• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

skvrost

Постоялец
Регистрация
27 Май 2009
Сообщения
446
Реакции
44
Баллы
130
rvz, берешь спиртик, ватную палочку - и вперед.
Еще из мануала по проверке работоспособности ДМРВ указывается параметр в 80-90кг на 4000 об-мин.
Как я понял, со временем дмрв начинают грешить на низких оборотах и в жару.
 

rvz

Общительный
Регистрация
16 Авг 2013
Сообщения
174
Реакции
3
Баллы
80
А нахрена ПУОЗ такой стоит?
Есть еще ГБО... поставил по меньше -2 (пробовал 0 поставить на параметрах почти ни как не отразилось расход часовой немного снизился ну по ощущением на 3000n двиг ровнее работать стал).
берешь спиртик, ватную палочку - и вперед.
Вот тут прощения прошу с датчиком ошибся он оказался не пленочный (но точно Сименс бюджетный вариант). Попробовал ему там пластинку подогнуть а она жутко хрупкая оказалась (в общем в процессе опытов он кончился :rolleyes: ) пришлось новый купить новый показывает расход точно такой же как и старый (пленочный не нашел... купил такой как был - без ДМРВ очень грустно бибика работает искать пленку не стал).
Решил пока отложить до покупки нормального датчика. :gaz_love:
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
... Итого окончательный(результативный) УОЗр= УОЗ-ПУОЗ и=(+10)-(-8)=(+18)градусов, тоесть опережает на 18 градусов раньше ВМТ

Арифметика какая-то странная. Зачем отнимается значение в минусе?Логичней будет (считаю, что это будет правильно), когда ПУОЗ в плюсе, то
просто добавляется к УОЗ, а ПУОЗ в минусе отнимается. А то два минуса в
простом арифметическом выражении как-то странно выглядят. Неужели поправка может только отниматься? 10-8 дает нам всего 2 гр. опережения.

Добавлено через 12 минут 58 секунд
Вот тут прощения прошу с датчиком ошибся он оказался не пленочный (но точно Сименс бюджетный вариант). Попробовал ему там пластинку подогнуть а она жутко хрупкая оказалась

Оказался не пленочный, а какой? Легко проверить - ниточный подключается разъемом с 6-ю проводами (а не 4 провода в 5-ти контактном разъеме). И там просто проволочная фигура на стойках в виде квадрата, ромба, треугольника или буквы V. А хрупкая пластинка это
и есть пленка на керамической подложке.

Добавлено через 3 минуты 57 секунд
rvz, берешь спиртик, ватную палочку - и вперед.

А как он загрязняется, если стоит после воздушного фильтра? Или фильтр
для того, чтобы большие камни не залетали? :)
 
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Арифметика какая-то странная. Зачем отнимается значение в минусе?Логичней будет (считаю, что это будет правильно), когда ПУОЗ в плюсе, то
просто добавляется к УОЗ, а ПУОЗ в минусе отнимается. А то два минуса в
простом арифметическом выражении как-то странно выглядят. Неужели поправка может только отниматься? 10-8 дает нам всего 2 гр. опережения.
Ко мне какие вопросы не я эти формулы придумывал?
Как задуманно кем то, так и считаем.
УОЗ-ПУОЗ=УОЗр(результативный) а какой знак вы поставите в ПУОЗЕ это вам решать, тока правила математики ни кто не отменял (с какого класса учат про то чтоминус на минус дают плюс?).
У Вас есть альтернатива? Или вы занете что мы не знаем?:smoke:

Добавлено через 6 минут 42 секунды
А он загрязняется с обратной строны - из вентиляции.:haha:

А они даже не знают что воздух пульсациями идет (туда-сюда-обратно:haha:) и думают что КВ ДВС крутится быстро-равномерно, а еще что клапан выпускной открывается после ВМТ, а впускной закрывается в НМТ, ну как в школе по физике учили. А еще наверное уверенны что клапанавпускной и выпускной никогда открытыми вместе не бывают и словосочетание перекрытие клапанов для них имеет сантехническое значение:)
 
Последнее редактирование:

nogash

Освоился
Регистрация
29 Авг 2014
Сообщения
9
Реакции
0
Баллы
42
дравствуйте.подскажите пожалуйста.у меня сел аккум.и я прикурил от авто др.доехал до гаража и загорелся чек.двиг.ошибка обрыв 4 форсунки.я замерял контролькой провода форсунки,там небыло импульса с комп.блока с разьема 34.двигатель троил.взял у товарища др. Блок все 4целиндра заработали.но поднялись обороты1500.и полезли ошибки почти со всех датчиков.сбрасывали но все равно потом вылазили.заменил новые расход воздуха,датчик заслонки,распредвала,температуры.высовывал фишку с датчика расхода воздуха двигатель не глохнет,засунул обратно не глохнет.ставлю свой блок обороты падают,и датчик расх.воздуха начинает работать,если вытаскиваю фишку работает,вставляю глохнет.оба комп.микас 7.1.взял еще 1 другой,та же беда обороты и датчики не риагируют если их отсоединять от разьемов.двиг работает только с моим блоком.маркировки одинаковые на микасах.помогите пожалуйста советом.nogash1987@gmail.com
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Дык сам же писал что ставил, значит можно(разьемы 55пин подходють).
Второй вопрос а нужно ли?
Так же скажу а нужно ли весь раздел по 406-му закидать одинаковыми постами?
 

skvrost

Постоялец
Регистрация
27 Май 2009
Сообщения
446
Реакции
44
Баллы
130
Подскажите можно ли поставить эбу микас 7.1 версия001 если у меня стояла версия 31 тож 7.1.

001 под нить, 031 под пленку - итого по разъему можно, а по электронике - не подходят, не совместимы. Ездить будет как хрен знает что.
 

qkaracha

Общительный
Регистрация
2 Июн 2014
Сообщения
57
Реакции
0
Баллы
62
Страсти!
Собрал к-лайн адаптер по схеме в первом посту - не заработал. В схеме ошибка, исправил - всё подключилось.
Двиг работает без криминала (вроде бы?), по скринам вроде тоже все ок(?).
Сделал пару скринов, если не сложно, гляньте...
Спасибо!

70dc8a9d4f0ebc908b5baf878c1774ee.png



7dc92b027caa96494e26ebff51ba729a.png


099cacd7341c544f548dd991e6d6b186.png
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Да вроде криминала не видно. Коррекции по ДК не большие, значит по датчикам особых проблем нет. Так вс основное в пределах норм. Поэтому если чего не устраивает по приемистости и расходу то решать только программно(прошивкой с более интересными калибрами чем на стоке), а если устраивает, то катайтесь на здоровье.
 

qkaracha

Общительный
Регистрация
2 Июн 2014
Сообщения
57
Реакции
0
Баллы
62
Что такое ДК?:rolleyes:
В принципе я не гонщик, первая машыно и сразу Волга, какая там у нее должна быть динамика-приемистоть - я не знаю. Главное едет, средний расход 11.5 - 12.0 литров, за все время владения.
Если криминала нет - оставляю все как есть.
 

skvrost

Постоялец
Регистрация
27 Май 2009
Сообщения
446
Реакции
44
Баллы
130
олее интересными калибрами чем на стоке), а если устраивает, то катайтесь на здоровье.

Коррекция впрыска какая-то большая, изза этого на холостых может и ругаться.

qkaracha, если 11-12 по трассе - то дофига, если погороду - мне бы так, хотя города разные и пробки тоже.
 

qkaracha

Общительный
Регистрация
2 Июн 2014
Сообщения
57
Реакции
0
Баллы
62
Насчет ДК покурю букварь, но думаю его не было с новья, машыно 2006 года, ЗМЗ 406.


skvrost, это общий расход за все три месяца владения. Где-то 40% - трасса, 50% - город, 10% - к теще на дачу (выше второй передачи не включал). Городок маленький, пробок нет. Как-то так.
 

Вольга

ГУРУ
Регистрация
6 Дек 2007
Сообщения
12,132
Решения
1
Реакции
5,472
Баллы
1,545
средний расход 11.5 - 12.0 литров
В принципе, вполне может быть.
Минимум расхода: скорость 90-100, пятая передача. Любые отклонения - повышение.
На расход влияет характер вождения. Частые разгоны увеличивают расход.
Синтетика в двигателе и трансмиссии уменьшают расход. Также чистота фильтров может существенно сократить расход топлива.
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Коррекция впрыска какая-то большая, изза этого на холостых может и ругаться.
И где вы их большие увидели? 2-4% коррекций по вашему много?
Да и по времени впрыска видно что коррекции минимальны.
Так на всякий, диапазон у ДК по коррекциям на разных системах от 25-30% если уже сверх того то гарантированна ошибка с невозможностью ЭБУ держать стехиометрию. Так что 2-4% это практически ничего.
 

fosgen

Общительный
Регистрация
26 Май 2010
Сообщения
58
Реакции
2
Баллы
84
Добрый день. Хочу сделать включение электровентилятора от ЭБУ. Но, как и ожидалось, в разьеме который подключает косу к ЭБУ нет клеммы на 33 контакт. В продаже таких не видел. Может кто подскажет подходит ли похожая клемка, например, с разьема ДМРВ. Поделитесь опытом кто как делал?
3110, 406, МИКАС 7.1.
 
Сверху