Как подобрать диски
При покупке легкосплавных дисков необходимо учитывать целый ряд параметров, а не руководствоваться только соображениями эстетики или ориентироваться лишь на посадочный диаметр и ширину профиля шины. Это может привести к абсолютной несовместимости выбранного диска и автомобиля.
Для начала при выборе дисков необходимо учесть их геометрические параметры, к которым относятся диаметр центров крепежных отверстий, их количество и диаметр, а также диаметр отверстия под ступицу.
Например: 7JJх15Н2, где 7 - ширина обода диска, 15 - его монтажный размер (все размеры указаны в дюймах). Буквенное обозначение J характеризует форму профиля, а обозначение Н2 указывает на наличие на ободе кольцевых выступов для дополнительной фиксации бортов бескамерной шины, называемых также "хэмпами". Диаметр центрального отверстия под ступицу (DIA) указывается в мм. Как правило, диски выпускаются с отверстием большего диаметра и комплектуются специальными переходными кольцами, вставляющимися в центральное отверстие. Наружный диаметр такого кольца равен диаметру центрального отверстия в диске, а внутренний диаметр - диаметру ступицы.
Следующий важный параметр при выборе диска - так называемая формула колеса PCD, включающая в себя количество крепежных отверстий и диаметр расположения центров крепежных отверстий колеса в мм. Например, обозначение PCD 4/98 указывает, что крепежных отверстий 4, а диаметр окружности, на которой находятся центры крепежных отверстий равен 98 мм. Важно, чтобы параметр PCD точно соответствовал автомобилю. Если диаметр расположения отверстий будет отличаться хоть на 2 - 3 мм, то колесо, скорее всего, окажется недотянутым или затянутым с перекосом, что при движении будет вызывать его биение и может привести к тому, что оно попросту оторвется. Также важно учесть, что болты крепления для "легких" дисков длиннее, чем для стальных.
Очень важным параметром при выборе диска является вылет - расстояние от плоскости симметрии обода до плоскости прилегания к фланцу ступицы. Вылет колеса ЕТ указывается в мм и может быть как положительным, так и отрицательный. Этот параметр рассчитывается производителем индивидуально для каждой модели автомобиля, но многие авто владельцы, игнорируя рекомендации завода - изготовителя, устанавливают на свои автомобили диски с нештатным значением вылета, получая при этом незначительное увеличение колеи, призванное улучшить устойчивость автомобиля в повороте. Установка диска с уменьшенным вылетом одновременно увеличивает нагрузку на подвеску автомобиля и уменьшает ресурс ступичных подшипников. Кроме того, некоторые автомобили имеют тормозной суппорт большого размера, и установка на такой автомобиль диска с уменьшенным вылетом может привести к тому, что суппорт не уберется внутрь диска. Так что устанавливать на автомобиль диски с нештатным вылетом не рекомендуется. Допускается уменьшение вылета лишь на 5 - 7 мм.
Про вылет диска (ЕТ)
Про "вылет диска" можно писАть очень долго. Немного "покопаемся" в вопросе.
Есть факторы, которые "покачивают" это понятие в ту или иную сторону. С одной стороны - рассмотрим с позиции диска. Просто очевидно, что максимально прочный диск получается, когда внутренняя "полка" равна внешней, т.е. диск - "почти симметричен". Но тогда - проигрыш в подвеске: - на ступицу действует изгибающая, "консольная" нагрузка, т.е. подшипники кроме вертикальной составляющей нагружены ещё и "подвывертом"
))) - тяжело минимизировать т.н. "плечо обкатки" подвески - от него зависит устойчивость и управляемость машины. - требуется отдельное место для размещения тормозных механизмов - ухудшается параметр "валкости" машины, т.е свойство подвески противостоять раскачивающим колебаниям (вращение вокруг продольной оси машины, проходящей через центр тяжести). Кстати сказать - у всех Волг с незапамятных времён этот параметр был препоганый, особенно у тех ранних серий, когда был т.н. "разрезной", "узкий" задний мост.
Именно поэтому колесо стремятся как бы "натянуть" на ступицу, а ступицу - наоборот, "засунуть" внутрь колеса.
В какой степени это делать? Очень просто. В увеличении параметра ЕТ есть некоторые границы смысла. Ведь на легковых машинах с "односкатными" колёсами не надо "натягивать" колесо на ступицу до тех пор, что ступица станет выступать за границы колеса. Из соображений прочности и здравого смысла ЕТ не должен быть более половины посадочной ширины колеса. Но не надо забывать и про "толщину спиц", или про толщину собственно ДИСКА (в отличии от ОБОДА). На это надо "оставить" ещё примерно дюйм-полтора. Таким образом, получается, что ЕТ должен быть порядка полутора дюймов (плюс минус полдюйма). Так и есть - у большинства грамотно спроектированных конструкций "ходовой" ЕТ составляет величину от 25 до 55 миллиметров, а основная масса - 35...45. Причём, как правило, меньшие величины ЕТ соответствуют машинам, колею которых таким образом просто чуть увеличили относительно базовой конструкции, не "касаясь" глубоко подвески. Перед сборкой диска с резиной не поленитесь проверить, как он встанет на ваш автомобиль.