Столько ответов и столько всякого мусора, и такой риск угробить мотор!
Влад! Вам было бы в сто раз проще позвонить - в минуту бы все решили.
По делу.
1 - Вкладыши без канавки в нижней половине более долговечные, по сравнению с канавкой, поскольку площадь опоры вала больше.
2 - Ставят вкладыши без канавки
только в нижнюю постель коленвала (не в блок). Иначе конец мотору через три минуты после запуска.
3 - Несимметричные вкладыши (без канавки в нижней половине) можно применять
только для коленвалов, имеющих сквозное диаметральное отверстие в коренной шейке коленчатого вала. В противном случае шатунная шейка будет снабжаться маслом
раз в пол оборота, а этого для шатунного подшипника недостаточно.
4 - Выходы их положения если отверстие в коренной шейке одно, наклонное:
- покупать второй комплект вкладышей;
- сверлить в коленчатом валу сквозное отверстие;
- искать необходимые вкладыши.
Я, откровенно, не знаю, были ли на 402 моторе валы со сквозным диаметральным отверстием. Возможно, эти вкладыши от каких-то версий ЗМЗшной продукции.
Проблема возникает только тогда, когда ставишь новые вкладыши на поношенный вал (зажимает).
Таковое с конструкцией вкладышей никак не связано.
Экономия в производстве. Удаляются две операции. Проточка канавки и сверление.
Верхний и нижний вкладыш производятся на разных линиях. Так что это не удешевление производства, а удорожание - приходится держать две параллельные линии.
Добавлено через 4 минуты 39 секунд
Я бы на походившем моторе вкладыши просто так не менял ни на промежуточные, ни на стандарт. Вал может быть кривым, и шейки могут быть овальными. Постановка более плотных вкладышей может привести к срыву масляного клина и задиру (стуку), а постановка номинальных при сборке может дать увеличенный зазор, что намного сократит их ресурс. Оно надо?
Добавлено через 20 часов 35 минут 28 секунд
Сегодня зашел в магазин, посмотрел вкладыши. Действительно, нижняя половина без канавки. Производитель - нижегородская обл.
У меня, конечено, не будет ни сил, ни времени разобраться откуда произросла такая "рационализация".
То что моторы старых разработок могут работать почти без масла известно многим - хватает масляного тумана от разбрызгивания. Коленвал у них очень слабо нагружен. Известно про старые москвичевские и волговские моторы, что после пропажи давления масла они несколько десятков километров добирались домой своим ходом и потом выяснялось, что оборван валик привода маслонасоса. Ставили другой валик и благополучно катались годами. Я лично знаю Фольксвагеновский мотор (бензиновая оппозитка) отходивший около 100000 км с одним перевернутым вкладышем коренной шейки. То есть не смазывалась ни коренная ни шатунная шейки. И разобран мотор был совсем не из-за проблем с коленвалом, а по какой-то другой причине. Выявили случайно. Не поверили механику - быть такого не может - и убедились, что так оно именно так и было по отпечаткам маркировки вкладыша на постели блока. Однако, это все, так сказать, реальные чудеса, а не норма работы мотора. Могу согласиться, что при пульсирующей смазке, шатунный вкладыш не даст дуба мгновенно, но ресурс его сократится. Может быть для тех кто привык капиталить мотор через 100000 км это пройдет даже не заметно. Но это не нормально.