при какой температуре за бортом лучше 402-й движок не мучать
402-й движок, в прочем, как и любой другой, можно по любой температуре мучать. Но там есть ряд свойственных именно ему заморочек, на которые я бы посоветовал обратить внимание.
Самое первое, как уже правильно было сказано, это наличие компрессии в цилиндрах. Если она так себе, то лучше не испытывать судьбу и оставить эту затею до теплых времен.
Кроме того, надо обратить внимание еще и на степень сжатия. Если башка под 76-й бензин, а не под 93-й, то запустить движок по морозу будет значительно сложнее.
Дальше - карбюратор. Если на нем неправильно отрегулировано пусковое устройство, то в коллектор будет подаваться либо жидкий бензин, либо его туда будет подаваться критически мало. И в том и в другом случае пуск двигателя будет уже невозможен после пары-тройки оборотов колена стартером. Либо свечи будут залиты, либо аккумулятор сдохнет. Частенько выручал чайник кипятка, при помощи которого перед запуском интенсивно поливают впускной коллектор. Это позволит прогреть металл, что будет способствовать парообразованию бензина внутри коллектора.
Аккумулятор должен быть бодрым и на быть разряженным, это, думаю, и так понятно. Еще желательно, чтобы он был принесенным из теплого помещения, где стоял всю ночь.
Стартер не должен страдать изношенными втулками якоря, крутить двигатель он должен по максимуму весело.
Масло в двигателе и в коробке должно быть залито такое, которое не становится нигролом уже при 0 градусов. Если масло нормальное, то можно не переживать по поводу масляного голодания. Если уже действительно сильный мороз, то не помешает перед запуском несколько раз провернуть колено вручную кривым стартером. Это позволит привести в действие маслонасос и нагнать небольшую порцию масла в систему. После пуска нельзя допускать высоких прогревочных оборотов. Они должны быть чуть выше обычных холостых. Регулируется утапливанием рычага подсоса по мере роста оборотов.
Ну и напоследок зажигание. Тут можно целый роман написать. Но если вкратце, то угол опережения должен быть установлен оптимальным под данный тип бензина. Катушка, детали трамблера и высоковольтные провода должны быть сухими и исправными. Тип системы зажигания для запуска по морозам самым лучшим, как ни странно, является обычное кулачковое. Почти на том же уровне будет то, которое на базе датчика Холла. И самым худшим вариантом будет родное волговское, которое на базе индуктивного датчика. Самым худшим оно является потому, что оно не в состоянии адекватно формировать искру, если частота вращения вала трамблера слишком низкая. Или даже вообще может ее не выдавать. А при пуске по морозу это крайне важно. Свечи должны быть незагаженными и с правильно выставленным зазором на электродах. Это обычно достигается только в случае правильного состава смеси, который готовит карбюратор и при интенсивной эксплуатации автомобиля. Если машина больше стоит, чем ездит, а если ездит, то ездит к соседнему подъезду и назад, а в остальное время молотит на холостых, то там не только все свечи будут в дерьме, но и все камеры сгорания в цилиндрах.
Подводя итог всей этой писанины, могу сказать, что при любом раскладе можно не очковать и выдвигаться в путь, если действительно надо и в багажнике лежит галстук. Во всяком случае с буксира 402-й заведется при любом морозе. А мир не без добрых людей!