• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
ЭБУ заливает водой и на гораздо более дорогих авто,чем Волга.

Все равно внутрь электронных устройств вода не должна поступать, там
есть резинки для этого. А если вода проникает, значит задумано хорошо, а изготовлено халтурно.

Место сопряжения корпуса ЭБУ с крышкой промазать герметиком, это
не сложно. Из медицинского резинового бинта вырезать прямоугольник по
размеру разъема ЭБУ, наколоть отверстий под контакты, одеть на них потом
эту резинку, чтобы она оказалась на днище разъема. Когда вторая половинка разъема вставится и зажмется металлической скобой, то эта
резинка надежно загерметизирует щели и контакты. Можно сделать и вставить две такие резинки, если одной мало. И все, можно авто превращать в субмарину, вода в ЭБУ не проникнет.
 

rds

Постоялец
Регистрация
25 Мар 2008
Сообщения
556
Реакции
360
Баллы
195
Как мне кажется, вода в "мозги" может попасть только сверху (через резинку лобовухи), если конечно нет сквозных дыр в кузове. Тогда может проще перевернуть блок контактами вниз и радоваться жизни? У меня нигде не подтекает, но блок стоит "вверх ногами".
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Как мне кажется, вода в "мозги" может попасть только сверху (через резинку лобовухи), если конечно нет сквозных дыр в кузове. Тогда может проще перевернуть блок контактами вниз и радоваться жизни? У меня нигде не подтекает, но блок стоит "вверх ногами".

У меня ЭБУ и прикручен разъемом вниз. Пробовал разъемом вверх, фигня получается, жгут длинный и несгибаемый, потом неудобно подключать фишку сверху. А вода может попадать и через двери, через лонжероны, если забыть, что "Волга" не амфибия, и форсировать реки.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
И все, можно авто превращать в субмарину, вода в ЭБУ не проникнет.
Но проникнет в разъём и ситуация будет немногим лучше,чем с залитым ЭБУ.Форум почитайте.
Место сопряжения корпуса ЭБУ с крышкой промазать герметиком, это
не сложно. Из медицинского резинового бинта вырезать прямоугольник по
размеру разъема ЭБУ, наколоть отверстий под контакты, одеть на них потом
эту резинку, чтобы она оказалась на днище разъема. Когда вторая половинка разъема вставится и зажмется металлической скобой, то эта
резинка надежно загерметизирует щели и контакты. Можно сделать и вставить две такие резинки, если одной мало. И все,
Вы это,велосипед не изобретайте.Лучше форум почитайте внимательно - там всё уже придумано давно.ЭБУ перемещают на полку под бардачком и всё.Проблем с водой больше не возникает вообще.
 

avata

Постоялец
Регистрация
27 Дек 2009
Сообщения
558
Реакции
130
Баллы
175
ЭБУ заливает водой и на гораздо более дорогих авто,чем Волга.
в ауди например такого нет, ЭБУ находится ровно по центру заднего сидения))

Добавлено через 5 минут 43 секунды
357-Xtr10--01 она и есть динамик,но я её еще подправил под себя.
ставил себе такую....мне не понравилась,сначало было нормально, а через 2 недели пошли глюки...например на горячую заводилась иногда на 2 цилиндрах....из всех тюнинговых наверно лучший вариант заводская 357, но хочется экономии)))
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Но проникнет в разъём и ситуация будет немногим лучше,чем с залитым ЭБУ.Форум почитайте.

Вы это,велосипед не изобретайте.Лучше форум почитайте внимательно - там всё уже придумано давно.ЭБУ перемещают на полку под бардачком и всё.Проблем с водой больше не возникает вообще.

Ну тогда, ежели вода попадает через разъем, то криворукие его ставили, а безрукие пользуют.
Раз уже велосипеды изобретены, все придумано, то стоп прогресс, думать и что-то делать уже не надо? Перемещать ЭБУ на полку это из серии "Сделано в колхозе "Красное дышло"". И почему на полку? Лучше уж на потолок.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Перемещать ЭБУ на полку это из серии "Сделано в колхозе "Красное дышло"".
Какой то вы не далёкий, это новый хит сезона, называется иммобиммонехренайзер. Снимаешь блок с полки, вытаскиваешь разъём и вот тебе новая противоугонная система.:haha:
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879
И почему на полку? Лучше уж на потолок.
На полку длины штатной проводки хватает,а на потолок нет.Хотя,сходите на какой-нибудь форум "нивоводов" - там такое(ЭБУ на потолке) встретите.Уж очень эти "нивоводы" любят свои авто в воду "по самое нихачу" загонять,вот и изгаляются.
Перемещать ЭБУ на полку это из серии "Сделано в колхозе "Красное дышло"
Это всего лишь здравый смысл.Ну как зимой зимняя резина.Ведь можно покричать:"Шипы - клохоз,даёшь тока штатную Таганку!"
 

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
На полку длины штатной проводки хватает,а на потолок нет.Хотя,сходите на какой-нибудь форум "нивоводов" - там такое(ЭБУ на потолке) встретите.Уж очень эти "нивоводы" любят свои авто в воду "по самое нихачу" загонять,вот и изгаляются.

Это всего лишь здравый смысл.Ну как зимой зимняя резина.Ведь можно покричать:"Шипы - клохоз,даёшь тока штатную Таганку!"

Я еще не разбирал свой Микас, но думается, что там есть под крышкой резиновая прокладка. И наверняка плата там покрыта каким-нибудь влаго-пыле-виброзащитным составом, так, как это главное условие при производстве аппаратуры, работающей в таких условиях, в каких работает электро и радиооборудование автомобиля. По периметру корпуса разъема вставлен гофр из мягкой резины, в месте входа проводов жгут обмотан изолентой, потом резиновой полоской и зажат пластмассовой скобой на корпусе разъема. Потом еще на это все плотно надет резиновый чехол. Я даже представить не могу на какую глубину надо нырнуть, чтобы в ЭБУ попала вода. Разве,что на глубине ныряния батискафов попадет.
А что касается колхоза с вещевой полкой, то считаю, что она для того, чтобы туда положить перчатки, зонтик, газету, журнал и прочие пирожки с сосисками, а не для того, чтобы туда замутить ЭБУ, огнетушитель и
многое чего, зависящее от буйной фантазии владельца. Я у одного видел
в полке вырезанное дно и вставленную китайскую доппечку (полно в продаже разных. В жестяном корпусе радиатор и сверху вентиляторы).
А ведь она в теплое время года не нужна, можно другое место найти.
Временное, зимой ставить, а летом убирать. Хотя и штатной
хватает даже при наших морозах (правда в этом году тепло, ниже -39 не
было. Сейчас Африка, всего лишь -23 :)).
 

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,911
Реакции
3,803
Баллы
879

BALOR

Общительный
Регистрация
12 Фев 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Подскажите, что может быть не так, никак не установить связь с контроллером, пробовал все программы, ничего не помогает, переходник мастеркитовский... Ну никак он блок не видит, и все тут... перепробовал все советы что нашел в этой теме.... и ничего, может паленый и не работает?? Как проверить может кто подскажет...
 

BALOR

Общительный
Регистрация
12 Фев 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Что за переходник такой? K-Line адаптер? Для начала, комп адаптер видит?, В смысле дрова правильно установлены?

Да конечно, все видит все показывает, дрова тоже говорит в порядке, а переходник вот такой _http://www.masterkit.ru/main/set.php?code_id=215984
 

melkii

Постоялец
Регистрация
22 Дек 2009
Сообщения
258
Реакции
111
Баллы
144
На нетбуке c win7 starter и таким адаптером у меня все работает. Мозги VS5.6 отлично читаются. Если с драйверами проблем нет, то либо адаптер неисправен, либо в колодке диагностики что-то не так. Нужно прозвонить К-линию от разъема диагностики до разъема ЭБУ. А также проверить наличие в колодке питания, +12В и земля подсоединяются к зеленому разъему на адаптере.
 
Последнее редактирование:

AKovtunov

Бывалый
Регистрация
22 Ноя 2009
Сообщения
1,594
Реакции
903
Баллы
314
Двигатель 40520А на обкатке. ЭБУ под него для ГАЗ-3111 (Микас 7.1 241.3763 000-23 (24, 27 и 28). Авто таких уже нету и приобрести эти блоки управления оказалось проблематично, да и авто 3110 и 3111 малешко разные. Был приобретен 241.3763 000-01 (для Авт. ГАЗ-3110 с 4062), прошивка 541. Так вот надо менять прошивку или нет, и на какую, или в этой что подкрутить? Оно то и так ездит, но ведь кубатура у движков разная, наверняка в горшки 405-го форсункам маленько больше писать надо.
 

BALOR

Общительный
Регистрация
12 Фев 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Да вот собственно, в том и проблема, что все прозванивается, подключено тоже все по мануалу, так сказать... а фиг один... нет ответа от контролера, хоть ты тресни.... вот собственно грешным делом и закралась мысль, может адаптер палевый?? а как его проверить...
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
а как его проверить...
На другом мозге, но не шить, а считать. И там нужно с передёргиванием плюса попасть. Я сам иногда с первого раза шью, иногда приходится выключателем пощёлкать. В норму если 1 секунду где то паузишь и тогда выходит на связь.
 

П3тр0виЧъ

Завсегдатай
Регистрация
19 Май 2008
Сообщения
863
Реакции
805
Баллы
215
BALOR, договаривайся с кем нибудь с Питера, бери ноутбук подмышку и проверяй. Только у того, с кем договоришься, не должно быть БК или его можно было отключить. Одновременно БК и адаптер не работают.
У меня был БУ Автрон, тот тоже на связь с ПК не выходил и самодиагностика не работала. При этом машина худо-бедно ездила. Сменил на Микас (просто снял старый и воткнул новый), сразу всё заработало.
 
Сверху