• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Чернокрылая "Чайка"

Вторую половину 50-х годов по праву можно назвать революционной в советском автомобилестроении, поскольку именно в это время с разницей в несколько лет с конвейеров Горьковского автозавода начали сходить моментально получившие признание не только в Союзе, но и за рубежом легендарные "21-я" "Волга" и "13-я" "Чайка". Оба представителя нового поколения легковых машин, хотя и были совершенно диаметрально противоположными по предназначению, получили высшую оценку в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе - Гран-при за достижения конструкторов и дизайнеров.

_gaz-13_001.jpg


Сборка первого опытного образца нового автомобиля высшего класса ГАЗ-13, которому суждено было заменить уже устаревший "ЗИМ", завершилась в июле 1957 года. Машина была окрашена в два цвета - темно-вишневый и светло-бежевый. По некоторым внешним признакам она напоминала американский "Паккард": к примеру, по форме задних фонарей и стоп-сигналов, а также изображением чайки на передней облицовке радиатора (хотя у "американца" двукрылая стрела обозначала не птицу, а V-образный двигатель).

Первую партию ГАЗ-13 завод изготовил в январе 1959 года, когда открылся ХХI съезд КПСС. Производство же этого автомобиля продолжалось до 1978 года. В отличие от "ЗИМа", своего предшественника, "Чайка" уже не имела несущего кузова. Несущим элементом у "13-й" модели явилась Х-образная рама, к которой через резиновые подушки в 16 точках крепился кузов.

С технической стороны машина представляла несомненный интерес благодаря обилию новшеств. Прежде всего - это V-образный восьмицилиндровый двигатель (5 526 см3, 195 л. с. при 4 200 об/мин), унифицированный с двигателем грузовика ГАЗ-53А. Затем - четырехкамерный карбюратор, центробежный масляный фильтр, унифицированная с ГАЗ-21Е гидромеханическая коробка передач, кнопочное управление переключением передач, выдвигающиеся антенны радиоприемника, гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов. До 1959 года столь нетрадиционные конструкторские решения не встречались ни на одной советской легковой модели.

Кузов "Чайки" оборудовался электрическими стеклоподъемниками дверей, централизованным управлением стеклоподъемников, омывателем ветрового стекла, радиоприемником с автоматической настройкой, панорамным ветровым стеклом, противотуманными фарами. В отличие от "ЗИМа", задняя дверь уже навешивалась не на задних, а на передних петлях. В "Чайке" было предусмотрено пять мест и еще два дополнительных на откидывающихся сиденьях.

Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались модели ГАЗ-13А с кузовом лимузин и ГАЗ-13Б с кузовом кабриолет. Первая модификация, в основном по спецзаказу Министерства обороны, оборудовалась внутренней перегородкой позади переднего сиденья. Вторая оснащалась матерчатым тентом, который дистанционно, с места водителя, посредством электрогидравлической системы мог быть поднят или сложен.

Кстати, опытные образцы "Чаек" оснащались самоблокирующими дифференциалами. Однако испытания показали лишь незначительный положительный эффект от их применения даже при езде по мокрым или обледенелым дорогам. По этой причине на серийном образце машины от этого механизма отказались. Ходовая часть ГАЗ-13 имела независимую пружинную подвеску передних колес и зависимую рессорную - задних. Размер шин - 8,20-15 дюймов. Автомобиль, снаряженная масса которого 2100 кг, развивал скорость до 160 км/ч (набор скорости с места до 100 км/ч занимал 20 секунд). Естественно, что такая мощная машина не скупилась расходовать горючее: на 100 км пути - около 21 литра топлива. Габариты "Чайки": длина - 5 600 мм, ширина - 2 000 мм, высота - 1 620 мм, база - 3 250 мм. Колея колес: передних - 1 540 мм, задних - 1 530 мм. Дорожный просвет - 180 мм.

Как в свое время "ЗИМы", чернокрылые "Чайки" предназначались исключительно для служебного пользования, перевозя в своих просторных и комфортабельных салонах знатных персон министерств и ведомств Союза, лидеров республиканских компартий, а также послов братских стран - Болгарии, Венгрии, ГДР, Эфиопии, Монголии и т.д.

В год с конвейера Горьковского автозавода сходило около 150 "Чаек". В свое время Никита Хрущев расщедрился, подарив за особые заслуги по "чернокрылой" небезызвестным Фиделю Кастро, Юрию Гагарину, Михаилу Шолохову и Галине Улановой.

В 70-е годы старшее поколение помнит, каково было наблюдать за свадебным кортежем, во главе которого гордо парила, быть может, уже не черная, а белая или зеленая "Чайка". Отслужившие свой срок автомобили обычно переходили из гаражей министерств в распоряжение дворцов бракосочетаний и загсов. Говорят, в то время прокат "Чайки" обходился новобрачным в одну полусреднемесячную зарплату - около 50 рублей.

В 1963 году внешность "тринадцатой" попытались было модернизировать. Горьковчане сделали на опытном образце сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора, изменили форму бамперов. Однако образец так и остался образцом.

Владельцев чернокрылых "Чаек" в Минске не так много. Но мы все-таки нашли возможность встретиться с одним из них - Николаем Демидовым. Ему слово.
- На сегодняшний день у меня две "Чайки" ГАЗ-13. Но если первая (выпуск - 1973 г.) более-менее на ходу, то состояние второй (1976 г.) оставляет желать лучшего. Лет 8 она стояла у прежнего хозяина под забором, чуть ли не вросла в землю.

Люблю эту машину, она - для души. Внешне "Чайка" похожа на птицу, а ездить на ней - одно удовольствие. Друзья часто говорят: "Демидов, поехали кататься по ночному Минску!". Заливаем полбака бензина (а жрет она литров 20) и до часов двух катаемся. Как-то набилось в машину человек 9-10, едем по проспекту. С перекрестка "Мерседес" решил нас обойти, да где там - "Чайка" скорость набирает моментом: 8 цилиндров, объем движка 5,5 литра, коробка-"автомат"... В общем, ребятам из "Мерса" пришлось-таки палец показать, мол, молодцы, машина - класс!

Считаю, на такой машине нужно ездить, людям показывать, а не пыль с капота смахивать. Сделана она с любовью, надежно. Железо на ней толстое, слоев 10 краски и т. д., не то, что сейчас клепают жестяные коробочки. Отсюда и долговечность 13-го ГАЗа. Кстати, в Москве есть специальная фирма, занимающаяся ремонтом и продажей именно "Чаек". Восстанавливают ГАЗ-13, ГАЗ-14 и даже продают затем на аукционах по 40, а то и 60 тысяч долларов. Атомные цены в Москве и на некоторые запчасти. К примеру, за бэушную коробку просят 1100-1200 долларов, за новую, в заводской смазке - все 2400.

Над первой своей "Чайкой" также пришлось потрудиться. Что-то сам доводил до ума, что-то другие помогали. Восстановительный процесс ведь включает в себя сварку, рихтовку, покраску, ремонт двигателя, коробки, ходовой части, тюнинг салона. А чего только стоит привести в порядок приемник, который специально изготавливался для "Чайки" рижским заводом! Сегодня не найдешь ни запчастей к нему, ни мастеров. Была идея сделать "Чайку"-кабриолет, но люди отговорили: слишком много работы нужно проделать, чтобы машина после всего не "сложилась" - тяжелый ведь у нее движок, да и весит она немало.

Увлеченных "Чайками" людей хватает. И не только в Беларуси и России, но и в Германии, Болгарии, Швеции, даже в США. С некоторыми людьми я знаком лично, с кем-то - через Интернет. Тим, к примеру, американец. Свою "Чайку" он переправил в Штаты из Москвы в 1996 году. Карин с 1997 года также ездит по Германии на своей "Чайке", которая далась ей с большим трудом.

Конец 70-х годов был отмечен выпуском третьего поколения легковых автомобилей большого класса. "Чайка" ГАЗ-14 создавалась под руководством А. Просвирнина при участии Н. Юшманова, В. Носакова, С. Волкова, Ю. Докукина и многих других конструкторов. Красивый семиместный представительский автомобиль отличался высоким техническим уровнем и комфортабельностью.

На ГАЗ-14 ставился V-образный восьмицилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/ч. Среди аналогичных лимузинов (в салоне некоторых ГАЗ-14 ставилась перегородка) горьковский автомобиль был наиболее легким и компактным. Машины этой марки (первый экземпляр был собран 14 октября 1977 года) также предназначались для обслуживания высших должностных лиц Советского Союза. На "Чайках" ездило и большинство вождей наших "младших братьев", за исключением Хоннекера, Ким Ир Сена и Гусака.

По спецзаказу Министерства обороны для использования в парадах была изготовлена партия ГАЗ-14-05 "Чайка" с открытым кузовом в количестве 10-12 штук (точная цифра неизвестна). Таким кабриолетом владел Фидель Кастро. Известно также, что для перевозки тела вьетнамского лидера Хо Ши Мина в безопасное место в горах в случае обострения конфликта с Китаем ГАЗ совместно с латвийским RAF построил специализированные "Чайки"-холодильники.

Выпускался ГАЗ-14 десять лет и по указанию Михаила Горбачева был снят с производства под предлогом борьбы с привилегиями. Причем (сегодня это уже звучит не удивительно) большинство технологического оборудования уничтожили. Так и остались невоплощенными наработки по усовершенствованию ГАЗ-14, в том числе и двигатель с впрыском топлива, решавший главную проблему автомобиля - прожорливость.


Игорь Голод
Источник: ж/л Корвет 2/2001
 

Botsman

Бывалый
Регистрация
25 Фев 2006
Сообщения
1,241
Реакции
1,882
Баллы
345
_gaz-13_006.jpg


Давным давно на Горьковском автомобильном заводе готовились к очередному празднику Великой Октябрьской Революции. По традиции завод должен был подарить партии подарок. Им должна была стать первая партия новых автомобилей большого класса "Чайка". Но судьба этого ценного подарка оказалась сложной, почти трагической.

В декабре 1976-го с конвейера сошла "Чайка". Это была шикарная машина, единственная по стране выкрашенная в темно вишневый цвет. Ездить на ней мог только сам господь бог или, по крайней мере, генеральный секретарь. Впрочем, в то время эти два понятия совпадали. "Чайка" была подарена на 70-летний юбилей большого автолюбителя Леонида Ильича Брежнева. Но судьба уготовила для это машины недолгую жизнь. Рожденная к юбилею одного "коммуниста № 1 планеты", она попала под горячую руку другого "коммуниста № 1" - Михаила Сергеевича Горбачева. Во время перестройки и борьбы с привилегиями она была "показательно" уничтожена. Машину не просто сняли с производства - была разрушена вся технологическая оснастка.

Автомобиль это прежде всего лицо эпохи. В середине 60-х "Чайка" ГАЗ-13 смотрелась как что-то чуждое. Ее помпезная внешность отлично смотрелась на фоне шпилей знаменитых московских "высоток" и прочих "излишеств" сталинского "барокко", но никак не вписывалась в улицы с блочными пятиэтажками или стеклянно-бетонными параллелепипедами спальных районов. Когда партия прониклась этой идеей в Горький полетела телеграмма с лаконичным: "Закрыть производство!"

К тому времени на ГАЗе конструкторы вывели некую "классическую" схему, по которой неизбежно изготовление трех серий опытных образцов. Первая - чтобы узнать, как не надо делать; вторая - чтобы узнать, как надо делать; третья - чтобы сделать как надо. И "Чайка" прошла все эти стадии по полной программе.

В первой серии 1967 года выяснилось, что кузов новой формы с шасси старой компоновки никак не сочетается: при низкой крыше высокий капот, накрывающий двигатель, установленный по- старому, нарушал главные пропорции автомобиля. Это не смотря на то, что над дизайном работал Лев Еремеев, рисовавший знаменитые ЗИМ и "Волгу" ГАЗ-21. Низкая посадка водителя и пассажиров требовала радикального увеличения колесной базы.

Образцы второй серии имели уже увеличенную по сравнению с ГАЗ-13 колесную базу и колею - на 200 и 50 мм. Высоту капота ограничили одним метром. И "Чайка" нашла наконец свое лицо. Нарисовал его Станислав Волков, тогда еще недавний выпускник художественно промышленного училища им. Мухиной. Именно на долю второй серии выпали дорожные и стендовые испытания. Тогда еще не было ни расчета прочности кузова методом конечных элементов, ни компьютерных симуляторов испытаний. Зато новенькие дороги Дмитровского полигона "Чайки" просто пролетали. Зато на горных трассах Кавказа "Чайка" превращалась в огромного неповоротливого зверя и изрядно калечилась. Доставалось всем - и двигателю, и трансмиссии, и тормозам, и подвеске, и колесам. Правда, режимы движения были не совсем штатными. Например, при скоростных спусках с перевала Ай Петри в Крыму шины на поворотах подворачивались так, что стирались об асфальт белые полоски на боковинах. Дома "Чайку" ждала дальнейшая доработка. И через год эта же трасса была пройдена без жертв...

Новая "Чайка" стала автомобилем большого класса не только по типу, но и по существу. Причем в ней не было использовано ничего сверхоригинального. Просто путем удачного сочетания известных узлов, мы получился солидный автомобиль с внушительным внешним видом, но не такой громоздкий и тяжелый, как аналогичные лимузины вроде "Линкольна", "Кадиллака" или отечественного ЗИЛа. ГАЗу-14 были присущи и легкость, и динамичность: разгона до 100 км/ч за 15 с и скорости 175 км/ч для семиместного автомобиля было тогда вполне достаточно. Кроме всего новая "Чайка" была очень комфортабельной. Мягкая подвеска и огромные шины сглаживали даже крупные дорожные неровности, а большая колесная база длинного автомобиля с просторным кузовом, покоящимся на мощной раме, делала езду очень плавной и бесшумной, превращая поездку в особое удовольствие. "Чайка" будто бы летела над дорогой. Представительский лимузин стал полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. На "Чайке" первой из легковых машин ГАЗа появились передние дисковые тормоза. Укоренились на массовых моделях фароочистители струйного типа, гнутые цилиндрические боковые стекла, энергопоглощающая обивка кузова из пенополиуретана. А вот бесшкворневая передняя подвеска, гидромеханическая трансмиссия так и остались уделом мелких серий. По тем временам машина была весьма насыщена электрической и электронной аппаратурой. Электродвигателей от стартера до магнитолы насчитывалось семнадцать штук. Салон обогревался тремя отопителями, включенными в систему охлаждения двигателя. Внутренняя и внешняя отделка автомобиля выдавала его элитарный характер. "Чайку" красили только в черный цвет, а обивка салона могла быть либо бежевой, либо серо-зеленой.

Существовал и вариант "кабриолет". Один такой экспонат хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных - на таких "Чайках" принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.

Всего было выпущено 1120 "чаек" второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена.

Несколько лет назад на техсовете ОАО "ГАЗ" обсуждались возможности реанимации производства "Чаек". Но, к сожалению, автомобиль, даже самый хороший, - это не Храм Христа Спасителя, чтобы возрождать его любой ценой. Полет "Чайки" прервался, политика подрезала ей крылья.

_gaz-14_003.jpg


Источник: АвтоНН
 
Сверху