• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

duke_nukem

Бывалый
Регистрация
5 Окт 2008
Сообщения
1,602
Реакции
672
Баллы
315
"плюс" один -- на клемме аккумулятора :rofl:
шутка…

а что ж за вентиляторы то такие?
была, например, тема, где 2 шнивовских ставили…
ну если пару 30-амперных боша включать -- проще реле помощнее поставить… стартерное например -- оно на 70 ампер…
 

ГАЗ 2410

Завсегдатай
Регистрация
21 Фев 2009
Сообщения
1,004
Реакции
1,134
Баллы
290
я расчитывал увидеть включение одного вентилятора при одной температуре, и второго -- при повышении температуры…
Сначала то-же так хотел. :)

Но потом поразмыслил :) а что плохого если они включатся одновременно.

+ 1) два вентилятора включаются на меньшее время, для охлаждения.

+ 2) опять же ЭБУ следит за температурой

+ 3) ну и цель, два вентилятора при высокой температуре, достигнута :good: :good: :good: :good: :good:
а что ж за вентиляторы то такие?
Вентиляторы от Тойоты Эксив
1
2
тут уже на авто установлены :)
4
5
6
 
Последнее редактирование:

dPlayer

Общительный
Регистрация
9 Авг 2014
Сообщения
83
Реакции
1
Баллы
64
С утра завелся и сразу поздоровался с Джеки Чаном:( Горит он на холостых и гаснет в движении на оборотах выше 2.5-3к. После запуска загорается не сразу. Пуск холодной, вроде как ухудшился. Когда он горит весь движок трясется, словно хороший тракторный, мощщь падает, ни разгону и тд тп. Но холостые держит ровно. Меня в общем-то волнует вот что: ничего, если я так проезжу до понедельника, или можно навредить? Ну там, если есть пропуск в цилиндре, то ничего не будет от несгоревшего бензина? И что-то можно сказать по этим симптомам?
31105/406 евро3
 
Последнее редактирование:

vpzp

Завсегдатай
Регистрация
16 Янв 2013
Сообщения
1,740
Реакции
238
Баллы
255
С утра завелся и сразу поздоровался с Джеки Чаном:( Горит он на холостых и гаснет в движении на оборотах выше 2.5-3к. После запуска загорается не сразу. Пуск холодной, вроде как ухудшился. Когда он горит весь движок трясется, словно хороший тракторный, мощщь падает, ни разгону и тд тп. Но холостые держит ровно. Меня в общем-то волнует вот что: ничего, если я так проезжу до понедельника, или можно навредить? Ну там, если есть пропуск в цилиндре, то ничего не будет от несгоревшего бензина? И что-то можно сказать по этим симптомам?
31105/406 евро3

Если это пропуски, то попробуй заглушить и завести снова. Я так лечил. Но у меня были из-за подсоса воздуха. А у тебя может просто свеча барахлить. Если бы стоял БК ты бы видел по какому цилиндру они идут и тогда легче определить из-за чего.
 

vpzp

Завсегдатай
Регистрация
16 Янв 2013
Сообщения
1,740
Реакции
238
Баллы
255
Можно ссылку, как это делать, коды ошибок

Держи http://volga-gaz.ru/gazvolga/?url=2
А вот тут интересней http://www.chiptuner.ru/

Попробуй утром обнулить мозги - сними минусовую клемму с АКБ, покури, потом ставь на место и минут через 10-15 заводи. Если будет работать нормально, то дай прогреться до срабатывания вентилятора.
 

dPlayer

Общительный
Регистрация
9 Авг 2014
Сообщения
83
Реакции
1
Баллы
64
Короч, выяснилось, что померла форсунка - поставили с утопшего уазика))) Вопрос - можно ли при заведенном дрыгателе сдёргивать провода с форсунок, чтобы диагностировать любящий мозги цилиндр в полевых и сельских условиях?
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Короч, выяснилось, что померла форсунка - поставили с утопшего уазика))) Вопрос - можно ли при заведенном дрыгателе сдёргивать провода с форсунок, чтобы диагностировать любящий мозги цилиндр в полевых и сельских условиях?

С форсунок можно а вот со свечек нельзя
 

pro100gaz

Общительный
Регистрация
23 Мар 2012
Сообщения
50
Реакции
19
Баллы
84
Добрый день.
Рекомендовали обратиться к вам вот поэтому вопросу.
Добрый день.
Как писал выше в выходные буду шиться. Так вот прошиться не удалось.
Не на самой машине не при снятом блоке.
При чем что характерно диагностические программы по K-line подключаются нормально функционируют. При изменении переменных вываливается ошибка записи в EPROM но при этом новое значение записывается и сохраняется. Просто нажимаю сброс ошибок и всё норм. При попытки считать прошивку «combi_218_protivo» в течении 5-7 сек думает затем пишет «НЕ могу соединится с контроллером». Делал всё по инструкции по приведенной схеме.

В начале подавал питание на 18 (питание +12В) и 42 (программирование +12В) контакты, через 5сек на 27 (зажигание +12В). После нескольких неудачных попыток пробовал разные комбинации, но результата не последовало. К стати заметил, что при попытки прошить на авто с подключенным контактом 42 (программирование +12В) при включении зажигания не включатся бензонасос и РХХ. (Незнаю должно так быть или нет?) Стоит его обесточить как начинает жужжать бензонасос и РХХ начинает свистеть. Есть у меня сомнение по поводу моего адаптера K-line. Он вот такой (Адаптер K-LINE © SHURIKEN).
 

Вложения

  • d5709f4s-960.jpg
    d5709f4s-960.jpg
    37.6 KB · Просмотры: 31
  • shurkline.jpg
    shurkline.jpg
    27.2 KB · Просмотры: 27
Последнее редактирование:

vovanNSK

Общительный
Регистрация
3 Июл 2012
Сообщения
144
Реакции
9
Баллы
99
Задумался тут от корректных показаниях ДТОЖ. сколько не менял но ни один не показывал точно. Почему уверен что не точно, потому что:
1) датчик включения вентилятора в трубке перед радиатором на 92-87 (кипятился перед установкой) вентилятор включается по показаниям БК 87.

2) термостат на 87 по БК температура на трассе держится 82.

Замерил напряжение на колодке ДТОЖ. 4,91. должно быть 5в.
напряжение между отрицательной клеммой аккумулятора и +ДТОЖ в разъеме на ДТОЖ 4,99 - как бы погрешность в 0,01 в самого мультиметра допускаю. напряжение относительно корпуса двигателя и +ДТОЖ 4,99. между кузовом не замерил.

Вопрос как микас завязан на массу авто, где смотреть?
Сам ЭБУ лежит на полке под бардачком корпус никак не соединен с кузовом.
провода массы которые крепятся к впускному ресиверу протянуты, вот снимал рессивер, там контакт нормальный.
где еще посмотреть?
 

Вольга

ГУРУ
Регистрация
6 Дек 2007
Сообщения
12,132
Решения
1
Реакции
5,472
Баллы
1,545
Сам ЭБУ лежит на полке под бардачком корпус никак не соединен с кузовом.
Хуже не будет, если будет проводок от корпуса до кузова.

где еще посмотреть?
От минуса аккумулятора до двигателя.
От двигателя (сцепление) до кузова.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Вопрос как микас завязан на массу авто, где смотреть?

Под бардачком? У меня на 3110 он закреплен на стенке кузова в районе правой ноги переднего пассажира. Брюхом он метал к металлу имеет контакт но кроме этого масса есть и в разъеме по которому он подключается со всей машиной так что масса на корпусе - не главная масса. Смотри схему где в каком разъеме на какой ноге (их там не одна как монится...).

Добавлено через 5 минут 45 секунд
Хуже не будет, если будет проводок от корпуса до кузова.

Поддерживаю, хотя найти где паршивый контакт я б все равно рекомендовал ибо если это повреждение жгута то скоро новые косяки всплывут... Кстати - частый косяк это плохой контакт в самом разъеме.
 
Последнее редактирование:

vovanNSK

Общительный
Регистрация
3 Июл 2012
Сообщения
144
Реакции
9
Баллы
99
Хуже не будет, если будет проводок от корпуса до кузова.


От минуса аккумулятора до двигателя.
От двигателя (сцепление) до кузова.

от кузова брошу доп минус, а 30 нога ЭБУ - общий датчиков как завязан с массой? может в самом ЭБУ быть косяк?

Добавлено через 2 минуты 4 секунды
Кстати - частый косяк это плохой контакт в самом разъеме.

завтра попробую на разъеме ЭБУ померить это напряжение
 
Последнее редактирование:

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
завтра попробую на разъеме ЭБУ померить это напряжение

Сам разъем посмотри снаружи и изнутри - бывает все окислено там. ЭБУ вскрой - там тоже бывает косяк с окислами.
 

vovanNSK

Общительный
Регистрация
3 Июл 2012
Сообщения
144
Реакции
9
Баллы
99
Сам разъем посмотри снаружи и изнутри - бывает все окислено там. ЭБУ вскрой - там тоже бывает косяк с окислами.

все чисто. напряжение на 30 ноге микаса (общий датчиков) и 45 (+ДТОЖ) на самой колодке ЭБУ = 4,95
и наряжение относительно кузова и 45 ноги микаса = 4,99.
относительно 45 вывода и выводов микаса на которые подается минус =
19 = 4,95
14 = 4,94
2 = 4,95
24 = 4,95
Относительно разности температур при этих показаниях.
возьмем к примеру показания БК 80 градусов. напряжение на датчике равно 3,53 в, если бы 0,04 вольта не потерялись то напряжение было бы 3,57 в а это 84 градуса.

я так понимаю если напряжение кузов и 45 ножка в микасе = +ДТОЖ на фишке под капотом и минус акумулятора то связь двигателя с кузовом и аккумулятором нормальная, дополнительно провода не нужны.
соединение корпуса микаса с кузовом на показания никак не влияют.
я правильно понимаю что кроме как двумя проводами к рессиверу микас больше нигде к массе автомобиля не соединяется?

Добавлено через 5 часов 2 минуты 48 секунд
В процессе всех проверок забыл, точнее не подумал, соеденить с массой 19 контакт в колодке, и измерить напряжение на 30 и 45 ноге. колодку собрал. в итоге померил сопротивление между 19 2 и 14 контактом в колодке и кузовом, получилось 4-5 ом. При замыкании щупов мультиметра между собой на циферблате 0,00.
сопротивление между контактами массы на рессивере и кузовом 0.00 ом.
Разбирать колодку опять не стал, темно уже. завтра опять разберу и попробую 19 контакт на массу подать с кузова и посмотреть что изменится с напряжением на датчике.

Добавлено через 14 часов 56 минут 27 секунд
фокус не удался, походу где то внутри ЭБУ косяк, может окислы. разбирать его не охота.
 
Последнее редактирование:

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Всем привет, подскажите пожалуйста.
Удалось ли у кого выйти на связь с программой openDiag, вопрос к тем у кого микас 7.1.

Не могу выйти на связь, а кроме него нормально логи ни что не пишет.
Если пишет подскажите что.
 
Сверху