Внимание: это нужно знать при выборе и установке люка в вашем любимом автомобиле.
Изобретение съемной крыши в виде откидывающегося тента было вызвано стремлением защитить от непогоды пассажиров открытых кабриолетов. Затем на автомобилях с закрытым кузовом стали делать открывающейся часть крыши. Новшество позволяло бороться с жарой в салоне, полнее использовать авто для охоты и рыбалки, а также расширяло возможности фото- и киносъемок.
Действительно, наличие люка в машине создает дополнительные удобства. В салоне становится светлее и уютнее, улучшается вентиляция. Из открытого люка доносится меньше шума, чем из окна.
Наконец, после переоборудования ваше самолюбие тешит мысль, что родное авто стало «навороченнее».
Типы люков
Существует два типа люков, устанавливаемых вне заводских конвейеров, в сервис-центрах – жесткие, со стеклянной панелью, и мягкие, со сдвижным водонепроницаемым полотном. И те и другие выпускаются с ручным или электромеханическим приводом. Кроме того, жесткие люки (некоторые из них могут комплектоваться дополнительными солнцезащитными шторками) делятся на подъемные и сдвижные. Впрочем, они могут быть подъемно-сдвижными, но это стоит намного дороже. Каждая конструкция имеет свои преимущества. Так, например, мягкие люки обычно имеют большие размеры и позволяют одним нажатием кнопки превратить ваш автомобиль в кабриолет. Однако тканевый верх непрозрачен, и это нравится не всем. Подъемные люки меньше (наиболее распространен стандарт 760х380 мм), не создают сквозняков в салоне и практически не меняют аэродинамических характеристик автомобиля. Стеклянные панели этих люков прозрачные, и даже не смотря на тонировку, создают дополнительное освещение и комфорт в салоне. Устройство сдвижных люков несколько иное – наклон открытого стекла помогает воздушному потоку «забраться» внутрь машины, что значительно улучшает вентиляцию. Кроме того, небольшие размеры и конструкция жесткого люка, врезаемого в крышу автомобиля, практически не снижают несущей прочности кузова, чего нельзя сказать о больших люках с мягким гофрированным верхом. При желании все же установить в машине люк увеличенных размеров необходимо предварительно проконсультироваться со специалистами. Подъемные люки не совместимы с багажниками на крыше, а сдвижные, имеющие высоту подъема стекла всего 48 мм, с ними спокойно уживаются. И если вы, к примеру, дачник-строитель, рыбак или охотник, то такая «совместимость» может оказаться решающей. На выбор тех или иных люков, как и многих других автоаксессуаров, оказывает влияние не только мода, но и цена. Для одних автолюбителей предметом вожделения являются подъемные люки с ручным приводом, простые и недорогие, по цене 130-170 у.е. Другим подавай «покруче» – люки сдвижные, да еще с электромеханическим приводом (240-350 у.е.). На украинском рынке наиболее распространены жесткие люки со стеклянной панелью немецкой фирмы Webasto и итальянской фирмы Velm. Реже встречаются Mistral французской фирмы Automaxi.
Конструкция
Основа любого подъемного люка – двойной жесткий металлический каркас и травмобезопасное стекло (панель), между двумя слоями которого обычно находится керамическая растровая солнцезащитная сетка. Стекло может быть тонированным либо с зеркальным напылением. К каркасу оно крепится двумя петлями. При установке люка под его каркас по периметру укладывается специальный уплотнитель, обеспечивающий герметичность конструкции на случай дождя и снегопада. Конструкция крепится к крыше автомобиля винтами. Подъемный механизм люка без ключей, но имеет чеку, автоматически фиксирующую изнутри панель в закрытом состоянии. Открыть люк снаружи можно только взломав его или разбив стекло. Подъемный механизм может быть ручным, например, в виде складывающейся ручки, позволяющей поднимать стекло на один из трех (четырех) фиксированных уровней. В других моделях механизм поворотный. С его помощью можно плавно изменять высоту открытия, а значит, более точно регулировать приток свежего воздуха в машину. Стекло люка может быть и съемным. В этом случае оно освобождается нажатием на фиксаторы ручки подъема.
В жестких сдвигающихся люках стекло перемещается либо винтовым механизмом вручную, либо электроприводом. Электролюк плавно открывается, сдвигается и закрывается в «одно нажатие» кнопки. При наличии в машине электронной сигнализации электропривод можно запрогаммировать на автоматическое закрытие люка через несколько секунд после того, как из замка зажигания будут вынуты ключи или машина будет поставлена на сигнализацию. Если при этом возникает сопротивление (вы случайно остановили в проеме люка удилище, забыли убрать руку и т.п.), электропривод стопорится и стекло отходит на несколько сантиметров назад.
Некоторые модели жестких люков в модификации Comfort дополнительно комплектуются одной или двумя солнцезащитными шторками из сетчатого тканого материала, которые не «хлопают» даже на высокой скорости.
Установка
Итак, вы приняли решение установить люк. Сначала узнайте в сервис-центре, какая из моделей выбранного типа люка более всего подходит именно для вашего автомобиля. Несколько пояснений: каркас каждого люка имеет заданную кривизну и в момент установки слегка «подтягивает» крышу под свою форму. Есть проблемы с установкой люков в ВАЗы. Так, в модели 2104 мешают два продольных штампованных ребра жесткости на крыше. В «десятом» семействе ВАЗов (2110, 2111, 2112) надо учесть достаточно большую кривизну крыши и проходящую под обивкой потолка электропроводку. Установке люка может помешать плафон освещения салона – возможно, его придется перенести в другое место. Тем не менее, и для этих машин можно подобрать подходящие модели.
Панели люков могут отличаться плотностью тонировки, наличием зеркального или растрового покрытия. Более «плотные» стекла хорошо защищают от яркого света, но уменьшают эффект распахнутого окна. Зеркальное покрытие лучше отражает солнечные лучи и создает привлекательный внешний вид. Окончательный выбор стекла – дело вкуса.
Принимая решение по установке люка, можно посоветоваться и с соседями по гаражу или стоянке. У некоторых из них наверняка имеется опыт «общения» с прозрачной крышей. Необходимо учитывать, что после завершения работы вернуть автомобилю прежний вид уже не удастся.
Люк в машине можно установить самостоятельно. Потребуется лишь желание и навыки работы со слесарным инструментом. Сама процедура установки у мастеров занимает 2-3 часа. Автолюбителю, конечно же, придется потратить больше времени, зато можно сэкономить деньги. В продаваемые комплекты люков входят необходимые установочные детали и карта последовательности действий. Прилагается даже шаблон вырезаемого отверстия в натуральную величину. Казалось бы, ошибиться трудно. Тем не менее, необходимо быть очень внимательным. Перед началом работ нужно сделать тщательную разметку крыши, соблюдая симметрию, затем снять обивку потолка салона и убедиться, что скрытой электропроводке не грозит повреждение. Прорезание крыши наугад чревато коротким замыканием и возгоранием изоляционных материалов. Аккуратно и точно вырезать по шаблону отверстие под люк в тонкой металлической крыше можно лишь с помощью электроножниц. Использование для этой цели «болгарки» нежелательно – одно неверное движение, и крыша вашего любимца может быть испорчена!
И еще несколько советов
Вырезанную часть крыши желательно сохранить. Если кто-нибудь «невзначай» уронит на машину в область люка тяжелый предмет, вырезку используют в качестве временной заплатки.
После окончания работ обязательно проверяется герметичность люка – для этого вполне достаточно воспользоваться услугами автомойки, поливая крышу в течение нескольких минут струей высокого давления.
Снятую крышку люка нельзя укладывать в салоне куда придется. Случалось, что на брошенное на сиденье стекло второпях просто садились! В итоге – осколки и безнадежно испорченное настроение.
Вот, пожалуй, и все хитрости выбора, установки и использования люков. Как видите, проблем немного. Удовольствия и комфорта – гораздо больше.
Владимир Задорожный
Фото Андрея Яцуляка
Редакция благодарит ООО «Аверс-Центр» и СТО «SAAB» за помощь в подготовке статьи