• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

ХХ можно ещё на 1 градус спокойно УОЗ поднять
Зачем? На ХХ УОЗ регулируется ЭБУ и является динамичным. Мало того, что ты не сможешь его поднять, так объясни, зачем вообще это делать?
УОЗ надо задирать вверх на 1-2 градуса (но на всех режимах, а не на ХХ, как ты мог подумать). Я первоначально задирал выше, до 4 гр., но при резкой прогазовке появлялась детонация. Наблюдения за состоянием ДД показали, что угол слишком высок и оптимально к моему движку на сей день +1 градус.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

да я задирал на всех режимах, ток говорю что на ХХ можно ещё сильнее задрать, а вот по поводу детонации её у меня нету, совсем нету, с 1200 на 3 топнешь она разгоняется и ничего не детонирует.
И ещё если ты говорил про детонацию когда двигатель выходит из режима ХХ то эта вещь есть и она из-за того что алгоритм не правильный у прошивки 580 и смесь в этот момент обедняется. Это мне сказали jc tech, так что на легкий звон не обращаю внимания и он появляется только тогда когда ты тупо резко нажмешь на газ в пол на режиме ХХ, так что вы меня не поняли, посмотрели бы мою прошивку и сравнили со своей. Машина питается 92.
Косяк с детонацией был и на родной прошивки.
 

HOMEP2212

Бывалый
Регистрация
12 Июн 2008
Сообщения
1,589
Реакции
1,320
Баллы
340
Кстати с чего эти подёргивания начались то? может что то в машине менял?

Gumel_John, в том то и дело, что перед этим ничего не менял. А вот потом начал менять с бензонасоса, а потом ДПКВ и ДФРВ
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Самостоятельная диагностика и чип тюнинг черновой вариант
1) Введание
У отца есть волга 31105 2004 года. Эта волга зимой стала плохо заводится, вернее совсем перестала заводится при температуре меньше минус десяти. Поясню, машина ставится в кирпичный гараж и именно там такая температура. Отце приходилось постоянно вставать раньше и идти в гараж, что нагреть двигатель. На машине от прошлого хозяина остался подогрев. Позже выяснился способ с более менее "правильной" заводкой в мороз, просто при запуске слегка нажималась педаль газа.
Но это нас не устраивало и мы пошли дальше, решили сами разобраться что к чему. После многочисленных обсуждений и разговорах на 3-х форумах (chiptuner.ru, jc-tech.ru и allgaz.ru), было принято сделать так называемый чип тюнинг и диагностику.
В один хороший день была снята крышка около правого переднего сидения. Кто не понял где, объясняю подробнее, ЭБУ (компьютер машины) находится перед передней правой дверью, что бы до него добраться надо снять полку под бардачком, снимается просто при откручиваются 3 передних болта, которых не видно, но поводив пальцем по этой полку вы их без труда найдёте. Далее откручивается боковая крышка, которая привёрнута на 3 самореза, открыв эту крышку вы увидите ваш ЭБУ. На нём будет написано версия вашего ЭБУ, верси прошивки, год выпуска вашего ЭБУ. Так вот у меня был ЭБУ под названием Микас7.1 с 580 прошивкой.
На чиптюнере мне один человек дал прошивку, сказав что у на всех микасах имеется проблема с заводом в холодное время и мол ставь её она под твою машину подходит и тому подобное. Тогда я поверил этим словам и был несказанно рад, что у меня появилась нормальная прошивка, но я ошибался.
Скачав ChipTuningPRO 4, и скачав прошивку 580, я был сильно удивлён т.к. при сравнении 580 и той прошивки которую мне дал человек с чиптюнера было выявленно несколько серьёзных отличий, в том числе были разные тарировки прошивок. После этого я отказался ставить эту прошивку.
Время шло морозы только усиливались и надо было что-то делать. Совершенно случайно был найден человек (Лёха) который без проблем мог спаять К-Лайн адаптер, спасибо моему брату (Диману), который его очень хорошо знал. Потом я отдал Лёхе все схемы с адаптерами, потом Лёхой была выбрана схема и через полторы недели!!! спаяна.
Забрав адаптер и подключив его к своему компьютеру я был сильно удивлён. Компьютер не видел моего адаптера. Я думал что всё... у меня мёртвый ком порт, т.к. проверяли адаптер у Лёхи. Пришлось нести адаптер к брату, у него было то же самое что и у меня. После Этого Адаптер был отдан на работу к брату, где он с Лёхой нашли причину, она крылась в самом адаптере.
Когда адаптер оказался у меня второй раз, я понял что у меня всё работает и даже проверил его с помощью !!!!!!!!!(подправлю). Всё оказалось рабочим. После этого я начал делать разводку самого адаптера для прошивки. (позже добавлю разводку адаптера)

2) Диагностика
Настал час икс и мы повезли компьютер в гараж. Когда я делал разводку, то максимально укоротил провод к-линии, т.к. изначально в мои планы не входила диагностика. Привезя компьютер в гараж, мы начали думать как подключить компьютер с адаптером к машине. Решение было быстро найдено системный блок лежал прям на двигателе, между двигателем и системным блоком лежал кусок линолеума. От адаптера требовалось подключить всего 3 провода к машине. Первый и самый важный провод, это провод к линии, был подключен в диагностическую колодку. Где она находится? Отвечаю под капотом справа по ходу движения ближе к лобовому стеклу. Куда там подключать? Всего там 12 контактов к которым можно подключится, у меня задействованы 1, 2, 10, 11 и 12, так вот если смотреть со стороны капота, то подключать надо к центральной клемме - к 11, она находится в ближнем ряду, опять же если смотреть от капота. Другие 2 провода подключались к + и - клеммам аккумулятора.
Запущен компьютер, на нём запущена программа диагностики (программа сказала что ЭБУ не определён), но так и должно быть, заводим машину и о чудо, диагностическая программа заработала, ЭБУ определился и графики ожили. Смотрим и сохраняем все параметры двигателя, в виде картинок или как вам угодно, так же сохраняем все ошибки которые зафиксировал ваш ЭБУ, после этого стираем ошибки и выходим из программы, глушим машину, отсоединяем провода и везём всё обратно домой.
3) Прошивка
Снимаем ЭБУ с машины, тут у меня возникла небольшая проблема. ЭБУ закреплен на 2-х болтах один из них не имеет граней и к его очень сложно открутить из-за этого. Выход из этой ситуации был простым, болт был спилен. Поскольку у ЭБУ много отверстий для его закрепления было принято решение просверлить новое отверстие под болт.
Приносим ЭБУ домой и подключаем его к к-лайн адаптеру, отключив тумблеры. Для подключения к ЭБУ прекрасно подходят клеммы, такие-же как на динамиках размером 13 см или меньше, объясняю проще. Всего видел 3 вида клемм. Первые большие, такие клеммы очень часто применяются в машине. Вторые чуть поменьше и очень часто используются на динамиках типа овал. Третьи самые маленькие вот они то и очень хорошо подключаются к ЭБУ. Я когда покупал не знал какие клеммы мне нужны и купил средние, после этого их пришлось поджать пассатижами и они прекрасно оделись. И ещё не забываем запитать адаптер от 12 вольт, я запитывал от компьютера и из-за этого у меня возникли некоторые трудности ЭБУ не хотел выходить на связь, на с раза 10 всё получилось. Лучше запитывать от аккумулятора.
Ну, думаю, с богом включаю первый тумблер и жду секунд 10, включаю 2 и тоже жду секунд 10, запускаю CombiLoader 2.1.8 ставлю галку общие действ и нажимаю считать, но у меня происходит ошибка связи или как там её, при повторном нажатии вылетает другая ошибка, что бы повторить попытку надо выключить тумблеры в обратном порядке и подождать 1 минутку, поле этого повторить. У меня считалась со 2 раза, но это мне повезло. Сравнив считанную прошивку с той которую я скачивал с интернета (580), понял что прошивка родная и начал заливать свою прошивку на основе 580. Тут я был сильно удивлён и у меня возникали нехорошие мысли, что я не смогу записать новую прошивку, но обошлось с раза 10 она залилась. Между считывание и записью надо полностью обесточивать ЭБУ, всё точно так же как и при считывании. После этого я снова считал прошивку из ЭБУ, что бы убедиться в том что я его прошил.
4) Заключение
Несу ЭБУ обратно в машину, подключаю его и сразу же завожу, не прикрутив, т.к желательно что бы машина не была холодной и не давим не педель газа, из-за того что обнулённый ЭБУ обнулён. И до полного прогрева не нажимайте на педаль газа!!!!!!!, только в самих крайних случаях можно использовать эту педаль. Потом после 2-3 запусков с прогревом можете спокойно нажимать на педаль газа при заводке если не можете нормально завестись.
Заводимся, ура она ожила, радуемся. Недостатков в своей прошивке я не вижу машина поехала лучше, машина стала экономней и стала лучше заводится.
 
Последнее редактирование:

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Re: Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

не правильный у прошивки 580 и смесь в этот момент обедняется
Алгоритмы там, на самом деле, нормальные.
Смотри не убей двигатель своими экспериментами, особенно с углом.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
А как написать?, почему не верно??? я на чиптюнере читал про педаль, там при сбрасывании клеммы с аккумулятора обнуляются мозги и после этого не советуют на педаль газа давить при заводке. ТЫ в своих словах уверен?, я единственное в этой фразе тавтологию нашёл и всё.
 

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
я единственное в этой фразе тавтологию нашёл и всё
Не, ну раз ты самостоятельный, то и будь теперь таким до конца. А то вдруг подумаешь, будто бы я спорить буду - нет не буду.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Да я и спорить не собирался, просто хочу чтоб мой текст был максимально правилен и про тебя asp я не забуду, ты будешь соучастником статьи, т.к. тут понадобится твой текст добавить из твоего отзыва, для полноты. И ещё если есть желание можешь подправить мою статью я только ЗА. И ещё очень охото чтоб твою и мою статью закрепили наверху, а то они потеряются, но моя ещё не оформлена.
 
Последнее редактирование:

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,909
Реакции
3,803
Баллы
879
почему не верно??? я на чиптюнере читал про педаль, там при сбрасывании клеммы с аккумулятора обнуляются мозги и после этого не советуют на педаль газа давить при заводке.
В реальности,даже если в этот момент погазовать ,то ничего страшного не произойдёт.
 

Voland361

Общительный
Регистрация
11 Сен 2008
Сообщения
37
Реакции
11
Баллы
69

vlr

Знаток
Регистрация
11 Июл 2007
Сообщения
7,909
Реакции
3,803
Баллы
879
а нельзя ли фотографию или рисунок с местом его расположения выложить?
Фото или рисунка,к сожалению нет под рукой.Но там всё просто - бачок омывателя снимите и посмотрите на рессивер - сразу ДТВ и увидите.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Voland361, не чего хорошего тебе не могу сказать, прошивал в своей жизни ток 1 раз, надеюсь не последний, по поводу твоих мозгов тебе надо на чиптюнер.ру там про эти мозги больше знают и ещё он вообще не выходит на связь? даже при диагностике? или только при прошивки, на СОАТЭ раводка маленька другая, могу путать но разрешение на прошивку подается на другой штекер.
 

Voland361

Общительный
Регистрация
11 Сен 2008
Сообщения
37
Реакции
11
Баллы
69
Voland361, не чего хорошего тебе не могу сказать, прошивал в своей жизни ток 1 раз, надеюсь не последний, по поводу твоих мозгов тебе надо на чиптюнер.ру там про эти мозги больше знают и ещё он вообще не выходит на связь? даже при диагностике? или только при прошивки, на СОАТЭ раводка маленька другая, могу путать но разрешение на прошивку подается на другой штекер.

На связь выходит только с диагностическими прогами т.е. адаптер К-лайн исправен, а проги которые для прошивки ни одна не видят мозг.
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Voland361, сегодня вечером посмотрю по твоему ЭБУ, может найду что нибудь, на чиптюнере целая тема была повешена СОАТЭ. Если найду то и прогу тебе выложу.

Добавлено через 10 часов 29 минут 40 секунд
Voland361, вот тебе и не только тебе пара ссылок
_http://www.soate.ru/app/ тут лежат программы для прошивки и диагностики
я так понял не все СОАТЭ взаимозаменяемы с Микасом 7, так что поосторожней при попытках прошивки можешь спалить ЭБУ, вдруг у тебя другая распиновка
_http://2a2.ru/esud/bu_m7.html вот тут нашёл полную распиновку микаса, может пригодится кому-нибудь.
_http://forum.chiptuner.ru/showthread.php?t=8774 Это тема про СОАТЭ, там про него думается есть всё, начинать надо с неё.
_http://2a2.ru/autodiler/ вот тут сегодня нашёл пару программ для диагностики, не знаю как СОАТЭ, короче, там всё написано.
_http://forum.chiptuner.ru/showthread.php?t=883&page=2 вот тут обсуждение программ для диагностике на которые ссылка выше.
Надеюсь за ссылки пинать не будите.
 
Последнее редактирование:

asl1950

Постоялец
Регистрация
30 Мар 2008
Сообщения
153
Реакции
113
Баллы
124
Gumel_John, посмотрел твою прошивку и был нимало удивлен. Все УОЗы сильно завышены, они имеют большие значения чем "газовые" на моей прошивке. Интересно почему не звенит твой движок? По всем канонам это должно быть. На чиптьюнере.ру даны рекомендации по тьюнингу прошивок и сказано, что можно увеличить УОЗы на 4 гр., а у тебя гораздо больше. Что скажешь?
 

Gumel_John

Бывалый
Регистрация
15 Июн 2008
Сообщения
1,606
Реакции
806
Баллы
315
Что скажу, да то что движок не звенит, УОЗ взят с элкаровской прошивки, которую мне порекомендовали именно для этого на JC_TECH.RU. Вот что ещё там самое интересное что на мощносном режиме уоз остаётся почти родной, а на экономичном гораздо выше + заметь как сделан переход по дросселю от экономичного режима к мощностному. Так что динамика возросла только при малых нагрузках. ПС видимо бенз ещё реально около 92. Ещё отцом было отмечано что холодная стала ехать порезвее машина чем раньше, короче едит она очень хорошо особенно когда дроссель открыт на менее чем половину, а после почти как стандарт, а мега большие уозы на мега больших наполнениях там стоят, которые впринципе при честичной нагрузке сложно получить
Возможно что ДД всё подправил незаметно, хотя я без понятия, всё в норме и проблем нет

Кстати ТЕМЫ ОБЪЕДИНИЛИ!!!!!
 
Последнее редактирование:
Сверху