистость и боязнь оборотов 52 силача. Планирую на авто "закидыватся" за 500 км по хорошим дорогам и крейсерская скоростенка 50 -60 убивает. УАЗ можно крутить до 4000 об.мин не боится!!!

При доработке системы смазки, двигатель ходит отлично, и крутится до 4500 свободно. Если ставить от УАЗа то придётся что то делать со сцеплением. На ГАЗ-63 иногда родное выгорает, от УАЗа тем более на долго не хватит.
 

Рyслан

Общительный
Регистрация
15 Апр 2012
Сообщения
81
Реакции
34
Баллы
95
добрый день!

Добавлено через 4 минуты 43 секунды
Добрый день! Хочу обсудить тему по установке двиги семейства УАЗ на на ГАЗ - 63. Зачем? Уж сильно напрягает малооборотистость и боязнь оборотов 52 силача. Планирую на авто "закидыватся" за 500 км по хорошим дорогам и крейсерская скоростенка 50 -60 убивает. УАЗ можно крутить до 4000 об.мин не боится!!!

мотор уаз слабый для грузовика!
 
Последнее редактирование:

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
мотор уаз слабый для грузовика
У него момент маловат будет, да и обороты при этом гораздо выше.

При доработке системы смазки, двигатель ходит отлично, и крутится до 4500 свободно.
Это есть. :gaz_love:
 

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Забрали свой блок из мастерской. Отфрезеровали поверхность блока, был кривой и имел дефекты. Сняли 0.13 мм. Расточили цилиндры до 82.5мм. И поправили все сёдла, потому что на родные без слёз было не взглянуть.
 

Вложения

  • Блок цилиндров (1).jpg
    Блок цилиндров (1).jpg
    110.5 KB · Просмотры: 415
  • Блок цилиндров (2).jpg
    Блок цилиндров (2).jpg
    118.7 KB · Просмотры: 406
  • Блок цилиндров (3).jpg
    Блок цилиндров (3).jpg
    91.6 KB · Просмотры: 393

Сергей MAVRIN

Постоялец
Регистрация
6 Янв 2011
Сообщения
569
Реакции
85
Баллы
160
Блестят то блестят. Только на мой взгляд поршня в цилиндре тяжеловато перемещаются без колец. Просто знаю что поршень должен под собственным весом плавно опускаться в цилиндре. Но в ГАЗе цилиндры растачиваются под поршень по щупу и при определённом усилии протяга. И думаю что мотор нормально походит после сборки.
 
Сверху