История создания автомобиля ГАЗ-63
Здравствуйте, Дорогие и Уважаемые Любители Старинных Автомобилей Союза ССР производства Горьковского Автомобильного Завода!!! А рассказ мой пойдёт о грузовом автомобиле повышенной проходимости "ГАЗ-63" с колёсной формулой 4х4!
Несмотря на то, что с начала производства "ГАЗ-63" прошло много лет, этот грузовик до сих пор можно увидеть на дорогах России и за границей и по сей день, а также во время участия в спортивных соревнованиях!!!
Особенно хорошо этот автомобиль у нас помнят и знают военные люди!!!
Не хочу ничего плохого сказать в адрес нашей Красной Армии, но порой в угоду выполнения Приказа очень сильно страдал этот Выносливый и Надёжный Автомобиль!!!
Даже во время войны Вьетнамского народа против мощной военной агресии Соединённых Штатов Америки "ГАЗ-63" стойко выполнял свой Интернациональный Долг до последней дырочки пробитой пулей или осколком мины и снаряда в его совсем не защищённом металле!!!
Перед Великой Отечественной войной наше автомобилестроение не выпускало полноприводных армейских грузовиков. Оба тогдашних производителя грузовиков – "ГАЗ" и "ЗИС" – в 1940 году создали опытные образцы машин колесной формулы 4х4. Однако начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная Война с фашистской Германией вынудили приостановить работу над ними!!!
Построенные в 1940 году опытные "ГАЗ-63" имели крылья, капот, кабину и платформу такие же, как у известной полуторки "ГАЗ-ММ"!
В 1943 году, как только "хребет фашизма" дал трещину и война покатилась на запад, на ГАЗе возобновили работу над перспективными моделями для послевоенного времени, продолжились работы и над полноприводным грузовиком "ГАЗ-63". Разработкой полноприводного "ГАЗ-63" занимался ведущий инженер и конструктор Пётр Иванович Музюкин. К этому времени страна уже была буквально наводнена заокеанскими автомобилями, полученными по "ленд-лизу" на благо борьбы с фашизмом — "ФОРДами", "ДОДЖами" и "СТУДЕБЕКЕРами"!!!. Широко известно, что все американские машины полностью разбирались и глубоко изучались нашими конструкторами и инженерами! Много всего интересного узнали инженеры и проектировщики, разбирая иностранную технику!!! Сильное влияние на нашего брата оказывала и "жестянка" американская — у нас тогда не было ни стального листа, ни штампов! Вполне естественно, что Музюкин многие технические решения для новой машины взял у Знаменитого "Короля Дорог" — армейского грузовика 6x6 "Studebaker US-6". В то же время наши конструкторы "знали меру": большинство важнейших узлов машины развивали от исходных. В частности, двигателем ГАЗ-63 был все тот же довоенный ГАЗ-11, многие узлы трансмиссии — от предвоенных образцов ГАЗ-11-51 и ГАЗ-11-62, хотя тут уже появилось кое-что и от "СТУДЕБЕКЕРа"!!! Уже в ноябре 1943 года заводчане начали испытывать опытный "ГАЗ-63" с кабиной, капотом и крыльями от "СТУДЕБЕКЕРа". От довоенного "ГАЗ-62" и от "СТУДЕБЕКЕРа" новый полноприводник отличался рядом конструкторских новшеств. Например, задние шины "ГАЗ-63" были односкатными (впервые использовалось на грузовиках 4x4), колея передних и задних колес одинаковой. В отличие от "американцев", раздаточная коробка "ГАЗ-63" была расположена ровно посередине — для того чтобы карданные валы были одинаковой длины! Передний привод ради экономии топлива и простоты конструкции был сделан отключаемым!
Поскольку во время войны у конструкторов было много других дел, которые без тени сомнения можно назвать боевыми, то доводка перспективных грузовиков шла медленно. От первых образцов в 1943 году до первой опытной партии прошло два года. В 1945 году начались уже настоящие мирные испытания грузовика. Так как разработка "ГАЗ-63" велась Музюкиным на одной основе с "ГАЗ-51" и буквально "ноздря в ноздрю", унификация автомобилей составила 80% — то, что нужно для массового производства!!! В серию ГАЗ-63 пошел в сентябре 1948 года и сразу же стал поступать в войска в больших количествах. Интересно: все "ГАЗ-63" оснащались предпусковыми подогревателями, но отопителя в кабине у них не было! Мотор важнее водителя! Я думаю, что это высказывание не верно!!! В те годы совсем другие были технологии и задачи! Про "печку" в тот момент никто и не думал! Самое Главное в тот момент было, как можно быстрее и в кратчайшие сроки перевооружить всю Советскую Армию, дать ей современную технику! Что такое отопитель в кабине водителя, когда в полный рост стала подниматься Гонка Вооружений!!! Зимой в такой машине можно было ехать под стать пилоту 30-х годов: в полушубке, унтах и толстых рукавицах. Штатный отопитель предусмотрели в конструкции только с 1952 года. С 1950 года на основе "ГАЗ-63" выпустили бронетранспортер "БТР-40" и боевую машину реактивной артиллерии — "БМ-14 Катюша". Основных модификаций было немного: "ГАЗ-63А" — с лебёдкой, "ГАЗ-63П" — тягач с уменьшенными колёсами. Однако шасси 63-го использовалось другими заводами для радиостанций, цистерн, "вахтовок", автобусов и прочего. На конвейере "ГАЗ-63" продержался целых 20 лет — последние шасси были собраны летом 1968 года, к тому времени уже целых 4 года параллельно выпускался новый "ГАЗ-66". Всего было построено 474 тысячи штук "ГАЗ-63". В 1949 году Пётр Иванович Музюкин и ещё ряд товарищей за создание автомобиля "ГАЗ-63" были награждены Государственной премией, орденами и медалями!!!
"ГАЗ-63" имеет 4-х тактный карбюраторный, бензиновый двигатель с расположенными в ряд шестью цилиндрами, диаметр которых составлял 82 мм, а ход поршня 110 мм! Обьём всех шести камер сгорания 3,48 литра, двигатель имеет степень сжатия, равную 6,2. Для его нормальной работы требуется бензин с октановым числом 66!!! Мощность двигателя всего 70 л. с. при 2800 оборотов в минуту, а максимальный крутящий момент 20,5 кгм!!! Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4, распределительный вал расположен в блоке двигателя, клапана имеют нижнее расположение!
Аналогом двигателя "ГАЗ-63" послужил американский двигатель "Додж"!!!
Интересно, то что с самого начала ГАЗ решил применять односкатные задние колёса в противовес распространённым на грузовиках двускатным!!!
Такое решение продиктовано тем, что при движении по грязи, песку, снегу передние колёса должны прокладывать колею одинаковой ширины. Сдвоенные же задние колёса вынуждены расширять след, а это ведет к лишним затратам мощности!
Этой концепции Горьковский Автозавод придерживается с тех пор для всех своих грузовиков повышенной проходимости, таких например, как "ГАЗ-66"- Знаменитая "Шишига"!!!
Самая современная версия полноприводного Горьковского грузовика- это ГАЗ-33081 "Садко"!
Тем же путём пошли и многие зарубежные фирмы, а начало положил Легендарный Американский Неприхотливый и Простой в эксплуатации Автомобиль повышенной проходимости "Додж-3/4"!!!
Ведущий конструктор "ГАЗ-63" Пётр Иванович Музюкин (1908-1997 г. г.), российский конструктор, разработчик полноприводных автомобилей ГАЗ. В 1934 окончил Академию механизации и моторизации РКК им. Сталина. Молодой конструктор в 1935 году был принят в спецтехотдел ГАЗа. В 1937 возглавил группу, занимавшуюся разработкой перспективных грузовиков. Принимал участие в разработке таких моделей, как "ГАЗ-32", "ГАЗ-33", "ГАЗ-62" и др. В 1949 году за создание грузового автомобиля ГАЗ-63 был награждён Сталинской премией. В 1955 занял пост главного конструктора УАЗа, его задачей было создать на базе "ГАЗ-69" целое семейство унифицированных автомобилей повышенной проходимости. Под руководством Музюкина был спроектирован полноприводный грузовой фургон "УАЗ-450" (1958 г.), а также грузопассажирский вездеход "УАЗ-460" (1961 г.). Пётр Иванович Музюкин известен и как разработчик полугусеничных и гусеничных снегоболотоходов!
Проектирование, испытание и доводка "ГАЗ-63" шли несколько лет. Затем технологи начали подготовку производства машины. Когда все было готово, 29 сентября 1948 года директор завода подписал приказ о начале выпуска. К этому времени с конвейера уже сошли грузовики "ГАЗ-51", благодаря которым освоение нового автомобиля упрощалось. Первые "ГАЗ-63" завод начал собирать 30 сентября 1948 года!
Назначение "ГАЗ-63" было чисто военным. Свидетельство тому – защитный зеленый цвет, в который окрашивались все машины, и согласованная во всех деталях с "армейским заказчиком" конструкция автомобиля!
В народное хозяйство поступило сравнительно немного машин. Кроме Советской армии грузовики "ГАЗ-63" получили распространение и в армиях дружественных нашей стране государств – в частности, в КНДР во время войны 1950 года.
Машина зарекомендовала себя в эксплуатации очень неплохо, а в 1949 году шесть заводчан были удостоены за создание ГАЗ-63 Государственной премии. Это заместитель директора ГАЗа Г. А. Веденяпин, конструкторы и производственники П. И. Музюкин, В. С. Ползиков, В. А. Семенов, Н. Ф. Струнников, И. С. Ушаков. Ведущий конструктор машины Музюкин впоследствии стал главным конструктором Ульяновского автомобильного завода (УАЗ).
Грузовики колесной формулы 4х4 выпускались в вариантах "ГАЗ-63" (без лебедки) или ГАЗ-63А (с лебедкой).
Последний был на 240 кг тяжелее. Автомобиль был грузоподъемностью 2 тонны и имел шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 3485 куб. см и мощностью 70 л.с. В его трансмиссию была добавлена двухступенчатая раздаточная коробка, и, таким образом, грузовик обладал восемью передачами. Привод на передние колеса мог отключаться. "ГАЗ-63А" весил 3520 кг и развивал скорость 65 км/ч.
На шасси "ГАЗ-63" выпускались седельные тягачи: "ГАЗ-63Д" и "ГАЗ-63П", санитарные автобусы "АС1", фургоны и различные специальные автомобили для армейских нужд.
В конце сороковых годов ГАЗ экспериментировал с полугусеничным вариантом "ГАЗ-63", а в 1946-м – с опытным образцом его трехосного варианта "ГАЗ-33". Наконец, в 1950 году было начато производство бронетранспортера "ГАЗ-40" ("БТР-40") с несущим кузовом. Машина базировалась на узлах "ГАЗ-63". До 1949 года машина комплектовалась деревянно-металлической кабиной. Часть грузовиков имела люк в крыше кабины.
Простота устройства, высокая проходимость, выносливость – характерные особенности "ГАЗ-63", которые предопределили его почти 20-летний период производства. До апреля 1968 года с конвейера сошли 774464 экземпляра этого автомобиля!!!
Дорогие Друзья! Эта тема постоянно редактируется и идёт поиск материала к её написанию! Вы можете оставить свои сообщения и пожелания, а также опубликовать любой интересный материал про Грузовой Автомобиль Повышенной Проходимости "ГАЗ-63"!!!
Здравствуйте, Дорогие и Уважаемые Любители Старинных Автомобилей Союза ССР производства Горьковского Автомобильного Завода!!! А рассказ мой пойдёт о грузовом автомобиле повышенной проходимости "ГАЗ-63" с колёсной формулой 4х4!
![](http://s008.radikal.ru/i303/1011/f5/7b56eb41553d.jpg)
Несмотря на то, что с начала производства "ГАЗ-63" прошло много лет, этот грузовик до сих пор можно увидеть на дорогах России и за границей и по сей день, а также во время участия в спортивных соревнованиях!!!
![](http://s013.radikal.ru/i323/1011/34/2ca3273b88a0.jpg)
Особенно хорошо этот автомобиль у нас помнят и знают военные люди!!!
![](http://s014.radikal.ru/i328/1011/06/cb153a0ef32b.jpg)
Не хочу ничего плохого сказать в адрес нашей Красной Армии, но порой в угоду выполнения Приказа очень сильно страдал этот Выносливый и Надёжный Автомобиль!!!
![](http://s012.radikal.ru/i321/1011/e9/be87ed5e7036.jpg)
Даже во время войны Вьетнамского народа против мощной военной агресии Соединённых Штатов Америки "ГАЗ-63" стойко выполнял свой Интернациональный Долг до последней дырочки пробитой пулей или осколком мины и снаряда в его совсем не защищённом металле!!!
![](http://s004.radikal.ru/i206/1011/af/a00021f5506a.jpg)
Перед Великой Отечественной войной наше автомобилестроение не выпускало полноприводных армейских грузовиков. Оба тогдашних производителя грузовиков – "ГАЗ" и "ЗИС" – в 1940 году создали опытные образцы машин колесной формулы 4х4. Однако начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная Война с фашистской Германией вынудили приостановить работу над ними!!!
![](http://s003.radikal.ru/i204/1011/87/b7ff5ce55815.jpg)
Построенные в 1940 году опытные "ГАЗ-63" имели крылья, капот, кабину и платформу такие же, как у известной полуторки "ГАЗ-ММ"!
![](http://s013.radikal.ru/i325/1011/c0/8e225fc0b90d.jpg)
В 1943 году, как только "хребет фашизма" дал трещину и война покатилась на запад, на ГАЗе возобновили работу над перспективными моделями для послевоенного времени, продолжились работы и над полноприводным грузовиком "ГАЗ-63". Разработкой полноприводного "ГАЗ-63" занимался ведущий инженер и конструктор Пётр Иванович Музюкин. К этому времени страна уже была буквально наводнена заокеанскими автомобилями, полученными по "ленд-лизу" на благо борьбы с фашизмом — "ФОРДами", "ДОДЖами" и "СТУДЕБЕКЕРами"!!!. Широко известно, что все американские машины полностью разбирались и глубоко изучались нашими конструкторами и инженерами! Много всего интересного узнали инженеры и проектировщики, разбирая иностранную технику!!! Сильное влияние на нашего брата оказывала и "жестянка" американская — у нас тогда не было ни стального листа, ни штампов! Вполне естественно, что Музюкин многие технические решения для новой машины взял у Знаменитого "Короля Дорог" — армейского грузовика 6x6 "Studebaker US-6". В то же время наши конструкторы "знали меру": большинство важнейших узлов машины развивали от исходных. В частности, двигателем ГАЗ-63 был все тот же довоенный ГАЗ-11, многие узлы трансмиссии — от предвоенных образцов ГАЗ-11-51 и ГАЗ-11-62, хотя тут уже появилось кое-что и от "СТУДЕБЕКЕРа"!!! Уже в ноябре 1943 года заводчане начали испытывать опытный "ГАЗ-63" с кабиной, капотом и крыльями от "СТУДЕБЕКЕРа". От довоенного "ГАЗ-62" и от "СТУДЕБЕКЕРа" новый полноприводник отличался рядом конструкторских новшеств. Например, задние шины "ГАЗ-63" были односкатными (впервые использовалось на грузовиках 4x4), колея передних и задних колес одинаковой. В отличие от "американцев", раздаточная коробка "ГАЗ-63" была расположена ровно посередине — для того чтобы карданные валы были одинаковой длины! Передний привод ради экономии топлива и простоты конструкции был сделан отключаемым!
Поскольку во время войны у конструкторов было много других дел, которые без тени сомнения можно назвать боевыми, то доводка перспективных грузовиков шла медленно. От первых образцов в 1943 году до первой опытной партии прошло два года. В 1945 году начались уже настоящие мирные испытания грузовика. Так как разработка "ГАЗ-63" велась Музюкиным на одной основе с "ГАЗ-51" и буквально "ноздря в ноздрю", унификация автомобилей составила 80% — то, что нужно для массового производства!!! В серию ГАЗ-63 пошел в сентябре 1948 года и сразу же стал поступать в войска в больших количествах. Интересно: все "ГАЗ-63" оснащались предпусковыми подогревателями, но отопителя в кабине у них не было! Мотор важнее водителя! Я думаю, что это высказывание не верно!!! В те годы совсем другие были технологии и задачи! Про "печку" в тот момент никто и не думал! Самое Главное в тот момент было, как можно быстрее и в кратчайшие сроки перевооружить всю Советскую Армию, дать ей современную технику! Что такое отопитель в кабине водителя, когда в полный рост стала подниматься Гонка Вооружений!!! Зимой в такой машине можно было ехать под стать пилоту 30-х годов: в полушубке, унтах и толстых рукавицах. Штатный отопитель предусмотрели в конструкции только с 1952 года. С 1950 года на основе "ГАЗ-63" выпустили бронетранспортер "БТР-40" и боевую машину реактивной артиллерии — "БМ-14 Катюша". Основных модификаций было немного: "ГАЗ-63А" — с лебёдкой, "ГАЗ-63П" — тягач с уменьшенными колёсами. Однако шасси 63-го использовалось другими заводами для радиостанций, цистерн, "вахтовок", автобусов и прочего. На конвейере "ГАЗ-63" продержался целых 20 лет — последние шасси были собраны летом 1968 года, к тому времени уже целых 4 года параллельно выпускался новый "ГАЗ-66". Всего было построено 474 тысячи штук "ГАЗ-63". В 1949 году Пётр Иванович Музюкин и ещё ряд товарищей за создание автомобиля "ГАЗ-63" были награждены Государственной премией, орденами и медалями!!!
"ГАЗ-63" имеет 4-х тактный карбюраторный, бензиновый двигатель с расположенными в ряд шестью цилиндрами, диаметр которых составлял 82 мм, а ход поршня 110 мм! Обьём всех шести камер сгорания 3,48 литра, двигатель имеет степень сжатия, равную 6,2. Для его нормальной работы требуется бензин с октановым числом 66!!! Мощность двигателя всего 70 л. с. при 2800 оборотов в минуту, а максимальный крутящий момент 20,5 кгм!!! Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4, распределительный вал расположен в блоке двигателя, клапана имеют нижнее расположение!
![](http://s010.radikal.ru/i312/1011/01/eb23e0ba6238.jpg)
Аналогом двигателя "ГАЗ-63" послужил американский двигатель "Додж"!!!
![](http://s007.radikal.ru/i301/1011/da/373474dd6bd0.jpg)
Интересно, то что с самого начала ГАЗ решил применять односкатные задние колёса в противовес распространённым на грузовиках двускатным!!!
![](http://s012.radikal.ru/i320/1011/c1/d303317400b6.jpg)
Такое решение продиктовано тем, что при движении по грязи, песку, снегу передние колёса должны прокладывать колею одинаковой ширины. Сдвоенные же задние колёса вынуждены расширять след, а это ведет к лишним затратам мощности!
![](http://s002.radikal.ru/i198/1011/5b/386929c0bbf8.jpg)
Этой концепции Горьковский Автозавод придерживается с тех пор для всех своих грузовиков повышенной проходимости, таких например, как "ГАЗ-66"- Знаменитая "Шишига"!!!
![](http://s013.radikal.ru/i323/1011/09/ace243739907.jpg)
Самая современная версия полноприводного Горьковского грузовика- это ГАЗ-33081 "Садко"!
![](http://s004.radikal.ru/i207/1011/0f/fd56a2338aab.jpg)
Тем же путём пошли и многие зарубежные фирмы, а начало положил Легендарный Американский Неприхотливый и Простой в эксплуатации Автомобиль повышенной проходимости "Додж-3/4"!!!
![](http://s013.radikal.ru/i325/1011/4f/eec73968f348.jpg)
Ведущий конструктор "ГАЗ-63" Пётр Иванович Музюкин (1908-1997 г. г.), российский конструктор, разработчик полноприводных автомобилей ГАЗ. В 1934 окончил Академию механизации и моторизации РКК им. Сталина. Молодой конструктор в 1935 году был принят в спецтехотдел ГАЗа. В 1937 возглавил группу, занимавшуюся разработкой перспективных грузовиков. Принимал участие в разработке таких моделей, как "ГАЗ-32", "ГАЗ-33", "ГАЗ-62" и др. В 1949 году за создание грузового автомобиля ГАЗ-63 был награждён Сталинской премией. В 1955 занял пост главного конструктора УАЗа, его задачей было создать на базе "ГАЗ-69" целое семейство унифицированных автомобилей повышенной проходимости. Под руководством Музюкина был спроектирован полноприводный грузовой фургон "УАЗ-450" (1958 г.), а также грузопассажирский вездеход "УАЗ-460" (1961 г.). Пётр Иванович Музюкин известен и как разработчик полугусеничных и гусеничных снегоболотоходов!
Проектирование, испытание и доводка "ГАЗ-63" шли несколько лет. Затем технологи начали подготовку производства машины. Когда все было готово, 29 сентября 1948 года директор завода подписал приказ о начале выпуска. К этому времени с конвейера уже сошли грузовики "ГАЗ-51", благодаря которым освоение нового автомобиля упрощалось. Первые "ГАЗ-63" завод начал собирать 30 сентября 1948 года!
Назначение "ГАЗ-63" было чисто военным. Свидетельство тому – защитный зеленый цвет, в который окрашивались все машины, и согласованная во всех деталях с "армейским заказчиком" конструкция автомобиля!
В народное хозяйство поступило сравнительно немного машин. Кроме Советской армии грузовики "ГАЗ-63" получили распространение и в армиях дружественных нашей стране государств – в частности, в КНДР во время войны 1950 года.
Машина зарекомендовала себя в эксплуатации очень неплохо, а в 1949 году шесть заводчан были удостоены за создание ГАЗ-63 Государственной премии. Это заместитель директора ГАЗа Г. А. Веденяпин, конструкторы и производственники П. И. Музюкин, В. С. Ползиков, В. А. Семенов, Н. Ф. Струнников, И. С. Ушаков. Ведущий конструктор машины Музюкин впоследствии стал главным конструктором Ульяновского автомобильного завода (УАЗ).
Грузовики колесной формулы 4х4 выпускались в вариантах "ГАЗ-63" (без лебедки) или ГАЗ-63А (с лебедкой).
Последний был на 240 кг тяжелее. Автомобиль был грузоподъемностью 2 тонны и имел шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 3485 куб. см и мощностью 70 л.с. В его трансмиссию была добавлена двухступенчатая раздаточная коробка, и, таким образом, грузовик обладал восемью передачами. Привод на передние колеса мог отключаться. "ГАЗ-63А" весил 3520 кг и развивал скорость 65 км/ч.
На шасси "ГАЗ-63" выпускались седельные тягачи: "ГАЗ-63Д" и "ГАЗ-63П", санитарные автобусы "АС1", фургоны и различные специальные автомобили для армейских нужд.
В конце сороковых годов ГАЗ экспериментировал с полугусеничным вариантом "ГАЗ-63", а в 1946-м – с опытным образцом его трехосного варианта "ГАЗ-33". Наконец, в 1950 году было начато производство бронетранспортера "ГАЗ-40" ("БТР-40") с несущим кузовом. Машина базировалась на узлах "ГАЗ-63". До 1949 года машина комплектовалась деревянно-металлической кабиной. Часть грузовиков имела люк в крыше кабины.
Простота устройства, высокая проходимость, выносливость – характерные особенности "ГАЗ-63", которые предопределили его почти 20-летний период производства. До апреля 1968 года с конвейера сошли 774464 экземпляра этого автомобиля!!!
![](http://s014.radikal.ru/i327/1011/19/5b10bdf5ad67.jpg)
Дорогие Друзья! Эта тема постоянно редактируется и идёт поиск материала к её написанию! Вы можете оставить свои сообщения и пожелания, а также опубликовать любой интересный материал про Грузовой Автомобиль Повышенной Проходимости "ГАЗ-63"!!!
Последнее редактирование: