• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Самостоятельная диагностика и чип тюнинг

asp

Бывалый
Регистрация
29 Сен 2008
Сообщения
1,663
Реакции
935
Баллы
314
Чип-тюнинг. Статья "с чего начать"

Купил 3110 с 406 движком и естественно через пару недель захотелось своими кривыми ручками полазить у нее в мозгах. Интересовало на предмет пожирания бензина в количестве 15 и более литров на сотню в городе и около 8,5-9 на трассе. Разница, согласитесь, подозрительная.
Итак, для физического подключения Микасов, январей, бошей и прочих контроллеров к обычному ПК необходим так называемый K-line адаптер – преобразователь сигналов TTL или RS232 стандартов к стандарту К-линии, обмен данными по которой осуществляется по одной шине. Для изготовления продвинутого контроллера применяются микросхема преобразователя-удвоителя max232 и специализированная MC33199, схемы на них дают кроме К-линии еще и L-линию, необходимую для синхронизации с иномарками. Нам для настройки Микаса Л-линия не нужна, кроме того MC33199 микра редкая, плюс макс232 с обвязкой, плюс стабилизатор питания, вопщем, надо сидеть паять целый вечер, а новичку и того более, и полгода перед этим ждать MC33199 под заказ. В итоге выбрана схема, содержащая 5 резисторов, два транзистора и один стабилитрон – проще некуда. На мой взгляд, схема при всей своей кривизне и упрощенности вполне жизнеспособна и может работать как с низкоуровневыми com портами ноутбуков, так и с портами ПК, а также с переходниками USB-COM собранными, к примеру, на Prolific pl2303 и до кучи тех же максах 232 (или без них) - это тем, у кого не com порта в ноуте. Схема неизвестного автора взята из хелпа к программе MTSTRG 0.1 beta и приведена ниже:

k-small1.gif

Сборка схемы и оформление в корпус заняла примерно 1,5 часа и по затратам составила 0 рублей 0 копеек. Но на то была своя причина – куча радиотехнического лома в кладовке  Если покупать в магазине: транзисторы КТ315 (семечки) или КТ3102 или любые другие маломощные n-p-n – по 3-15 руб./шт, штекер прикуривателя – 20 р., резисторы – 10 руб. пучок, стабилитрон КС147 2-5 руб., фишка RS232 DB9M (папа) – 30 рублей, 4-5 метров экранированного кабеля – не знаю почем. Кабель от схемы до фишки ком-порта был взят от шнура USB, содержит как раз 4 жилы, а от схемы до диагностического разъема – просто экранированный кабель. Сечение значения практически не имеет, кабель не силовой. Схема была приведена под 9 пиновый разъем (изначально на картинке под 25), соответственно на DB9 назначение выводов такое: 2-RXD, 3-TXD, 5-GND, 7-RTS. У меня все работает и ноуте со встроенным портом, и дома на ПК.

Тестирование на программе MTSTRG 0.1 показало, что мой двигатель работает более чем хорошо, однако кто-то немного убавил в ниже нуля угол зажигания. После установки зажигания в ноль и убавления параметра RCOK в -0,05 расход топлива субъективно уменьшился, однако выяснить это окончательно мне не удалось – была раскопана программа chip tuning pro и принято решение перепрошить ЭБУ, причем двухрежимной прошивкой.
В стандартной 357 прошивке для нитяного ДМРВ программой chip tuning pro мной были изменены углы зажигания на всех режимах в +4 гр, и в итоге были созданы два файла с прошивками – эконом и спорт. В экономе двигатель придушен по топливу на -2%, а в спорте топливоподача увеличена на 16%. Далее программатором CombiLoader 2.1.8 из этих двух прошивок собрана одна двухрежимная с возможностью управления переключением режимов посредством 40 вывода ЭБУ, его надо замыкать на +12. 40 вывод в колодке с проводами, надеваемой на ЭБУ, отсутствует, сделать фишку мне было не из чего, поэтому я просто просверлил дырку в корпусе ЭБУ и вывел оттуда два провода, один из них подпаян к 40 выводу ЭБУ, второй – к 18 (+12В), провода подключены к нормально разомкнутому переключателю на торпеде, так как раз была заглушка со свободным отверстием под кнопку. Сигнальный светодиод режима спорт подключен через резистор 1 кОм от 40 вывода на массу, загорается при включении режима спорт. Кстати, по умолчанию, т.е. при разомкнутых контактах переключателя режимов, работает та калибровка (прошивка), которую вы выбрали первой в диалоговом окне CombiLoadera при сборке двухрежимки, учтите.
Далее, при заливке прошивки в ЭБУ у меня возникла проблема, связанная с нехваткой памяти. Решение описано в хелпе к CombiLoader и заключается в выпаивании из ЭБУ резистора и запайки проволочной перемычки на контакты. После выполнения данной процедуры прошивка прошла безболезненно, режимы переключаются.
Также при прошивке CombiLoader~ом следует запомнить пару тонкостей:
1) за один сеанс связи с ЭБУ нельзя произвести две операции - как то: считать ПЗУ и тут же запрограммировать, или залить прошивку и сразу EEPROM (если только не поставили галочку «общее действие»). CombiLoader при этом будет выдавать ошибку связи. Кроме того, надо запастись терпением и повторять все шаги необходимые для соединения ЭБУ и программатора повторно, если соединение не устанавливается с первого раза.
2) Программировать Микас можно как на авто, так и на коленке дома. У меня в авто он так и не прошился, видимо, не нравится длина проводов, а выяснять причину мне было лень. К снятому ЭБУ на столе подключается источник питания 12В и адаптер: 18 вывод - +12В питание, 42 - +12В режим программирования, 27 – зажигание, 55 – вход К-линии, 19 – масса. Выводы 18 и 42 подключаются параллельно и сразу, сразу подключаются и выв 19 и 55. А вот 27 (зажигание) подключается через несколько секунд после подачи напряжения на остальные. Естественно, не забываем запитать к-лайн адаптер. Для программирования в авто необходимо вывести кнопочку, замыкающую 42 и 18 выводы для входа в режим программирования и снимать к-линию непосредственно вблизи от ЭБУ, тогда возможно и прошьется, но я эту версию пока не проверял.
3) Если связь с ЭБУ не установилась и CombiLoader ругнулся, полностью обесточиваем ЭБУ на пару-тройку десятков секунд (можно больше) и повторяем сначала, т.е. питание, зажигание и т.д.
4) Сохраните заводской EEPROM и прошивку! Правда, я сомневаюсь, что в этом есть большая надобность, но мало ли что... Вдруг у вас нестандартное оборудование и ручная сборка? Перепрошьете, будет жрать топливо и не ехать, так хоть взад вернете. Хотя, это из области маловероятного. Правда, может быть, что прошивка уже тюнена предыдущим владельцем и окажется лучше вашей.
5) Ну и наверно надо посоветовать перед прошивкой ЭБУ проверить работоспособность адаптера на диагностической программе. Если на ней работает, то и шить будет.

Касаемо режимов спорт-эконом. Я не специалист в области чип-тюнинга, поэтому как сделать правильную прошивку, мне неизвестно. Проведенный эксперимент показал, что при переключении машинка хотя и движется порезвей, но мне показалось что незначительно. Правда, до сих пор толком проверить возможности не было – город, пробки. Переключал два раза по 10 секунд, ракету не получил. Но! Изначально ставилась задача снижения расхода топлива. Так на момент написания этих строк был произведен замер – счетчик суточного пробега сброшен на отметке полбака, сейчас на нем 122 км, стрелка топлива сместилась на деление вниз и еще немного, что «на глазок» соответствует примерно литрам пятнадцати. За это время машина еще и прогревалась раз 10 точно (лазили с приятелями в мозги с ноута, смотрели параметры), много-много прогазовывалась, пару раз гоняли динамические тесты с буксачами, раскруткой до 5000 и выше, ну и пару раз включался спорт режим при езде и много раз – на ХХ и без нагрузки, а расход топлива на нем в 1,5-2 раза выше. Так что вроде как цели добился. А всего-то – углы задрал, -2% обогащение и -0,05 RCOK.
Все инструкции имеются в хелпах к программам, цоколевки полупроводниковых приборов, способы монтажа и пайки – в интернете.

Вложил программу "Авто Тестер", надеюсь, автор оной не обидится, т.к. программа бесплатная, в свободном доступе с инета.
Спрашивайте 388554549
 

Вложения

  • AutoTester.ZIP
    654.5 KB · Просмотры: 2,641
Последнее редактирование:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
хотя при перегазовках получаю 3.0
При резком открытии дроссельной заслонки разрежение в ресивере и впускном коллекторе уменьшается и регулятор давления топлива поднимает давление в рампе. Что у Вас и происходит. Но начальное давление должно быть не меннее 3 кг.\см.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
немогу найти информацию в инете, сколько тогда должно быть при перегазовках?
А не надо искать... На сколько данный регулятор поднимет давление - так и будет. Этот подъем давления кратковременный, аналог работы ускорительного насоса в карбюраторе. А вот постоянное, рабочее давление в рампе - ВАЖНЫЙ показатель!
Оно (давление) определяет количество подаваемого бензина за один цикл работы форсунки.
При понижении давления топлива еще ухудшается его распыление, а значит ухудшается смесеобразование.
 
Последнее редактирование:

Dimitriy

Заблокирован
Регистрация
14 Янв 2008
Сообщения
1,511
Реакции
929
Баллы
315
Если вы планируете написать этому пользователю, то рекомендуем этого не делать до окончания блокировки.
Влад Титов, на холостых 2,4

Добавлено через 2 минуты 32 секунды
Хотя я наверное что то путаю _http://car-exotic.com/gaz-cars/gaz-31105-car-power-5.html
 
Последнее редактирование:

igortru

Постоялец
Регистрация
26 Янв 2009
Сообщения
243
Реакции
65
Баллы
130
Поясню суть вопроса:
мучаюсь с зимним запуском, запускается только с нажатой педалью газа. Все параметры практически в норме, датчики исправны, подсоса нет, подробнее о проблеме писал здесь _http://forum.chiptuner.ru/showthread.php?t=41046

Замерил давление топлива:
2,5 на ХХ
2.0 держится при отключенном двигателе
2,9-3.0 при перегазовках
больше 4,5 при пережатии обратки

кто говорит нормально, в книге пишут что 2,8-3,2, вот и думаю нормально ли давление топлива
 

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
Замерил давление топлива:
2,5 на ХХ
2.0 держится при отключенном двигателе
2,9-3.0 при перегазовках
больше 4,5 при пережатии обратки
Замерять надо при выключенном двигателе, но включенном бензонасосе, т.к. давление в коллекторе замерить проблематично (нужен вакуумметр или в идеале дифманометр ). Самый простой способ это включить зажигание и снять показания манометра пока не отключился бензонасос (не запуская двигатель), желательно повторить выключение-включение зажигания для уверенности полного заполнения топливной магистрали, ну и для статистики:).
И самое главное! У меня такая же, проблема.:( При пуске холодного двигателя (ниже -5 гр.) обычным способом (без нажатия педали газа) двигатель очень хорошо "схватывает", создается впечатление, что он запустился, но вдруг он останавливается как будто его просто заглушили выключив зажигание (зажигание при этом включено). Когда все же запущу двиг, то запах выхлопа напоминает дизельный... такое ощущение, что смесь переобогащена сильно (хотя возможно это из-за нескольких нескольких неудачных попыток в цилиндрах много бензина накопилось)
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Замерять надо при выключенном двигателе, но включенном бензонасосе,
Самое правильное - замерять при работающем двигателе.
На любых режимах (х.ход, средние обороты и т.д.) давление топлива не должно ОПУСКАТЬСЯ ниже нормы.
Для каждой версии системы впрыска (ЕВРО 0, ЕВРО1, ЕВРО2, ЕВРО3) давление свое. Хотя может и не сильно отличатся.
Еще раз.... пониженное давление - это: затрудненный пуск, неустойчивая работа, плохие разгонные характеристики..и много всяких мелких пакостей в работе ДВС.
 

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
Самое правильное - замерять при работающем двигателе.
Правильно, и при разных режимах работы двигателя, только не давление, а разность давлений нужно измерять, ведь именно его и регулирует РДТ. Разность давлений можем измерить дифференциальным манометром "+" которого подсоединяем к топливной рампе, а "-" - к ресиверу. Обычным манометром мы смотрим работу РДТ в статике при выключенном двигателе, а в динамике - при заведенном двигателе, но уже не точно, а косвенно, нужно всегда представлять что разность давлений всегда д.б. равна 3 атм., значит если манометр показывает 2.5 атм, то в ресивере в это время 2.5-3= -0,5 атм (цифры приблизительные, точных я не знаю, т.к. разряжение в ресивере никогда не измерял)
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
народ, "не надо лохматит бабушку", береш тройник, один конец вкручиваеш в топлевную рампу, в другой шланг с топлевного насоса, потом в третий вкручиваеш механический датчик давления, и вот девайс готов к измерениям.
включаеш зажигание, включается насос (сначала, т.к. раскручивали топлевную систему, и туда попал воздух, несколькими включениями зажигания прогоняем его) заводим машину, до стабильных оборотов (чтоб полностью исключить воздух из рампы), глушим двиг, ждем когда на манометри полностью упадет давление, можно потом еще покурить мин 5, один включает зажигание, другой смотрит на манометр, как быстро подымется давление, и до скольки подымится, после остановки насоса, включаем его еще раз, как говорится для верочки и смотрим манометр, посли выключения смотрим как быстро оно падает.
ИМХО: у нас штук 7 инжекторных двигателей, ни на одном, больше 3 кгс/см я не видел, время достижения максимального давления, говорит о том, сколько надо держать включенным зажигание, до включения стартера, время падения давления говорит о герметичности форсунок и обратного клапана в насосе. не разу не засекал, но должно быть очень медленно ( у нас никто не задовался целью, чтоб с первого тычка заводилась)
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
cania, в итоге если давление падает быстро, при исправном насосе (ведь там обратный клапан) и не ссущих форсунках то дело точно в РДТ? К тому же если низкое рабочее давление и при пережатии обратки прилично поднимается... Туда же? Неисправен РДТ, получается?

Трубки я не беру в счёт, тут уж обязательно должно быть всё в поряде.
 

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
( у нас никто не задовался целью, чтоб с первого тычка заводилась)
У нас цель уже другая (см.пост №765) - плохо заводится на холодную, и не просто плохо, а может вообще не завестись, нужно педалью газа колдовать.
 
Последнее редактирование:

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
в итоге если давление падает быстро, при исправном насосе (ведь там обратный клапан)
гарантировать, что обратный клапан в насосе исправен, никто не может, при пережатии обратки, если давление падает на много медленнее, тогда
РДТ, ну а если все так же быстро, то всетаки насос меняется, а в остальном ты прав!
 
Последнее редактирование:

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
если низкое рабочее давление и при пережатии обратки прилично поднимается... Туда же? Неисправен РДТ, получается?
получается, что РДТ неисправен, только, что значит "давление низкое" - это сколько? На заведенном двигателе или заглушенном?
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144
что значит "давление низкое" - это сколько? На заведенном двигателе или заглушенном?
ну хоть убейте меня, на заведеной я не смотрел, обычно если проблема с запуском, чтоб не мутить с манометрами и тройниками, откручиваю шланг подачи топлева в рампу и пальцем пытаюсь заткнуть, при включенном насосе, если могу удержать, значит насос на замену, если нет, то снимаем рампу, вместе с форсунками и РДТ, и на столе все проверяем...

Добавлено через 10 минут 18 секунд
У нас цель уже другая (см.пост №765) - плохо заводится на холодную, и не просто плохо, а может вообще не завестись, нужно педалью газа колдовать.
а при попытки заводки двигла, сколько показывает температура охлаждающей жидкости, и велика ли разница с окружающей температурой, тоже самое про воздух? и проверь контакты на ДТОЖ
ДТОЖ один другому тоже рознь, там надо чтоб маркировка совпадала...
 
Последнее редактирование:

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
ну хоть убейте меня, на заведеной я не смотрел
На заведенной тоже желательно смотреть, что бы увидеть (хоть примерно) как работает РДТ в динамике (на разных оборотах, при нажатии на газ, при отпускании газа ).

и пальцем пытаюсь заткнуть, при включенном насосе, если могу удержать,
:) брызги шампанского?
 

cania

Постоялец
Регистрация
7 Авг 2009
Сообщения
444
Реакции
218
Баллы
144

balsan

Постоялец
Регистрация
13 Мар 2007
Сообщения
405
Реакции
227
Баллы
175
а при попытки заводки двигла, сколько показывает температура охлаждающей жидкости, и велика ли разница с окружающей температурой, тоже самое про воздух?
Я датчик проверял, и на всякий случай менял, показания окружающего воздуха совпадают с температурой охлаждающей жидкости. Вот только на номер датчика я не обратил внимания, но... проблемы начались резко, а не после замены датчика или ремонта. Просто однажды утром вдруг кое как завел на холодную, и все началось... если температура двигла мене -5, приходится колдовать педалькой газа.
 

AngelChik

Коренной житель
Регистрация
11 Май 2008
Сообщения
3,741
Реакции
1,429
Баллы
540
проблемы начались резко
аналогично. Но я летом менял насос. Новый совсем тихий, давление мерил - было 2.5 на ХХ. Такое ощущение, что всё-таки РДТ, ибо я его с покупки машины не менял.
 

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
откручиваю шланг подачи топлева в рампу и пальцем пытаюсь заткнуть, при включенном насосе, если могу удержать, значит насос на замену,
Вполне себе научный способ измерения. :) А главное объективный и достоверные показания :yes2::rofl:

Добавлено через 2 минуты 52 секунды
Новый совсем тихий, давление мерил - было 2.5 на ХХ.
Это для новоо насосса - МАЛО. Значит РДТ барахлит.
 
Последнее редактирование:
Сверху