• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,642
Последнее редактирование:
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
Доброго дня всем!
Нужна помощь, может кто из вас тоже сталкивался. Не могу подключиться к Микас-7.1 по OBD2. Использовал программы OpenDiag и СканМастер с телефона. К EML они подключаются, то к ЭБУ нет - "нет ответа от ЭБУ". Прозванивал провода от ЭБУ до диагностической колодки, проверял переходник на EML - провода ОК. На контактах и в самом ЭБУ никаких окислов - всё ОК.
Может есть какая-то особенность по Микасу 7.1, что не каждая программа его может считать? Микасы раньше не диагностировал, но к мопеду этой ELM подключался - всё ок.
Сама проблема с двигателем ЗМЗ-40522 заключается либо в слишком позднем зажигании, либо некорректных фазах. Прежде чем разбирать мотор на проверку углов фаз думал проверить УОЗ, а не тут-то было - диагностика не работает :(
Буду рад любым мыслям и советам.
 

Gott

Постоялец
Регистрация
11 Окт 2013
Сообщения
544
Реакции
100
Баллы
175
Там может быть специфический протокол. Я тоже недавно пытался из Андроида подключиться к волговским мозгам, правда у меня Итэлма, ничего толком не получилось. Есть вариант попробовать MyTesterGAZ под вайном с ноута с линуксом, но руки пока не дошли.
 

Shershavchyk

Завсегдатай
Регистрация
2 Дек 2020
Сообщения
1,018
Решения
1
Реакции
286
Баллы
230
К EML они подключаются, то к ЭБУ нет - "нет ответа от ЭБУ".
А кто сказал, что ELM-мом можно подключиться к этому МИКАСу? Есть обычный KKL адаптер (VAG COM), запускаешь на ноуте Автотестер и диагностируй себе сколько душе угодно.
проблема с двигателем ЗМЗ-40522 заключается либо в слишком позднем зажигании, либо некорректных фазах. Прежде чем разбирать мотор на проверку углов фаз думал проверить УОЗ
Ничессе логика... А что, УОЗ и фазы впрыска со временем изменяются? МИКАС стареет, а прошивка в нем вянет и усыхает?:crazy:
Нечего лезть в электронику, если не убедился на все 100% в идеальном состоянии механики. Особенно, если нет представления, как, что, куда и зачем. Лень самому руки пачкать - набирай бабла побольше и выдвигайся к рукожопам, они завсегда подсобят. Тут все просто.
 
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
А кто сказал, что ELM-мом можно подключиться к этому МИКАСу? Есть обычный KKL адаптер (VAG COM), запускаешь на ноуте Автотестер и диагностируй себе сколько душе угодно.

Ничессе логика... А что, УОЗ и фазы впрыска со временем изменяются?
Вот это поворот c ELM )) Ладно, заказал VAGCOM, попробую им посмотреть, когда придёт.

Насчёт логики, речь была не про фазы впрыска, а про углы распредвалов, которые со временем таки да, могут измениться. Да и УОЗ блоком управления полностью корректируется в зависимости от показаний с датчиков - на 405 никто со стробоскопом его не выставляет - и соответственно УОЗ тоже может стать поздним, а вот почему - это уже другой вопрос. Поэтому и хотелось подключиться к диагностике, посмотреть какой УОЗ хотя бы, чтоб уже отталкиваясь от этого начинать копать в выбранном направлении, а не "всё подряд по очереди во все стороны".

Большое спасибо за помощь! В воскресенье должен приехать адаптер - будем посмотреть.
 

Shershavchyk

Завсегдатай
Регистрация
2 Дек 2020
Сообщения
1,018
Решения
1
Реакции
286
Баллы
230
УОЗ тоже может стать поздним
Может. Например, при получении информации от датчика детонации. Но от расползания углов ГРМ практически не может. Он то несколько уплывет, но это будет обусловлено тем, что двигателю в таком случае будет тяжелее поддерживать холостой ход. Если этим пренебречь, то угол зажигания определяется значениями, вбитыми в прошивке мозгов и в большей степени определяется информацией, полученной от ДПКВ (частота вращения и начало отсчета).
Но как бы там ни было, по УОЗ определить здоровье механической части двигателя надо еще умудрится. Как минимум, надо знать его значение для исправного двигателя. Да и это значение гуляет в широком диапазоне от прошивки к прошивке. Может быть и 12 градусов и 20, причем оба эти значения для каждой прошивки будут являться оптимальными. В общем, посмотреть то его можно, но, как по мне, это идея так себе.
 
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
Идея была в том, что если УОЗ в норме, то значит проблема с градусами распредвалов, а если УОЗ не в норме, то значит проблема с датчиками. Может там, кроме УОЗ, ещё что-то интересное показалось бы, какие-то параметры за пределами нормы.
 
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
На холостом я ожидаю увидеть 10-12, но интереснее было посмотреть в ходу на 100% открытии дросселя, где я не ожидаю увидеть 10-12.
У меня проблема с мотором именно со странным разгоном, при этом может разгоняться как нормально, так и "зависнуть" на оборотах 2000, как будто тумблер переключили, с последующими прострелами в выхлопной трубе. То есть ЭБУ вполне может разгонять то железо, что находится у него под управлением, но может и захотеть не разгонять. Для меня это странное поведение. Ошибок при этом никаких на лампе чека нет.
Если есть что сказать, кроме как цепляться к словам и отсылать к ремонтникам, то я слушаю пока.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,917
Реакции
3,804
Баллы
879
На холостом я ожидаю увидеть 10-12, но интереснее было посмотреть в ходу на 100% открытии дросселя, где я не ожидаю увидеть 10-12.
У меня проблема с мотором именно со странным разгоном, при этом может разгоняться как нормально, так и "зависнуть" на оборотах 2000, как будто тумблер переключили, с последующими прострелами в выхлопной трубе. То есть ЭБУ вполне может разгонять то железо, что находится у него под управлением, но может и захотеть не разгонять. Для меня это странное поведение. Ошибок при этом никаких на лампе чека нет.
Если есть что сказать, кроме как цепляться к словам и отсылать к ремонтникам, то я слушаю пока.
Вот когда не имеешь вообще представления о том как реализуются алгоритмы управления двигателем в ЭБУ, то лучше сразу к ремонтникам. И дешевле, кстати. Судя по вашим постам, вы не имеете представления совсем.
 

Shershavchyk

Завсегдатай
Регистрация
2 Дек 2020
Сообщения
1,018
Решения
1
Реакции
286
Баллы
230
Если есть что сказать, кроме как цепляться к словам и отсылать к ремонтникам, то я слушаю пока.
Коль такая реакция на сказанное, то говорить ничего не буду. Просто картинки (это у меня сейчас на бензиновой половине прошивки):


ХХ.jpgРаб.режим.jpg
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,917
Реакции
3,804
Баллы
879
На холостом я ожидаю увидеть 10-12, но интереснее было посмотреть в ходу на 100% открытии дросселя, где я не ожидаю увидеть 10-12.
У меня проблема с мотором именно со странным разгоном, при этом может разгоняться как нормально, так и "зависнуть" на оборотах 2000, как будто тумблер переключили, с последующими прострелами в выхлопной трубе. То есть ЭБУ вполне может разгонять то железо, что находится у него под управлением, но может и захотеть не разгонять. Для меня это странное поведение. Ошибок при этом никаких на лампе чека нет.
Если есть что сказать, кроме как цепляться к словам и отсылать к ремонтникам, то я слушаю пока.
По проблеме вашей. Я бы высоковольтную часть прошерстил . Катушки, провода, наконечники, свечи.
 

Пандит

Постоялец
Регистрация
11 Ноя 2012
Сообщения
642
Реакции
89
Баллы
160
Доброго дня всем!
Нужна помощь, может кто из вас тоже сталкивался. Не могу подключиться к Микас-7.1 по OBD2. Использовал программы OpenDiag и СканМастер с телефона. К EML они подключаются, то к ЭБУ нет - "нет ответа от ЭБУ". Прозванивал провода от ЭБУ до диагностической колодки, проверял переходник на EML - провода ОК. На контактах и в самом ЭБУ никаких окислов - всё ОК.
Может есть какая-то особенность по Микасу 7.1, что не каждая программа его может считать? Микасы раньше не диагностировал, но к мопеду этой ELM подключался - всё ок.
Сама проблема с двигателем ЗМЗ-40522 заключается либо в слишком позднем зажигании, либо некорректных фазах. Прежде чем разбирать мотор на проверку углов фаз думал проверить УОЗ, а не тут-то было - диагностика не работает :(
Буду рад любым мыслям и советам.
ЕЛМ с Микас 7.1 не коннектится, у микаса протокол древний больно ):
 
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
Вчера пришёл транспортир, снял крышку - угол на впуске 15*. Сейчас детали придут, фазы нормальные выставлю и уже тогда VAGCOM испытаю, если что-то будет не так.
Всем спасибо!
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,917
Реакции
3,804
Баллы
879
Вчера пришёл транспортир, снял крышку - угол на впуске 15*. Сейчас детали придут, фазы нормальные выставлю и уже тогда VAGCOM испытаю, если что-то будет не так.
Всем спасибо!
Ох уж эти дилетанты! На впуске 15 и что? На выпуске сколько? Фазы ГРМ они вместе впуск- выпуск оцениваются. Если при вашем впуске в 15 выпуск будет в 25, то мотор будет работать без нареканий. Так понятно?
 
Регистрация
16 Июн 2023
Сообщения
7
Реакции
1
Баллы
3
Ох уж эти знатоки - не зная человека спешат делать выводы и считают себя всегда умнее. Я удивлён от такого отношения к жизни и другим людям.

P.S. На выпуске 20* было.
 
Сверху