• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Модернизация системы охлаждения масла двигателя ЗМЗ 406

mezernitsky

Завсегдатай
Регистрация
12 Сен 2010
Сообщения
804
Реакции
2,528
Баллы
290
Внимание!!! Для обсуждений подобной модернизации на моторах типа 402-го выделена отдельная тема "Установка теплообменника на охлаждение масла 402-го двигателя".

С уважением Royal257


_____________________________________________________________________

Волговодом я стал недавно, в общем случайно, скорее по нужде. Сразу же понял – прекрасно задуманная машина, но сделана по принципу «отвали от меня». Куда не сунься – все кривое, все на соплях. В полной мере прочувствовал поговорку: «Если за Волгой на дороге не остается масляных пятен, значит, у нее в моторе кончилось масло».

Подвигли меня на реконструкцию масляной системы паутина шлангов в моторном отсеке и не устранимое подтекание масла в соединениях мотора с масляным радиатором. Кроме того, не устраивала необходимость держать в голове заботу о необходимости включать/выключать радиатор. Да и вообще система частичного охлаждения масла, да еще и обедняющая основной поток, меня как-то не устраивала.
На моторах иностранного производства давно уже применяется система водомасляного теплообмена. Полный поток масла, перед поступлением в масляный фильтр, проходит через теплообменник, где-либо подогревается, либо охлаждается охлаждающей жидкостью. Таким образом, масло поступающее в двигатель после холодного запуска, гораздо быстрее прогревается, а в процессе работы двигателя не может перегреться и не теряет своих свойств.
Наиболее подходящим теплообменником для 406 мотора оказался теплообменник от фольксвагеновсих дизелей - позиция 13 на рисунке 1.

«Деталировка расположения теплообменника на фольксвагеновских дизелях» на Яндекс.Фотках
Рис.1
Деталировка системы смазки Фольксваген


Его оригинальный номер 068 117 021 B или 068 117 021 BX. В нтернет-магазине EXZIST он стоит около 2000 руб. Неоригинальные от: Hella (8MO 376 726-221), AVA (VW 3106), Hans Pries (101 448 755), Febi(14550) стоят от 1100 до 1500 рублей.
Сам теплообменник выглядит так:

«Водомасляный теплообменник» на Яндекс.Фотках

«Теплообменник» на Яндекс.Фотках
Рис.2
Водо-масляный теплообменник Фольксваген

[OFF="Описание установки на двигатель"]Теплообменник устанавливается между блоком и масляным фильтром при помощи крепежной резьбовой муфты (поз. 9 на рис. 1) и уплотняется резиновым кольцом 14.
Оригинальное кольцо имеет номер N 901 814 02 или 038 117 070 A. Неоригинальные: Hans Pries (104 526 015), Goetze (50-324203-00), Jp Group (117068001), SWAG (32 91 8776), Febi (18776). Крепежная резьбовая муфта изготавливается самостоятельно, и устанавливается на вместо удаленной ГАЗовской. Масляный фильтр можно использовать родной от 406 мотора, но он великоват и замена его будет не очень удобной. Поэтому я использовал фильтр меньшего размера. Резьбовую муфту пришлось изготавливать из-за не одинаковой резьбы штатного и нового фильтров.
Подвод и отвод охлаждающей жидкости показан на рисунке 3.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис.3
Разводка патрубков охлаждающей жидкости

Подача ОЖ в теплообменник осуществляется от патрубка подачи ОЖ к отопителю. Из него вывернут штуцер подачи ОЖ к корпусу дроссельной заслонки и к штуцеру припаян выгнутый отрезок трубки диаметром 18 мм. После этого штуцер установлен обратно в патрубок. Отверстие диаметром 8 мм в этом штуцере является своего рода жиклером, не позволяющим потоку ОЖ циркулировать по контуру теплообменника, обходя радиатор отопителя салона. Отвод ОЖ от теплообменника осуществляется в трубу, отводящую ОЖ из отопителя салона. Для этого в трубе, отводящей ОЖ от отопителя к помпе, удаляется вваренный патрубок 10 мм. для отвода ОЖ от узла дроссельной заслонки, и вместо него припаивается патрубок диаметром 18 мм. Подвод и отвод ОЖ к узлу дроссельной заслонки теперь осуществляется через патрубки диаметром 10 мм, впаянные в колена изогнутых стальных трубок у входа-выхода теплообменника.

«Монтаж теплообменника на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 4
Общий вид смонтированного теплообменника на двигателе ЗМЗ 406

Трубка отвода ОЖ к помпе показаны на рисунке 5.

«Расположение отводящей ОЖ трубки на двигателе» на Яндекс.Фотках
Рис. 5
Расположение отводящей магистрали от отопителя салона и теплообменника
Результаты проделанной работы проделанной работы выразились в следующем:
- в моторном отсеке стало сухо, чисто и немного просторнее;
- сейчас зима температуры до -15 градусов. Мотор прогревается на три-четыре минуты медленнее, но при этом температура масла возрастает одновременно с температурой ОЖ и во время движения автомобиля стабилизируется на уровне 70-80 градусов при температуре ОЖ 85-92 градуса.
Логика и практика эксплуатации двигателей иностранного производства подсказывает, что летом температура масла будет равной или немного выше, чем температура ОЖ. Тепловая нагрузка на радиатор системы охлаждения должна несколько возрасти, но если система охлаждения исправна, то дополнительная тепловая нагрузка не должна сильно сказаться на тепловом состоянии двигателя. Я вдоволь «наелся» кипением 406 мотора, пока глобально не привел систему охлаждения в порядок. Этим летом в любую жару (а было за 30), в любых пробках температура мотора всегда была в диапазоне 85-92 градуса. Впрочем, лето покажет. О системе охлаждения напишу отдельно.
Общие затраты на модернизацию составили около 2 тысяч рублей (теплообменник, прокладка, фильтр, отводящая трубка для использования её кусков, водяные шланги, хомуты) и неделя неспешной работы вечерами. Токарные работы, пайку, сварку выполнял сам, поэтому расценить её сложно, но думаю, что все обошлось бы не более тысячи рублей, если просить дядю. Все работы выполнял одновременно с капитальным ремонтом мотора. На снятом двигателе, стоящем на стапеле, все было делать просто и удобно. Однако параллельно, прикидывал - а каково будет это делать человеку непосредственно на машине, в гараже … Пришел к выводу, что абсолютно возможно, только придется снять впускной коллектор и генератор.[/OFF]
 
Последнее редактирование модератором:

smithy262

Постоялец
Регистрация
1 Авг 2012
Сообщения
108
Реакции
24
Баллы
100
Приобрел обменик от АУДИ на разборке.
Только в нём есть сквозное отверстие масляное. Я чего-то не понял его смысл.
Его можно ставить? в остальном он такой же как на других фото в этой теме.
 

Вложения

  • IMG_1776_.jpg
    IMG_1776_.jpg
    90.9 KB · Просмотры: 58

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
т.е паниковать не нужно?))
Надо точить переходник и ставить.
Единственное что надо уточнить - размеры посадочных мест на картер и под фильтр, ну и уплотнитель правильно подобрать.
 

smithy262

Постоялец
Регистрация
1 Авг 2012
Сообщения
108
Реакции
24
Баллы
100
полковник2, Посадочные места такие же, как у TC.
Родное уплотнительно кольцо заказал. Переходник завтра буду заказывать.

Дальнейшее описание буду вести в ветке про 402.
Спасибо!

Добавлено через 39 минут 9 секунд
полковник2,
И всё же. Повертел в руках обменник ещё раз.
Не получается полного потока масла через него. Часть масла через сквозное входное отверстие может попадать сразу в фильтр.
 
Последнее редактирование:

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
Часть масла через сквозное входное отверстие может попадать сразу в фильтр.
Так оно в него и попадает с начало все и на выходе ВСЕ масло проходит через теплообменник
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
Не получается полного потока масла через него. Часть масла через сквозное входное отверстие может попадать сразу в фильтр.
Могу ошибиться в направлении потока масла, но попадает в фильтр (условно) оно через отверстие в штуцере, которым фильтр крепится на блоке, а выливается в отверстия внутри уплотнительного кольца. Теплообменники охватывают именно 100% потока масла в двигателе.
 

smithy262

Постоялец
Регистрация
1 Авг 2012
Сообщения
108
Реакции
24
Баллы
100
Маслонасос накачивает масло в полость, затем оно просачивается через отверстия по периметру фильтра, а возвращается через центральный штуцер к потребителям.

Так вот. В предтавленных в теме обменниках есть входное и выходное маслоотверстие. Через обменник пройдет весь маслопоток.

В моём же обменнике все тоже самое, но еще и входное отверстие сквозное. Вот в чем дело-то.
 

полковник2

Старейшина
Регистрация
15 Окт 2007
Сообщения
18,193
Реакции
24,193
Баллы
1,275
В моём же обменнике все тоже самое, но еще и входное отверстие сквозное. Вот в чем дело-то.
Понятны опасения. Того потока, что пойдет через обменник уже будет достаточно для теплообмена.
 

31029 semen

Постоялец
Регистрация
27 Июн 2011
Сообщения
185
Реакции
79
Баллы
110
Приобрел обменик от АУДИ на разборке.
Только в нём есть сквозное отверстие масляное. Я чего-то не понял его смысл.
Его можно ставить? в остальном он такой же как на других фото в этой теме.
Я себе такой же поставил.

Штуцер заказывал с резьбой 3/4"
Фильтр использовал MANN W712/83
http://www.exist.ru/parts/params.aspx?pid=F7608183&flag=2676
 

Вложения

  • PICT3018.jpg
    PICT3018.jpg
    109.5 KB · Просмотры: 67
  • PICT3019.jpg
    PICT3019.jpg
    93.6 KB · Просмотры: 63
  • PICT3027.jpg
    PICT3027.jpg
    83 KB · Просмотры: 66
  • PICT3119.jpg
    PICT3119.jpg
    141.4 KB · Просмотры: 80
Последнее редактирование:

fedorvit

Постоялец
Регистрация
14 Июн 2009
Сообщения
569
Реакции
147
Баллы
175
господа, а никто не задумывался о других способах охлаждения масла? у меня заглушен масляный радиатор и на дальних поездках с высокими скоростями падает давление масла, подозреваю из-за разжижения, вызванного перегревом. масло шелл синтетика 5в40. мне пришла в голову мысль поставить отдельный насос для прокачки масла через масляный радиатор. поставить второй гуровый насос (или электрический) и нормальный радиатор. забор и слив осуществлять из поддона.
родная система не нравится из-за падения давления масла при открытом радиаторе, предложенная в этой теме - близким контактом тосола и масла.

что скажете? бред сумасшедшего или идея имеет право на жизнь?
 

Вольга

ГУРУ
Регистрация
6 Дек 2007
Сообщения
12,145
Решения
1
Реакции
5,473
Баллы
1,545
родная система не нравится из-за падения давления масла при открытом радиаторе,
По идее, там должно быть наоборот. При повышении температуры давление падает, клапан открывается, масло охлаждается.
 
Последнее редактирование:

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294
При повышении температуры давление падает, клапан открывается, масло охлаждается.
Если правильно помню, то родной клапан открывается при заданной температуре и определенном давлении, при этом часть масла через радиатор скидывается обратно в поддон,. Мы теряем объем и давление масла циркулирующего через двигатель. При хорошем маслонасосе и исправном двигателе это не критично.


бред сумасшедшего или идея имеет право на жизнь?
Любая идея имеет право на жизнь, даже если она бред сумашедшего.

поставить отдельный насос для прокачки масла через масляный радиатор
Зачем? В моторе уже стоит маслянный насос, его нужно и использовать.
Поставить полнопоточное маслянное охлаждение и не надо сильно усложнять себе жизнь
 

Гагарин

Постоялец
Регистрация
27 Июл 2010
Сообщения
163
Реакции
69
Баллы
109
Зачем это все? Масло идет по каналам двигателя, сливается в поддон. Метал хороший проводник тепла. Масло в общем объеме не нагреется заметно больше температуры двигла. Достаточно использовать современное масло, подходящее для данного двигателя и его состояния, но это другая тема. Ну и двигатель должен быть исправен, конечно)
 
Последнее редактирование:

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294

Вольга

ГУРУ
Регистрация
6 Дек 2007
Сообщения
12,145
Решения
1
Реакции
5,473
Баллы
1,545
И зачем тогда ставятся маслорадиаторы на серийные авто?
Одна из функций масла - охлаждение двигателя. Причём в тех местах, где не работает штатная система охлаждения: коленвал, шатуны, поршни, распредвал, толкатели.
Чтобы не было такого.
 

Вложения

  • распal.jpg
    распal.jpg
    239.5 KB · Просмотры: 69
Последнее редактирование:

Гагарин

Постоялец
Регистрация
27 Июл 2010
Сообщения
163
Реакции
69
Баллы
109
Откуда такая инфа?
И зачем тогда ставятся маслорадиаторы на серийные авто?
Инфа обоснована выше. Расширю обоснование. Грубо говоря, 5 литров масла, циркулирует в 150кг железа, которое имеет рабочую температуру пусть 100 градусов. Допустим, масло проходит через самые нагруженные и раскаленные участки. Но большинство времени оно идет по различным каналам и омывает внутренние поверхности двигателя, а потом стекает в поддон. Площадь поддона побольше стандартного масляного радиатора и тоже обдувается воздухом при движении. Масло никак не может в среднем нагреться больше 100 градусов. Это элементарная физика.

На современные атмосферных гражданских авто ставятся? На каких? На волгах, думаю, по привычке ставили с тех времен, когда масло по свойствам уступало нынешним, возможно) Допускаю необходимость масло-радиатора в высокофорсированных двигателях. Так же радиатор может необходим у небольших механизмов типа гур.
 
Последнее редактирование:
Сверху