• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
У меня инжекторный 402, Микас 7.1, прошивка 580.
http://forum.allgaz.ru/showpost.php?p=1071272&postcount=807

ДПРВ сделан из трамблёра
picture.php


если на динамике и всём остальном, отсутствие этого датчика не скажется,
то зачем это всё будет занимать у меня место под капотом?

Я бы не стал таких необдуманных выводов делать - http://rotorman.nm.ru/j5-sport/faq.dhtml
Да и вообще мне кажется 580 на данном моторе может лебединую песню сыграть, думаю она беднит нещядно. Нужна онлайн откатка чтобы это всё работало хотя бы без вреда двигателю
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
Да и вообще мне кажется 580 на данном моторе может лебединую песню сыграть, думаю она беднит нещядно
А он уже давно на ней ездит.И,судя по всему неплохо.Есть и у меня опыт установки 580-го ПО на моторы 4213 на УАЗ.Может и не самый лучший вариант,но работает приемлемо.
Нужна онлайн откатка
С этим трудно не согласиться,но не всегда это возможно.
 

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
А он уже давно на ней ездит.И,судя по всему неплохо.Есть и у меня опыт установки 580-го ПО на моторы 4213 на УАЗ.Может и не самый лучший вариант,но работает приемлемо.
а чем стандартная E0000629 для 4213 плоха? Лично с умз не работал, но с одним товарищем была задумка по переводу 421 на инжектор
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
А чего лямбду слабо вкорячить на 402-ой?
Вообще не люблю системы без ДК1 и не понимаю людей когда пытаются избавиться от ДК1.
Не вижу особой разницы между карбом и евро-0(Россия 83).
 
Последнее редактирование:

Int21h

Постоялец
Регистрация
12 Сен 2008
Сообщения
149
Реакции
44
Баллы
110
А чего лямбду слабо вкорячить на 402-ой?
Вообще не люблю системы без ДК1 и не понимаю людей когда пытаются избавиться от ДК1.
Не вижу особой разницы между карбом и евро-0(Россия 83).

не постоянно смесь с лямбдой 14,7 это никуда не годиться. тут по ней только немного карты можно покрутить и выворачивать нафиг выставив нормальные смеси
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Ага ДМРВ чуть засрется, форсунки подзабьются или ЭБН на мизер давление уонит и лей заправщик не жалей. А с ДК хоть как то погрешности может вытаскивать.
Да и диагностика без ДК гемор еще тот. ну и прошивки разные имеются хош суженной обратной связью по ДК хош стандартно при ХХ и выровнившимся режиме, а хош во всех диапазонах лямда регулирование. Кстате как показывает практика третий вариант мало чем отличается от второго.
 

romcha

Постоялец
Регистрация
2 Сен 2010
Сообщения
434
Реакции
149
Баллы
145
чавой то 161, Не поможете с газовой прошивкой?
ГБО 2 поколение (комфорка на всасывающем коллекторе), Микас 7.1 нитка прошивка 357. Я сделал двухрежимку. На газовой прошивке тупо задрал угол на 4 градуса во всех режимах. Газом из трубы (на холостых) стало пахнуть меньше, но все же есть. В разгоне особой разницы не почувствовал. Может еще угол добавить? Скорее всего там есть зависимости УОЗ от положения ДЗ, как настроить?
Скиньте по возможности в личку координаты как связаться, совета спросить.
 

Победовод

Общительный
Регистрация
16 Авг 2013
Сообщения
145
Реакции
11
Баллы
99
Оффтоп небольшой, с позволения гуру.
В этом адаптере(см. схему) можно применить транзисторы КТ315?
http://forum.allgaz.ru/images/attach/gif.gif
 

Вложения

  • k-small1.gif
    k-small1.gif
    5 KB · Просмотры: 17

3110 51RUS

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
224
Реакции
161
Баллы
145
Всем привет!
Имею ЭБУ СОАТЭ 301.3763 000-01
Программа R4.4367.2.IM
Калибровки 436
Двигатель 4062.10

Повышенные холостые 1000-1200 (иногда сбрасываються до 900) и чё-то какой-то злобный расход топлива. при этом тяга средненькая и иногда пропадает вообще - как будто камаз сзади прицепили). Компрессия в норме, головка после капиталки, ошибок нет. При этом двигатель работает не ровно - слегка потряхивается. Что смотреть? Что крутить? RCOD и RCOC - в нулях. Как их регулировать если нет газоанализатора? на CO ехать стыдно - нет последней банки глушителя и денег на новый :)
PS при нажатии на газ в авто-тестере иногда мигает индикатор "ЦИЛ 4" - это форсунка или зажигание? и я так понимаю это может быть и первый цилиндр...

Новый точечный рисунок (2).jpg

Новый точечный рисунок (3).jpg

Новый точечный рисунок (4).jpg
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Чет время впрыска маловато? Вроде и для попарнопараллельного многовато и для фазированного мало, хотя в показаниях вроде ДПРВ синхронизируется, а значит работает. И напряжение в 14,88 вольта и температура в 99градусов ОЖ вас не смущает? Оба значения должны были регулироваться и поддерживаться и не выходить за пределы, а тем более к таким значениям, и отвечает за это, реле зарядки и вент ОЖ.
 
Последнее редактирование:

3110 51RUS

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
224
Реакции
161
Баллы
145
Оба значения должны были регулироваться и поддерживаться и не выходить за пределы, а тем более к таким значениям, и отвечает за это, реле зарядки и вент ОЖ.

Вы имеете ввиду что стоит попробовать сменить реле зарядки и датчик включения вентилятора? При падении температуры хх не становиться в норму. и меня больше смущает расход топлива 1,5-1,6 при воздухе 14
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
А если задуматься. Вас не смущают такие показатели?
Они реальны? Это я к чему может сканер прогноз погоды неверный дает. ЭБУ верно указывали? бывает такое что при выборе не того ЭБУ протокол обмена немного другой и может давать искаженные данные. Ну и фришным прогам я бы сильно не доверял. Попробуйте проверить другим сканером.
Вот хотя бы этим фришным.

https://yadi.sk/d/KtNw7In-XvD7h
https://yadi.sk/i/7MG8RQspXvDXs
 

3110 51RUS

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
224
Реакции
161
Баллы
145
ЭБУ верно указывали?
TesterPlus - программа от СОАТЭ http://www.soate.ru/app/ Блоки распознает сама и не дает возможности выбора :) Но определила правильно!

Авто-тестер тоже сам определяет вроде как. За софт спасибо, в понедельник попробую - отпишусь
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Ну как раз странные значения показывает Авто-тестер.

Добавлено через 1 минуту 8 секунд
Бывает такое что и коммерческое ПО иногда неверно параметры выдает диагностируемого авто и перепроверяешь в таком случае каким нибудь аналогом.
 
Последнее редактирование:

3110 51RUS

Постоялец
Регистрация
28 Авг 2011
Сообщения
224
Реакции
161
Баллы
145
чавой то 161, В OpenDiag эбу СОАТЭ отсутствует как класс. автоматически определяет его как М1.5.4. и то ли подтупливает, то ли виснет... вообщем 30мин. ждал открытия окна диагностики. так и не дождался... мож это я подтупливаю? оно само должно открыться?
 

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Выбирайте Микас 7.1 без КЗ (КЗ это карбюраторный). Протоколы у них похожие, некоторые БК и знать не знают СОАТЭ или там Ителму 5,6 а читают по микасовскому протоколу. А 1,5,4 это БОШ Вазовский, естественно что совсем другой блок. И на фришной версии Опендиага, лучше пользоваться к-лайников, хоть он вроде и поддерживает ЕЛМку но с ней работает в бесплатной версии хреново.
Я чесно сказать такие прги не пользую так как имею разные коммерческие сканеры.
 

rvz

Общительный
Регистрация
16 Авг 2013
Сообщения
174
Реакции
3
Баллы
80
Всем доброго времени суток :) .
Немного плавают ХХ и при старте прогретого двигателя ХХ начинаеться от 500 потом секунд 5-10 выравнивается до 800 (по OpenDiag 790-840) при разгоне еще бывает дергается (не совсем явно но чувствуется).
Изначально я думал что подсос гдето но прежде чем ваять дымогенератор решил посмотреть что там за параметры при работе двигателя (шнур купил пару дней назад).
attachment.php

Вот что получилось... смущает расход воздуха 22кг/час. ДМРВ пленка сименс пытался его проверить мультиметром к3 к4 на разрешении 2в показывает 0,03в при 200мв 0,048в (включеное зажигание двиг остановлен) вообще как понял из прочитанного ДМРВ сименсы так не проверяются а это напряжение вполне нормальное.
Как бы можно было бы проверить что слонамалось (может какие параметры попробовать поменять)???
P.S. Чек не горит, ошибок нету... после сброса не появились.
 

Вложения

  • d1.JPG
    d1.JPG
    52.4 KB · Просмотры: 98
Последнее редактирование:

чавой то 161

Житель
Регистрация
23 Сен 2011
Сообщения
2,471
Реакции
1,001
Баллы
440
Ну 22 кг/ч как то многовато, соответственно и 5,8м.с. и 1,7л.ч на ХХ из за этого тоже выходит за пределы нормы. Подсос пока с таким расходом воздуха можете не искать, так как при подсосе обычно наоборот слишком малое значение воздуха. Скорее всего ДМРВ. Проверять его мультиметром бесполезно. Его смотрят осциллографом(мотор-тестером) или ставят заведомо исправный с другой машины для проверки показаний и сравнивают по сканеру, изменился ли расход воздуха.
А нахрена ПУОЗ такой стоит?
У Вас УОЗ=(+10)градусов
ПУОЗ=(-8) градусов
Итого окончательный(результативный) УОЗр= УОЗ-ПУОЗ и=(+10)-(-8)=(+18)градусов, тоесть опережает на 18 градусов раньше ВМТ немногим многовато на ХХ. Попробуйте поставить Поправку угла опережения зажигания значение ноль.
 
Последнее редактирование:
Сверху