Всем привет! Предлагаю устроить вечер археологии на форуме.
С удовольствием прочёл холивар об укосинах и их (не)нужности (правильное подчеркнуть), но что-то спор закончился ничем.
Поскольку в мою 24-ку как раз примеряется мотор не от неё и чуть помощнее-потяжелее, остро стоит вопрос геометрии, даже тему собирался делать, но раз уж здесь всё досконально обсуждалось, почему бы не вернуться к этому вопросу в данном месте?
Вчера ночью читал эту тему и пытался рисовать странные картинки. Решил прикинуть, что да как с машиной происходит в различных режимах. Пока пришёл к выводу, что укосины работают как на сжатие, так и на растяжение, поэтому счёт 1:1 у спорщиков, я считаю. Но не суть.
https://pp.userapi.com/c844724/v844724968/57ce5/4A53S-0cD8M.jpg
Не пытайтесь понять, что тут нарисовано, я сам до сих пор не всё понимаю.
Далее идут логические умозаключения, которые могут быть в корне неверными. Поправьте, если ошибусь. Курс теормеха у меня был чисто теоретический, так что не пинайте больно
Какой вывод я сделал для себя?
Основной несущий силовой элемент нашей баржи, как ни странно - лонжероны, сваренные воедино с коробами и днищем автомобиля. Однако при старте, торможении, на кочках и вообще где угодно в динамике эта (если вольно упростить модель) рельса начинает гнуться во все стороны, и для сглаживания деформаций используются стойки крыши и сама крыша.
При разгоне крутящий момент, создаваемый на задних колёсах, стремится "опрокинуть" машину, при этом масса передней части тянет передок вниз, и набегающая задняя ось способствует "сжатию" нашего кузова коромыслом вверх. При этом задние и передние стойки, а также крыша работают на растяжение.
(Представим в упрощении, что наш кузов - это рельса-лонжерон и 4 швеллерка в виде трапеции и средней стойке, жёстко приваренным к нашей рельсе). Лонжерон стремится выгнуться вверх коромыслом, а "трапеция" стоек и крыши - сложиться на него. Но ей это не даёт сделать средняя стойка, которая начинает в данной ситуации работать на сжатие. Теперь добавим наши укосины (косынки) и увидим, что они, фактически закреплённые между балкой переднего моста и средней точкой передней стойки, также будут работать на растяжение, не давая лонжеронам выгибаться вперёд. При этом они слишком хлипкие, чтобы серьёзно принимать на себя большие нагрузки, и таким образом выходит, что они там чисто для подстраховки, чтобы может деформировалось, но "не так сильно".
Из всей этой картины можно даже сделать интересный вывод, что один из самых нагруженных элементов "вспомогательных" жёсткостей - это средняя стойка.
При торможении всё происходит примерно наоборот - машина делает кивок вперёд, сила реакции опоры при этом стремится выгнуть лонжерон коромыслом вниз, и "вспомогательные" жёсткости начинает тоже как бы выдавливать вверх, а работающая в этот момент на растяжение средняя стойка держит их на месте, не давая прогибаться под действием сил деформации лонжерона.
Укосины по аналогии в этом случае тоже работают на сжатие.
По поводу поперечных деформаций в поворотах... Насколько мы знаем, жёсткость конструкции придают силовые элементы, соединённые треугольником, ну или трапецией. Если посмотреть на волгу спереди-сзади, ничего подобного мы практически не увидим, большинство силовых элементов прямой формы и расположены под прямым углом друг к другу. Вот укосины как раз в данном случае намного под наклоном расположены, но они не той толщины и не к тому месту приварены, чтобы серьёзно влиять на жёсткость передка в поворотах.
Так вот, до сих пор всё это были мысли вслух. Теперь хочу спросить вашего мнения. Укосинам - быть?
1. С точки зрения опыта, на данный момент довольно много волг с тяжёлыми движками, которые по всем правилам должны порвать машину напополам. Но я о таких случаях не слышал - хотя кто-то просто пилит укосины и катается без них.
2. С точки зрения безопасности, в момент удара они не могут являться дополнительными зонами деформации, поскольку являются скорее вспомогательными элементами.
3. Если прикинуть на упрощённой схеме точки соединения жёсткостей кузова, мы увидим, что без укосин остаётся без поддержки довольно большой участок передних лонжеронов, а по сути весь перед.
4. Я не знаю случаев, когда волги складывались из-за отсутствия укосин - но мы ведь не можем с полной уверенностью сказать, что их отсутствие не сработало в совокупности с другими факторами в каком-нибудь серьёзном ДТП? Что машина ушла в занос из-за плохой резины, а не из-за того, что кузов слишком сильно изогнуло в повороте? Так что тут хз.
5. Если они там стоят с завода, значит, кому-то это было надо.
Это была лирическая часть.
Лично я сторонник делать всё по уму, а так как новый мотор входит между укосинами со скрипом (выпуск 100% переделывать), а даже если бы входил - всё равно они слишком хлипкие для его мощности (скорее всего), то переделывать всё равно придётся. И тут появляется вопрос - КАК.
По моему плану (пока не утверждённому) надо взять изогнутую трубу круглого сечения, одним концом закрепить у проушин рядом с местом крепления передней балки, а вторым концом - на линии крепления укосин, но в самых углах подкапотки, у креплений крышки капота. При этом поперёк всего моторного отсека наварить ещё одну трубу, и либо крепить её к коробу передней стойки уже где-нибудь в салоне, либо опустить силовые элементы вниз к порогам.
Вопрос крепления тоже очень тонкий, делать всё сваркой мне почему-то интуитивно не хочется, некоторые крепления хочу сделать через болты или шпильки.
Интересно мнение людей, которые соображают во всей этой лабуде получше меня, ну и тех, кому просто есть что сказать по теме, - если делали, то как, и почему
именно так, чем руководствовались, какие материалы применяли и т.п.
Надеюсь, не сильно пригрузил