• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Добрый день. Хочу сделать включение электровентилятора от ЭБУ. Но, как и ожидалось, в разьеме который подключает косу к ЭБУ нет клеммы на 33 контакт. В продаже таких не видел. Может кто подскажет подходит ли похожая клемка, например, с разьема ДМРВ. Поделитесь опытом кто как делал?
3110, 406, МИКАС 7.1.

подходит с ДМРВ, датчика температуры, форсунок и проч где разьем AMP
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Добрый день. Хочу сделать включение электровентилятора от ЭБУ. Но, как и ожидалось, в разьеме который подключает косу к ЭБУ нет клеммы на 33 контакт. В продаже таких не видел. Может кто подскажет подходит ли похожая клемка, например, с разьема ДМРВ. Поделитесь опытом кто как делал?
3110, 406, МИКАС 7.1.

Не все Микасы поддерживают управление вентилятором (или муфтой).
В жгутах ЭБУ для Волг и провода для этого нету. Это реализовано для
более тяжелых и горячих авто (Газели, УАЗы) с 405 и 409 движками.
Переделка для управления вентилятором от ЭБУ счастья не приносит.
Лучше для надежности запараллелить датчик включения вентилятора
еще одним.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Не все Микасы поддерживают управление вентилятором (или муфтой).
В жгутах ЭБУ для Волг и провода для этого нету. Это реализовано для
более тяжелых и горячих авто (Газели, УАЗы) с 405 и 409 движками.
Переделка для управления вентилятором от ЭБУ счастья не приносит.
Лучше для надежности запараллелить датчик включения вентилятора
еще одним.

микасы как раз все поддерживают, не во всех прошивках и жгутах есть реализация управления вентилятором. В последних волговских жгутах был этот провод. Если параллелить то нужно еще одно реле ставить параллельно, провода тянуть и проч, считаю лишним если один пропеллер, смысл есть только если пару стоит
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Если параллелить то нужно еще одно реле ставить параллельно, провода тянуть и проч, считаю лишним если один пропеллер, смысл есть только если пару стоит

2 датчика параллельно (учитывая их сегодняшнюю низкую надежность). Всего один - два проводка между ними. Не сработает один - сработает второй. Зачем второе реле и провода к нему?
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
2 датчика параллельно (учитывая их сегодняшнюю низкую надежность). Всего один - два проводка между ними. Не сработает один - сработает второй. Зачем второе реле и провода к нему?
если сработает датчик а блок еще не подаст минус, то блок выдаст ошибку замыкания на массу цепи реле вентилятора. Как бы не очень приятно наблюдать как чек горит
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
если сработает датчик а блок еще не подаст минус, то блок выдаст ошибку замыкания на массу цепи реле вентилятора. Как бы не очень приятно наблюдать как чек горит
Он советует запараллелить ВМЕСТО подключения через ЭБУ.Какая ошибка?Вы о чём?Тоже,кстати,выскажусь за этот вариант.А ещё лучше - датчик от иномарки или просто импортный в верхний патрубок и реле запитать минуя замок зажигания.Так лучше всего.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Он советует запараллелить ВМЕСТО подключения через ЭБУ.Какая ошибка?Вы о чём?Тоже,кстати,выскажусь за этот вариант.А ещё лучше - датчик от иномарки или просто импортный в верхний патрубок и реле запитать минуя замок зажигания.Так лучше всего.

не так прочитал) подумал что параллельно хочет и от эбу и от датчика сделать
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Не все Микасы поддерживают управление вентилятором (или муфтой).
В жгутах ЭБУ для Волг и провода для этого нету. Это реализовано для
более тяжелых и горячих авто (Газели, УАЗы) с 405 и 409 движками.
Переделка для управления вентилятором от ЭБУ счастья не приносит.
Лучше для надежности запараллелить датчик включения вентилятора
еще одним.

Ну по надежности включение через ЭБУ врятли даже два запараллеленных обычных датчика превзойдут. Так как ДТОЖ на мозги если неисправен, то практически нормально не поедете. Второе удобство что сможете менять температуру включения в ПО или по БК не меняя никаких датчиков. А третье если у вас выйдет из строя ДТОЖ, вы можете снять штеккер с него или если обрыв провода и вент начнет работать постоянно и можно будет добраться до места устранения поломки. При чем на некоторых прошивках при таком действии , если ехать со скоростью 60км/ч и выше вент выключится, если меньше то включится.
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
При чем на некоторых прошивках при таком действии , если ехать со скоростью 60км/ч и выше вент выключится, если меньше то включится.

Ну тут не думаю что это хорошая задумка т.к. бывают ситуации когда даже при движении в 60-80 км/ч вентилятор надо бы включать. В частности в жару и при буксировке или загрузке машины. Все-таки температура должна от температуры регулироваться а никак ни от скорости движения - согласитесь.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Ну тут не думаю что это хорошая задумка т.к. бывают ситуации когда даже при движении в 60-80 км/ч вентилятор надо бы включать. В частности в жару и при буксировке или загрузке машины. Все-таки температура должна от температуры регулироваться а никак ни от скорости движения - согласитесь.
Ну так вы не поняли сути. Я говорил про аварийный режим когда при не работающем ДТОЖ вент молотит постоянно, а при движении более 60км/ч он выключится(так как встречного потока впринципе должно хватать) а буксировать другое авто на аварийной машине как то не айс. Ну и данная функция реализованна в прошивках Микаса( в основном в Соболях и газелях) где есть поддержка ДС иначе как ЭБУ скорость определит то?
 

Prost

Бывалый
Регистрация
25 Сен 2011
Сообщения
1,685
Реакции
564
Баллы
314
Я говорил про аварийный режим когда при не работающем ДТОЖ вент молотит постоянно, а при движении более 60км/ч он выключится

Более логично в аварийном режиме включить карлсона на постоянку т.к. перегрев двигателю согласитесь на порядок страшнее чем охлаждение. Кроме того при исправном термостате он и зимой не перемерзнет.

Добавлено через 2 минуты 4 секунды
(так как встречного потока впринципе должно хватать) а буксировать другое авто на аварийной машине как то не айс.

По задумке да, но как показывает практика например для Газели с пустой будкой в жару +28-35 штатной системы охлаждения не хватает точнее производительности радиатора, ну а при загруженном тем более.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
При чем на некоторых прошивках при таком действии , если ехать со скоростью 60км/ч и выше вент выключится, если меньше то включится.
Ну,коль речь о Волгах тут в основном,то о таких опциях говорить не приходится.Волговские ЭБУ к ДС не привязаны,за исключением тех,что с двигателем Крайслер и 405 Е-3.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Люди знающие толк в прошивках, подскажите. Что точно означает параметр "Пусковой период" и на что влияет его значение?

количество циклов без подачи топлива
 

fosgen

Общительный
Регистрация
26 Май 2010
Сообщения
58
Реакции
2
Баллы
84
количество циклов без подачи топлива
Тоесть если его уменьшить то двигатель надо будет меньше крутить до заводки? Просто была с завода 335 прошивка, там этот параметр был =5. Залил 390 прошивку, в ней параметр =7 и двиг теперь немного надо дольше крутить чтобы завести. Пробовал ставить =3 - никаких изменений.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
Тоесть если его уменьшить то двигатель надо будет меньше крутить до заводки? Просто была с завода 335 прошивка, там этот параметр был =5. Залил 390 прошивку, в ней параметр =7 и двиг теперь немного надо дольше крутить чтобы завести. Пробовал ставить =3 - никаких изменений.

параметр действует только при режиме большой цикловой подаче, так что параметр влияет при заводке на холодную или при условиях плохой прокрутки когда обороты меньше оборотов выхода из пуска. Тебе для ускорения заводку скорее нужно смотреть малую цикловую подачу, посмотреть какая смесь и не переливает ли
 

fosgen

Общительный
Регистрация
26 Май 2010
Сообщения
58
Реакции
2
Баллы
84
Двигатель заводится всегда уверенно, что на холодную, что на горячую. Просто от начала вращения стартера до пуска проходит на слух 5-6 оборотов двигла. Так по наблюдениям на стоянках видел Волги у которых пуск происходит на 3-4 оборота двигла (на слух).
Вот и хотел узнать изменением какого параметра можно добиться раньшего начала пуска.
 
Последнее редактирование:

zhareniy

Постоялец
Регистрация
20 Сен 2006
Сообщения
299
Реакции
304
Баллы
195
fosgen, вопрос интересный. В тонкости процесса запуска не вдавался, но могу поделиться своими наблюдениями. У меня два блока управления МИКАС 241.3763000-31 , которые я попеременно ставлю на автомобиль, регулярно "колдуя" с прошивками. Так вот. Первый блок, так называемой первой серии(Версия ПЗУ начинается с Е00001хх). Независимо от настроек и версии ПО двигатель запускается после трех оборотов коленвала. Со вторым блоком, (он третьей серии, версия ПЗУ начинается с Е00003хх) запуск происходит после двух оборотов коленвала. До этого стоял СОАТЭ. С ним вообще несколько секунд нужно было стартер крутить.
Это просто мои наблюдения. Выводы делать нет ни времени ни желания.
 
Сверху