Ответ: Почему нельзя сильно крутить 402-й?
насколько я понимаю, 402-й, как и любой отечественный двигатель нельзя крутить из-за диких дисбалансов ШПГ. Это первая техническая причина.
Второй является особенность конструкции двигателя - сам блок достаточно прочен, а вот посадка гильзы внутри него-не идеальная. В конструкторских статьях по нему мне встречалась следующая информация - поскольку блок аллюминиевый, а гильза чугунная, у них разный коэффициент и скорость теплового расширения. Опуская подробности -при резком росте нагрузки сначала увеличивается гильза, попутно выворачивая шпильки головки (которая фиксирует ее посадку), а потом вдогонку увеличивается блок.
Следующая причина - тяжелые клапана, которые на высоких оборотах зависают. Но это тоже решаемо. И наконец, на чашу клапанов -особенность конструкции ГБЦ - после 4500 оборотов не происходит нормального наполнения/опустошения цилиндров. Здесь или надо увеличивать диаметр тарелок (а там уже особо некуда), либо ставить нагнетатель. Хотя и здесь можно пошаманить над впускными/выпускными коллеткорами - но имхо, это не будет панацеей.
Последняя причина, как продолжение первой - тяжесть ШПГ и как следствие - куча моментов посторонних инерционных сил, мешающих достичь высоких оборотов. Для примера, на сайте ЗМЗ посмотрите вес КВ, поршней и шатунов 402/406 двигателя... от разницы поплохеет, особенно с учетом того, на каких оборотах все это крутится.
В принципе - из всех причин наиболее критичной мне кажется вышеупомянутый конструкторский просчет касательно материала гильзы/блока и их фиксации (Чего нет на УМЗ) - он дает также кучу других проблем во многих ситуациях. Я именно поэтому решил не вкладываться в этот двигатель.. хотя мощность его еще можно поднять очень солидно...
.. думаю, что так.