• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

fosgen

Общительный
Регистрация
26 Май 2010
Сообщения
58
Реакции
2
Баллы
84
Со вторым блоком, (он третьей серии, версия ПЗУ начинается с Е00003хх) запуск происходит после двух оборотов коленвала.
Вот у меня как раз такой. Но запуск после 5-6 оборотов.
 

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
Вот у меня как раз такой. Но запуск после 5-6 оборотов.
Возможно какие то параметры в прошивках различаются. У меня на этом блоке изначально была E0000335. За много перепрошивок много чего в ней поменяно. Единственно, что я не трогал, это "многомерные" параметры, имеющие вид как на картинке. С остальными делал и сейчас делаю разные эксперименты. Идеала пока не получил.
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    155.1 KB · Просмотры: 16

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
У меня два блока управления МИКАС 241.3763000-31 , которые я попеременно ставлю на автомобиль, регулярно "колдуя" с прошивками. Так вот. Первый блок, так называемой первой серии(Версия ПЗУ начинается с Е00001хх).
Не было 31-х Микасов с прошивками Е00001хх.Самые первые начали с Е00003ххх...
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Да это вообще может от ЭБУ зависеть. Некоторые ЭБУ не дадут искру пока не увидят прокрутку в несколько сек по ДПКВ. К примеру такие ЭБУ как Бош7,9,7, а на той же машине ЭБУ М73 или январь 7,2 будет схватывать с полтыка. Но это не озночает что БОШ не отрегулирован правильно или неисправен. Просто алгоритм запуска такой. И из этих трех ЭБУ бош какраз я больше и уважаю в работе.
 

ZLOI

Бывалый
Регистрация
28 Апр 2010
Сообщения
1,734
Реакции
912
Баллы
315
vlr, может не в тему, но вопрос.
Есть БК. А также адаптер, переодически (крайне редко), вылавливал скачок мгновенного расхода на ХХ до значения 6,4 литра. Хотя по звуку работы мотора ничего не меняется. Мотор как работал, так и работает. Компьютером удалось выловить этот глюк случайно.
Это ошибка? Или же что-то даёт сбой задавая такой расход на секунду?
Особо не беспокоит, просто интересно.
 

ZLOI

Бывалый
Регистрация
28 Апр 2010
Сообщения
1,734
Реакции
912
Баллы
315
чавой то 161, Был старый БОШ на 21099. Уже не раз сталкивался с таким глюком на них. Если чуть перетянуть трос акселератора, то машина заведётся только с подгазовыванием.
Они почему-то чувствительны к малому % открытия дросселя и не дают запустить авто.
 

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
меня на этом блоке изначально была E0000335

Не было 31-х Микасов с прошивками Е00001хх.Самые первые начали с Е00003ххх...
Объясняю.
При покупке авто на ней стоял блок СОАТЭ и пленочный ДМРВ. Были куплены два б/у блока первой и третьей серий, НО под нитку, ибо под пленку не нашлось в продаже. Блоки были переделаны согласно http://chiptuner.ru/faq.php?id=81 и в первый была залита 335я прошивка. По тому и сказал "изначально"
Просто в подробности не вдавался так как вроде особо по началу и не требовалось.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
вылавливал скачок мгновенного расхода на ХХ до значения 6,4 литра. Хотя по звуку работы мотора ничего не меняется. Мотор как работал, так и работает. Компьютером удалось выловить этот глюк случайно.
Это ошибка? Или же что-то даёт сбой задавая такой расход на секунду?
Это глюк сканера, такое часто встречается. Бывает что и минус 40 градусов ОЖ на секунду показывает потом опять нормально. Такое еще бывает когда протокол обмена данными не совсем соответствует , тоесть выбор ЭБУ в сканере не тот.
 

ZLOI

Бывалый
Регистрация
28 Апр 2010
Сообщения
1,734
Реакции
912
Баллы
315
чавой то 161, насчёт БК суазать не могу, не знаю какой ЭБУ он выбирает. Там всё автоматом.
А на ПК я всё делаю верно. Да и ПО под МИКАС 7.1.
Просто обратил внимание, потому что выведен расход, температуру смотрю по приборке, там показания как и на БК.

Ну ладно. Мне этот глюк не страшен. Просто было интересно. Спасибо за ответ.
 

Евгений666

Постоялец
Регистрация
23 Янв 2010
Сообщения
99
Реакции
28
Баллы
109
Всем привет! Вопрос такой, Микас 7.1 31 на конце, но делал вкл. вентилятора от него, кислородник врезан, до температуры 0 градусов работает всё отлично, но ниже 0 заводится с переливом! Прошивка сток без настроек СО коэффициенты в ноле по газику показывает на ХХ СО 0.6, движок работает отлично, все параметры отличные! Теперь вопрос, как в 580 прошивке добиться нормального холодного запуска от 0 градусов? Заливает от 0 градусов, движок, топливная, эл. проводка всё в отличном состоянии. Заметил такую загадку шаг РДВ(РХХ) на пуске от 0 градусов прописан 252, а на машине со сканера и других программ 187 и РХХ открыт не полностью. Смотрел с чистым EEPROM. Если завести, дать поработать до 90 градусов на следующий день его максимальное открытие 151 шаг и так на прошивках 530, 590, 591, ставил другие Микасы 7.1 под плёнку всё одно и тоже.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Микас 7.1 31 на конце, но делал вкл. вентилятора от него, кислородник врезан, до температуры 0 градусов работает всё отлично, но ниже 0 заводится с переливом! Прошивка сток без настроек СО коэффициенты в ноле
Чего то непонятно написано если есть ДК в прошивке то регулировки СО не должно быть в управлении ИМ. Или про какие СО в нуле вы написали?
движок работает отлично, все параметры отличные!
какие параметры и кем определенно отлично то? Параметры в студию. А со слов тока погадать можно.
 

Евгений666

Постоялец
Регистрация
23 Янв 2010
Сообщения
99
Реакции
28
Баллы
109
Про двигатель. ЗМЗ 406 ГРМ проверил по транспортиру, цепь не растянута, компрессия 10,5 всегда такой была на этом движке. Топливная система: давление на хх 2.9, форсунки проверены на стенде, не льют держат хорошо, распыл равномерный, фильтра новые насос давит 8 очков. Скрины с программы диагностики выложить не могу у ноута батарейка не держит, а бк показывает на хх обороты 810, ДМРВ 15 кг, РХХ 60 шагов, впрыск 4.1, часовой расход 1.1 с нагрусками 1.2-1.3. зажигание 8 град. датчики температуры ОЖ 90 воздух 35, барокорекция 0. Интересен вопрос про РХХ, почему так ставит начальные шаги, когда температуру правильную показывает. На трёх волгах такая ерунда с запуском и РХХ. Про СО коэффициенты RCOK не настраивались. Залил прошивку поездил день и на газик проверять смесь на всех режимах укладывается как в описании по настройке. Кислородник адаптирует так наверное.
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879

Евгений666

Постоялец
Регистрация
23 Янв 2010
Сообщения
99
Реакции
28
Баллы
109
Прошивка 580 с флагом кислородника, 591 задушенная по тяги на низах.
Хочу поставить прошивку от 405 мотора посмотреть как она будет, там правда статика форсунок другая, но кислородник наверно сделает поправку. Давление мерил поверенным манометром. Ставил Ителму заводится отлично в холод, но тупая. Про давление, был байпас (РДТ) с болтиком, пробовал давление меньше давать, только хуже было.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Это много ,однако.На ХХ 2,5 должно быть.
Даже правильнее 2,2

Добавлено через 4 минуты 27 секунд
Прошивка 580 с флагом кислородника, 591 задушенная по тяги на низах.
Хочу поставить прошивку от 405 мотора посмотреть как она будет, там правда статика форсунок другая, но кислородник наверно сделает поправку. Давление мерил поверенным манометром. Ставил Ителму заводится отлично в холод, но тупая. Про давление, был байпас (РДТ) с болтиком, пробовал давление меньше давать, только хуже было.
Если ДК еть то какое СО могет быть в регулировке?
А судя по вашему давлению на ХХ у вас или РДТ неисправен, или тупо шлангочка вакуумная с него слетела или порвалась. Манометр на ХХ должон 2,2Атм(Бар) показывать и при открытии на полную дросселя подскакивать до 3атм(бар). У вас же все время держит 3атм. плюс скорее всего подсос воздуха через указанную выше шлангочку. А вы какими то шагами озадачиваетесь. При заводке ЭБУ чего надо то и выставит если все исправно.
 
Последнее редактирование:

Евгений666

Постоялец
Регистрация
23 Янв 2010
Сообщения
99
Реакции
28
Баллы
109
В мотор-тестере в ИМ есть корректировки, но не помню активны они или нет, кислородник по графику работает. Давление при перегазовки возрастает до 3,3. Подсосов воздуха нет, проверял дымогенератором. С Ителмой заводится хорошо! Микас должен от 0 градусов открыть рдв полностью, он не открывает, а топлива льет много. В прошивке на пуске в графике топлива видно, что подъем большой от 0 градусов.
 

Glog

Общительный
Регистрация
20 Авг 2011
Сообщения
20
Реакции
0
Баллы
62
В мотор-тестере в ИМ есть корректировки, но не помню активны они или нет, кислородник по графику работает. Давление при перегазовки возрастает до 3,3. Подсосов воздуха нет, проверял дымогенератором. С Ителмой заводится хорошо! Микас должен от 0 градусов открыть рдв полностью, он не открывает, а топлива льет много. В прошивке на пуске в графике топлива видно, что подъем большой от 0 градусов.

Пиши в личку! Скажу как победить эту проблему!
 

KillFlash

Завсегдатай
Регистрация
11 Июл 2009
Сообщения
1,867
Реакции
486
Баллы
294

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
У себя просто уменьшил в прошивке кол-во топливо на запуск от 0 и ниже примерно на треть.
Ну это лечить неисправность модифицированием прошивки. Значит на холодную из за чего то топлива много льет? В нормальные коммерческие прошивки вообще нечего лезть, все тама как надо.
Еще засратый впуск и клапана мешают быстрому запуску. Помогает промывка Винсом на работающем ДВС.
[ame]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=RMocKdeoo2Q[/ame]
 
Сверху