• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Dimitriy

Заблокирован
Регистрация
14 Янв 2008
Сообщения
1,511
Реакции
929
Баллы
315
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Bond, разбери его, раскрой корпус и в хорошем качестве зафотай, надписи на микросхемах перепиши, потом скажем.
 

Волгомученик

Заблокирован
Регистрация
10 Июл 2010
Сообщения
1,078
Реакции
600
Баллы
265
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Bond, На к-лайн адапторе с одной стороны колодка под сом порт, со второй зажимчики для проводов. Подаётся так же 1-линия. 2-плюс ( но у меня 12 вольт) 3- минус.
 

каракатица

Общительный
Регистрация
14 Янв 2011
Сообщения
5
Реакции
1
Баллы
64
Вопрос 406 мотор, какой компьютер лучше, позволяет ли регулировать УОЗ, могут ли быть несколько режимов работы в зависимости от желания, какой контроллер лучше, может ли не очень продвинутый прошивать программы при помощи ноута.
 

Bond

Постоялец
Регистрация
26 Май 2009
Сообщения
542
Реакции
292
Баллы
195
Dimitriy, сегодня решил попробывать методом тыка - работает! :yes2: Через программу автотестер подключался. Все исправно показывает. только вот теперь вопросов много. :smoke:
один из них - можно ли с помощью простого адапетра к-линии прошивать ЭБУ, например залить двухрежимную прошивку под газ?
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
какой компьютер лучше
БК? Мультитроникс. На Ваш вкус выбирайте.
позволяет ли регулировать УОЗ
ТОлько ПУОЗ (поправку УОЗ)
могут ли быть несколько режимов работы в зависимости от желания
Нет. Такого не бывает вообще. Бывают только двухрежимные прошивки, но если честно штатная тоже двухрежимная, только её надо немного поправить чтобы сделать более подчёркнуто разделение эконом/мощность.
какой контроллер лучше, может ли не очень продвинутый прошивать программы при помощи ноута.
О каком контроллере идёт речь? О БК? О блоке управления двигателем? Об адаптере?
В любом случае прошивать можно только с помощью ноута, адаптера и доп. подачи питания на какую-то ногу (не помню уже), плюс выключатель для разрыва питания для начала считывания/записи прошивки.

Добавлено через 1 минуту 44 секунды
простого адапетра к-линии прошивать ЭБУ
Можно, читайте выше.
 
Последнее редактирование:

Madman

Постоялец
Регистрация
6 Дек 2006
Сообщения
179
Реакции
28
Баллы
140
Подскажите кто нить прошивку скачать на основе 590 (на 580 почему то хуже едет). Только получше запуск в мороз, ну и может поэкономичнее, хотя это не главное, если хуже ехать станет
 

Bond

Постоялец
Регистрация
26 Май 2009
Сообщения
542
Реакции
292
Баллы
195
Уважаемые волговоды, на днях состоялся мой дебют по самостоятельному подключению к ЭБУ с помощью программа Автотестер 2.4. Честно говоря был удивлен и немного смущен результатами диагностики. На всякий случай сделал фото всех 4 режимов этой программы. Кто что думает по поводу того почему завышены обороты, и мне кажется, повышенный расход топлива на ХХ? На бензине показывает УОЗ меняющийся от 2,5 до 3,5. При переходе на газ УОЗ меняется на значение 2.
Почему меняются параметры (может двухрежимка)? И какие значения правильно выставлять самому?
P.S. Регулировка ХХ из проги результатов не дает.
 

Вложения

  • 27022011275.jpg
    27022011275.jpg
    71.6 KB · Просмотры: 103
  • 27022011276.jpg
    27022011276.jpg
    100 KB · Просмотры: 107
  • 27022011278.jpg
    27022011278.jpg
    95.1 KB · Просмотры: 92
  • 27022011279.jpg
    27022011279.jpg
    94.2 KB · Просмотры: 87
  • 27022011280.jpg
    27022011280.jpg
    89.3 KB · Просмотры: 80
Последнее редактирование:

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Bond, плохо обучил после снятия клеммы аккумулятора, потому как коэфф. барокоррекции (КБК) далеко от нуля. УОЗ так далеко от 14 стоит потому, что мозг пытается выровнить обороты с помощью него, задаёт минимальный УОЗ какой только разрешён калибровкой. Сейчас угадаю, шаги РХХ на ХХ не опускались ниже того значения что в скрине, то есть 68, правильно я понимаю? Если да, то ты похоже снимал клемму на непрогретом авто. Так?

Добавлено через 6 минут 41 секунду
повышенный расход топлива на ХХ
обусловлен повышенными оборотами, как и расход воздуха.
Вывод. Прогревай двигатель до срабатывания вентилятора, а ещё лучше покатайся порезче минут 20, чтобы полностью прогреть масло. А потом сбрасывай мозги через меню автотестера. Можешь прямо на ХХ.
 
Последнее редактирование:

Bond

Постоялец
Регистрация
26 Май 2009
Сообщения
542
Реакции
292
Баллы
195
ы похоже снимал клемму на непрогретом авто. Так?
Последний раз клеммы с АКБ снимал недели 2 назад. А вот перезапуск ЭБУ делал программно из автотестера. Может быть в этом причина. И движок действительно был не прогрет.
Значит, попробую "пообучать" ЭБУ подольше. спасибо за совет:drinks:
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
eeprom? не не катит. У меня он обнуленный вообще был. Мозг новый куплен
Не EEPROM а калибровки из одной прошивки в другую.С помощью программы CTPro нужно открыть обе прошивки.Вот фото для наглядности.
Вы говорили, что на одной прошивке у вас хорошо едит но плохо заводиться...ну вот из той прошивки что хорошо заводиться можно перекинуть калибровки в ту на каторой хорошо едит.Так же соствы смеси,УОЗ и прочие...
 

Вложения

  • 1.JPG
    1.JPG
    165.2 KB · Просмотры: 88

Oleg 31029

Внимание! Возможно мошенничество от этого пользова
Регистрация
19 Дек 2009
Сообщения
368
Реакции
828
Баллы
185
Madman, У меня такая же хрень. Только хвост запустил, запускаю прогу начинаю открывать прошивку сразу пишет что связь с хвостом потеряна. :(
 

стас

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2008
Сообщения
670
Реакции
474
Баллы
195
стас, блин на win7 хвост не ставится(((. без него не хочет стпро работать
Давайте мне прошивки и я перекину.Только поясните точно,что перекидывать с какой прошивки на какую.
Например с 580 перекинуть заводку в 590.
 

Dimitriy

Заблокирован
Регистрация
14 Янв 2008
Сообщения
1,511
Реакции
929
Баллы
315
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
Dimitriy, это серийный дефект алгоритма работы микаса. Бесит невероятно. Именно из-за него в 90% случаев обороты не в норме.

Добавлено через 1 минуту 7 секунд
У меня дома есть документик на эту тему, только для Ителмы, но по всем признакам алгоритм адаптации уставки РХХ один и тот же явно, ибо дефекты один в один, что в документе, что в реале на микасах.

Добавлено через 17 секунд
Скину вечером.
 
Последнее редактирование:
Сверху