Речь пойдет про такой модуль управления:
Даная статья для тех волгарей, которых не устраивает обжигающе-леденящий режим работы печки, вечно текущий электроклапан, и которые с радостью вернулись бы к старой системе с рычажками. А также для тех, кто хоть немного умеет держать паяльник в руках.
Главная идея – организация ручного регулирования положения заслонки отопителя. Т.е. если нам надо не горячо, когда заслонка гонит весь воздух через радиатор и не холодно, когда дует в обход, а тепло, теплее или холоднее, не зависимо от скорости вентилятора.
Сперва немного про модуль управления. Он рулит вентилятором, электроклапаном, заслонкой отопителя. Если электроклапан залип, то остается только вентилятор и заслонка. А заслонкой отопителя данный модуль управляет очень просто – полностью открыта, либо полностью закрыта, причем независимо от скорости вентилятора. У меня, по-крайней мере было так на двух Волгах 3110. Видел где-то отопители с сервоприводом и датчиком положения заслонки, но не знаю точно где они ставятся, возможно, на 31105 с кондиционером.
Привожу кусок электрической схемы стопятой Волги с нашим модулем управления (D21), электроклапаном (D30), вентилятором и сервоприводами отопителя и кондея:
Как видно, никаких датчиков в сервоприводах нет, только движки.
В модуле есть термодатчик и через него маленьким вентилятором прогоняется воздух салона. Данные температуры сравниваются с положением левой крутилки и выносится решение об открытии/закрытии электроклапана. Но беда в том, что отечественные электроклапаны мягко говоря не отличаются надежностью, в результате чего печки массово не имеет адекватного управления. Вполне возможно, что в штатной исправной системе климат-контроля с кондиционером на Волге модуль управления отрабатывает на все сто, но что-то мне подсказывает, это большая редкость.
Намучившись с бесконтролным поведением печки на обоих Волгах, у меня возникла идея организовать ручное управление заслонкой отопителя, а электроклапан выкинуть как класс. Правда, на одной машине я поставил вместо него обычный водопроводный, но никогда им не пользовался – ни зимой ни летом. Вполне хватало управления заслонкой и вентилятором.
Шаг1. Выбрасываем электроклапан, вместо него просто трубка, чтобы ОЖ всегда текла через печку. Если очень хочется, можно поставить обычный сантехнический кран, чтобы летом полностью прекратить ток через радиатор печки, но я продувался в жару с закрытой заслонкой и дискомфорта не возникало. Провода от электроклапана остаются висеть. Никаких обманок, коротышей не нужно.
Шаг2. Выковыриваем модуль управления. Для этого не нужно разбирать консоль, надо только поснимать крутилочки и аккуратно достать его из посадочного гнезда. Отсоединяем две фишки и несем домой на растерзание.
Шаг3. Разбираем модуль и наблюдаем:
Вот схема всего этого хозяйства:
Здесь уже показаны будущие правки, но пока остановимся на штатном принципе работы. Нас интересует драйвер IC3, управляющий сервоприводом заслонки отопителя. Он работает от сигналов микроконтроллера (мозги) IC2, по двум линиям – открыть или закрыть. Микроконтроллер не знает когда именно откроется или закроется заслонка полностью, он подает сигнал (с ноги 8 или 9) и ждет сигнала обратной связи. Как только заслонка достигнет крайнего положения, ток через двигатель сервопривода увеличится и через цепочку обратной связи R19-R18-T4R16-R17 сигнал о крайнем положении заслонки придет на микроконтроллер, чтобы снял сигнал управления с 8/9 ноги.
Значит, нам в первую очередь надо оборвать эти цепи управления от микроконтроллера. На схеме разрывы показаны крестиками. Чтобы входы драйвера не оставались висеть в воздухе, их необходимо притянуть резисторами номиналом примерно 3к на землю, см. схему. Мощность резисторов минимальная, ну 0,125 Вт, можно больше. Номинал 2-10к.
Далее. Мы теперь сами должны уметь управлять этим драйвером. Поэтому нам необходимы две кнопки – на закрывание и открывание. Тут вся изюминка. Мы нажимаем на кнопку «открыть» , сервопривод начинает открывать заслонку. Отпускаем кнопку – заслонка останавливается. Аналогично с закрыванием. Но как быть с крайним положением? Как мы узнаем, что заслонка дошла до упора? Возьмем ту же цепь обратной связи и подключим к ней светодиод. В моем случае два светодиода в каждой кнопке. Я соединил их последовательно и припаял к коллектору Т4 через резистор 1кОм (0,125Вт). Тут подойдет любой светодиод с рабочит током примерно 10мА. Что имеем: нажимаем на кнопку, ждем, заслонка движется, доходит до конца, ток питания двигателя возрастает, светодиод зажигается намекая нам что пора прекратить давить кнопку.
В принципе, реализация кнопочно-светодиодного управления может быть любая, я делал из того что есть под руками и получилось следующее:
Справа два резистора по 3к в термоусадке припаяны к минусу и двум ногам драйвера. Верхний резистор на проводках – это 1к в цепи светодиодов:
Про разрыв у VD1 позже, сейчас более ювелирная часть. Возле микроконтроллера нужно перерезать две дорожки и далее вверх к ним припаять провода для кнопок. Думаю ясно, что эти дорожки электрически соединены в плате с выводами драйвера, к которым припаиваются резисторы 3 кОм. Можно монтировать все к одной точке, но я разнес места пайки для удобства разводки проводов.
Кнопки припаиваются с одной стороны на первую площадку незадействованного разъема на краю платы, а с другой стороны к дорожкам платы. Я использовал тактовые кнопки со встроенными светодиодами. Корпуса кнопок идеально подошли к отверстиям, и зафиксировались клеем «Момент».
Зеленая – на закрытие, оранжевая – на открытие. Вся переделка заняла у меня около 2 часов (я электронщег, мне просто)), что на первой, что на второй машине, результатом доволен. Да, можно дальше усовершенстовать управление, но я решил сделать максимально просто, быстро и эффективно, чего собственно и добился.
Эксплуатация обнаружила много пользы от такой переделки. Теперь можно выставить положение заслонки в «теплый режим», а не дергать туда-сюда левую крутилку с минимума на максимум.
Чуть не забыл про разрыв у VD1. Это цепь питания электродвигателя, который дует на термодатчик. Чтобы он попусту не крутился, цепь необходимо оборвать.
Если что не ясно, спрашивайте.
Всем ровных дорог и ни гвоздя ни жезла!
Даная статья для тех волгарей, которых не устраивает обжигающе-леденящий режим работы печки, вечно текущий электроклапан, и которые с радостью вернулись бы к старой системе с рычажками. А также для тех, кто хоть немного умеет держать паяльник в руках.
Главная идея – организация ручного регулирования положения заслонки отопителя. Т.е. если нам надо не горячо, когда заслонка гонит весь воздух через радиатор и не холодно, когда дует в обход, а тепло, теплее или холоднее, не зависимо от скорости вентилятора.
Сперва немного про модуль управления. Он рулит вентилятором, электроклапаном, заслонкой отопителя. Если электроклапан залип, то остается только вентилятор и заслонка. А заслонкой отопителя данный модуль управляет очень просто – полностью открыта, либо полностью закрыта, причем независимо от скорости вентилятора. У меня, по-крайней мере было так на двух Волгах 3110. Видел где-то отопители с сервоприводом и датчиком положения заслонки, но не знаю точно где они ставятся, возможно, на 31105 с кондиционером.
Привожу кусок электрической схемы стопятой Волги с нашим модулем управления (D21), электроклапаном (D30), вентилятором и сервоприводами отопителя и кондея:
Как видно, никаких датчиков в сервоприводах нет, только движки.
В модуле есть термодатчик и через него маленьким вентилятором прогоняется воздух салона. Данные температуры сравниваются с положением левой крутилки и выносится решение об открытии/закрытии электроклапана. Но беда в том, что отечественные электроклапаны мягко говоря не отличаются надежностью, в результате чего печки массово не имеет адекватного управления. Вполне возможно, что в штатной исправной системе климат-контроля с кондиционером на Волге модуль управления отрабатывает на все сто, но что-то мне подсказывает, это большая редкость.
Намучившись с бесконтролным поведением печки на обоих Волгах, у меня возникла идея организовать ручное управление заслонкой отопителя, а электроклапан выкинуть как класс. Правда, на одной машине я поставил вместо него обычный водопроводный, но никогда им не пользовался – ни зимой ни летом. Вполне хватало управления заслонкой и вентилятором.
Шаг1. Выбрасываем электроклапан, вместо него просто трубка, чтобы ОЖ всегда текла через печку. Если очень хочется, можно поставить обычный сантехнический кран, чтобы летом полностью прекратить ток через радиатор печки, но я продувался в жару с закрытой заслонкой и дискомфорта не возникало. Провода от электроклапана остаются висеть. Никаких обманок, коротышей не нужно.
Шаг2. Выковыриваем модуль управления. Для этого не нужно разбирать консоль, надо только поснимать крутилочки и аккуратно достать его из посадочного гнезда. Отсоединяем две фишки и несем домой на растерзание.
Шаг3. Разбираем модуль и наблюдаем:
Вот схема всего этого хозяйства:
Здесь уже показаны будущие правки, но пока остановимся на штатном принципе работы. Нас интересует драйвер IC3, управляющий сервоприводом заслонки отопителя. Он работает от сигналов микроконтроллера (мозги) IC2, по двум линиям – открыть или закрыть. Микроконтроллер не знает когда именно откроется или закроется заслонка полностью, он подает сигнал (с ноги 8 или 9) и ждет сигнала обратной связи. Как только заслонка достигнет крайнего положения, ток через двигатель сервопривода увеличится и через цепочку обратной связи R19-R18-T4R16-R17 сигнал о крайнем положении заслонки придет на микроконтроллер, чтобы снял сигнал управления с 8/9 ноги.
Значит, нам в первую очередь надо оборвать эти цепи управления от микроконтроллера. На схеме разрывы показаны крестиками. Чтобы входы драйвера не оставались висеть в воздухе, их необходимо притянуть резисторами номиналом примерно 3к на землю, см. схему. Мощность резисторов минимальная, ну 0,125 Вт, можно больше. Номинал 2-10к.
Далее. Мы теперь сами должны уметь управлять этим драйвером. Поэтому нам необходимы две кнопки – на закрывание и открывание. Тут вся изюминка. Мы нажимаем на кнопку «открыть» , сервопривод начинает открывать заслонку. Отпускаем кнопку – заслонка останавливается. Аналогично с закрыванием. Но как быть с крайним положением? Как мы узнаем, что заслонка дошла до упора? Возьмем ту же цепь обратной связи и подключим к ней светодиод. В моем случае два светодиода в каждой кнопке. Я соединил их последовательно и припаял к коллектору Т4 через резистор 1кОм (0,125Вт). Тут подойдет любой светодиод с рабочит током примерно 10мА. Что имеем: нажимаем на кнопку, ждем, заслонка движется, доходит до конца, ток питания двигателя возрастает, светодиод зажигается намекая нам что пора прекратить давить кнопку.
В принципе, реализация кнопочно-светодиодного управления может быть любая, я делал из того что есть под руками и получилось следующее:
Справа два резистора по 3к в термоусадке припаяны к минусу и двум ногам драйвера. Верхний резистор на проводках – это 1к в цепи светодиодов:
Про разрыв у VD1 позже, сейчас более ювелирная часть. Возле микроконтроллера нужно перерезать две дорожки и далее вверх к ним припаять провода для кнопок. Думаю ясно, что эти дорожки электрически соединены в плате с выводами драйвера, к которым припаиваются резисторы 3 кОм. Можно монтировать все к одной точке, но я разнес места пайки для удобства разводки проводов.
Кнопки припаиваются с одной стороны на первую площадку незадействованного разъема на краю платы, а с другой стороны к дорожкам платы. Я использовал тактовые кнопки со встроенными светодиодами. Корпуса кнопок идеально подошли к отверстиям, и зафиксировались клеем «Момент».
Зеленая – на закрытие, оранжевая – на открытие. Вся переделка заняла у меня около 2 часов (я электронщег, мне просто)), что на первой, что на второй машине, результатом доволен. Да, можно дальше усовершенстовать управление, но я решил сделать максимально просто, быстро и эффективно, чего собственно и добился.
Эксплуатация обнаружила много пользы от такой переделки. Теперь можно выставить положение заслонки в «теплый режим», а не дергать туда-сюда левую крутилку с минимума на максимум.
Чуть не забыл про разрыв у VD1. Это цепь питания электродвигателя, который дует на термодатчик. Чтобы он попусту не крутился, цепь необходимо оборвать.
Если что не ясно, спрашивайте.
Всем ровных дорог и ни гвоздя ни жезла!