• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Ska3o4Nikc

Общительный
Регистрация
17 Авг 2012
Сообщения
39
Реакции
0
Баллы
68
Добрый день, имеется 3110 с 406дв. Не давно стоя на перекрестке запахло [DEL]жареным [/DEL] паленым, и двиг стал не ровно работать, как выяснилось нет управляющего минуса с блока на катушку зажигания (работают токо 2 цилиндра) (катушка рабочая проверял) сгорел ЭБУ...
Но эт все предыстория, есть другой ЭБУ без маркировки но точно Микас (снимался с волги, или... газели)
С новым ЭБУ Двиг работает на всех цилиндрах но не ровно, пытаеться постоянно заглохнуть и выдает кучу ошибок- ДМРВ, L-зонд и еще чето...
Вопрос первый я правильно понимаю, что стоит не подходящая прошивка? Скорее всего под пленочный ДМРВ (у меня нитка) и датчик СО- которого у меня нет.
Второй: нашел вот такой сайт http://www.chiptuner.ru/ в разделе Адаптеры K-Line вот такую схему
kline.gif
Отец электрик соберет без проблем, плюс вот это https://f-a.d-cd.net/2633f48s-960.jpg ЭТО просто схема подключения АДАПТЕРА к ЭБУ и вот это http://trimaxmeters.com/files/7413/9256/5393/RS232-USB.jpg
По первой ссылке распиновка контактов.
Я смогу прошить новый ЭБУ с ПК через USB?
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
Я смогу прошить новый ЭБУ с ПК через USB?
А канал ДМРВ перепаивать тоже через USB будете?:bayan:

Добавлено через 1 минуту 21 секунду
я правильно понимаю, что стоит не подходящая прошивка?
Этот ЭБУ ещё и аппаратно("железом" то есть)от вашего отличается.
 
Последнее редактирование:

Ska3o4Nikc

Общительный
Регистрация
17 Авг 2012
Сообщения
39
Реакции
0
Баллы
68
А канал ДМРВ перепаивать тоже через USB будете?:bayan:

Добавлено через 1 минуту 21 секунду

Этот ЭБУ ещё и аппаратно("железом" то есть)от вашего отличается.

Так- хорошо, а если я поставлю пленочный ДМРВ (валяется в запасниках)?
То получиться что нужно будет ковырять прошивку, т.е. слить со старого ЭБУ и переделать в прошивке с нитки на пленку, заменить ДМРВ и залить на новый ЭБУ... возможно?
Или слить прошивку с нового ЭБУ и вырезать в ней Л-зонд, адсорбер, и все то чего у меня нет и залить на новый. И заменить ДМРВ... ??
как лучше?

Кстати говоря возможно-ли если я солью прошивку понять под что она заточена нитка или пленка?
_____________________
Правильно-ли я понимаю схема для того что-бы слить\залить прошивку может быть такой- https://cloud.mail.ru/public/810e96bb6c45/kline.jpg
Просто мне сказали что- "USB работает на 5вольтах, а сигнал с адаптера при таком подключении будет идти 12 вольтовый, можно нахрен комп сжечь..."
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
Вот так
нужно будет ковырять прошивку, т.е. слить со старого ЭБУ и переделать в прошивке с нитки на пленку, заменить ДМРВ и залить на новый ЭБУ... возможно?
всё равно,что из Питера в Москву через Владивосток ехать...:stop: А вот так
слить прошивку с нового ЭБУ и вырезать в ней Л-зонд, адсорбер, и все то чего у меня нет и залить на новый. И заменить ДМРВ... ??
уже,практически через Тверь...:haha:Но всё проще.Уже есть готовые прошивки под Волгу без ДК,ДС,адсорбера и прочего.В новый ЭБУ готовую "заливаем",меняем ДМРВ,регулируем СО и всё...

Добавлено через 1 минуту 29 секунд
Кстати говоря возможно-ли если я солью прошивку понять под что она заточена нитка или пленка?
В принципе,да.Но это только очень опытный человек поймёт.Ну или сравнивать две прошивки детально надо.
 
Последнее редактирование:

Ska3o4Nikc

Общительный
Регистрация
17 Авг 2012
Сообщения
39
Реакции
0
Баллы
68
_____________________
Правильно-ли я понимаю схема для того что-бы слить\залить прошивку может быть такой- https://cloud.mail.ru/public/810e96bb6c45/kline.jpg
Просто мне сказали что- "USB работает на 5вольтах, а сигнал с адаптера при таком подключении будет идти 12 вольтовый, можно нахрен комп сжечь..."

Как я понял подобная схема адаптера на 2 транзисторах только для разъема RS232, под Usb не пойдет(((
для USB придется делать более затратную схемку
О своих поделках и победах буду рассказывать)))
 
Последнее редактирование:

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Prost, разъемы ОДБ и ГАЗ-12 пин стоят как крылья от самолета. А целиком из кетая за 250 прилетит.

По форме согласен, а сигнал то в кабеле тупо с нужного контакта на другой нужный передается. Ну собственно 250 руб не деньги. Если не горит то можно конечно и подождать
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Re: Протоколы обмена

Доброе время суток.

Просветите пожалуйста, какие протоколы у Микас 5.4, Микас 7.1 и т.д.
Или подскажите где найти информ.


Протокол так и называется "Микас". По крайней мере бортовые компы
так его автоматом определяют. Да и вручную его из списка протоколов
выбираешь.
 

ГАЗ 2410

Завсегдатай
Регистрация
21 Фев 2009
Сообщения
1,004
Реакции
1,134
Баллы
290
Всем доброго времени суток :)

Подскажите.

Микас 7.1_31 такой
1800971525.jpg


Поставил галочку в прошивке, в комплектации
tickbox.gif
комплектация вентилятором

на 33 ноге микаса, когда подключаю управление, тишина :(

Подскажите, в чём причина?

Должен "-" появляться, а его нет :(
 
Последнее редактирование:

Климов А

В доску свой
Регистрация
2 Окт 2011
Сообщения
1,333
Решения
1
Реакции
247
Баллы
345
Поставил галочку в прошивке, в комплектации
комплектация вентилятором

на 33 ноге микаса, когда подключаю управление, тишина

Подскажите, в чём причина?

Должен "-" появляться, а его нет
Температуру включения - выключения выставил в прошивке?
 

Вложения

  • вентилятор.JPG
    вентилятор.JPG
    70.1 KB · Просмотры: 52
Последнее редактирование:

ГАЗ 2410

Завсегдатай
Регистрация
21 Фев 2009
Сообщения
1,004
Реакции
1,134
Баллы
290
Температуру включения - выключения выставил в прошивке?
Да :)

Когда подключаешь программу диагностики (на автомобиле) есть такая "кнопка" управление

- в ней 2 (два) окошечка (кнопочки) Вкл и Откл :)

Для увеличения кликнуть

Выбираешь лампочку - нажимаешь на Вкл - Чек загорается - нажимаешь Откл - гаснет

Та-же песня с бензонасосом, включаешь - жужжит - выключаешь - останавливается

Так вот :)
когда также, при выборе вентилятора, нажимаю Вкл - тишина :)


на 33 ноге микаса

Должен "-" появляться, а его нет

Для увеличения кликнуть
 
Последнее редактирование:

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
Поставил галочку в прошивке, в комплектации
комплектация вентилятором
Проверьте еще раз сохранили ли потом прошивку,а то можть поставили галочку,а сохранить прошивку забыли.
Реле на 33 ногу правильно. А само реле проверьте на работоспособность. А то у меня два реле,оба рабочие но одно работает на включении вентилятора,а другое нет, но на включение противотуманок работает. Вот такой каламбур.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
когда также, при выборе вентилятора, нажимаю Вкл - тишина
Так Микас 7.1,вроде,вентилятор принудительно и не даёт включать.У меня на МТ-10 пишет"Остановите двигатель".Проверьте комплектацию в нужной вкладке вашего диагностического девайса.Если там вентилятор есть,то грейте до заявленной для включения температуры.Как-то так.
 

ГАЗ 2410

Завсегдатай
Регистрация
21 Фев 2009
Сообщения
1,004
Реакции
1,134
Баллы
290
Проверьте еще раз сохранили ли потом прошивку
Всегда так делаю.

Заливаю, потом считываю с эбу и всё проверяю. Привычка.

10 раз проверь, 1 (один) отрежь. :)
А само реле проверьте на работоспособность.
Реле рабочее. От датчика в патрубке включается.

Ещё проверял светодиодом и мультиметром.


Так Микас 7.1,вроде,вентилятор принудительно и не даёт включать.
Отдельное спасибо, этого не знал :drinks:

Если там вентилятор есть
Есть :)
грейте до заявленной для включения температуры
Теперь, думаю всё получится :drinks:

Как-то так :) :drinks:

Всё применю, потом отпишусь.

С уважением, ГАЗ 2410 :hi:
 
Сверху