• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Постепенное включение электровентилятора

Дмитрий Юрьевич

Завсегдатай
Регистрация
10 Май 2007
Сообщения
828
Реакции
433
Баллы
225
тут рылся в разных статьях и конференциях... планирую со временем поставить электровентилятор на свою 24-10. Очень заинтересовала схема плавного пуска. Нашел пару вариантов с микросхемами и прочими "штуками" - сложновато. Слышал о схеме на двух релюхах и резисторе.
Кто владеет технологией данного сабжа? Помогите чем мОгите плз...
(ткните носом в ссылку если есть - сам не нашел)
 
Последнее редактирование модератором:

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Пролистал уже кучу форумов разно-марочных, почти во многих заведена тема по регулятору "арм", все спорят, но даже для примера не нашёл одного форумчанина ктобы себе поставил арм и отписался в форуме....
Наверное счастливые" обладатели даже компьтером пользоватся не умеют, не говоря о существовании авто-форумов.
Отзывы с форумов - внизу страницы:
_http://www.niva777.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=74
 

SibBARS

Общительный
Регистрация
25 Сен 2010
Сообщения
7
Реакции
3
Баллы
65
Re: Постепенное включение электровентиллятора

порывшись в инете наткнулся
http://2126.ru/forum/index.php?topic=23702.msg292916#msg292916 кто какие "за" кто "против" скажет интересно мнение с электротехнической точки зрения варианты по поводу Силыча и подобных уже рассматривал привычнее как то в свой любимый авто, свои поделки ставить =) с уважением Алексей
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Ну, довольно обычная аналоговая схема.
Особо не рассматривал, но выходному транзистору - нужен большой радиатор, так как греться он будет сильно.
На максимальной мощности 18 Ватт для 30-амперного вентилятора и 4,5 для 15-амперного.

Приведённая там таблица зависимости напряжения от температуры, как показала практика, далеко не всегда соответствует действительности. Так как это напряжение зависит не только от сопротивления датчика, но и от сопротивления приборной панели. На старых машинах всё нормально. А на новых машинах с новыми приборками эта таблица бесполезна.

Добавлено через 14 часов 21 минуту 13 секунд
Заметил ещё один минус.
Схема чувствительна к напряжению питания. То есть при понижении напряжения вентилятор включится раньше, а при повышении - позже. Это из-за того что приборная панель запитывается нестабилизорованным напряжением, а напряжение на датчике напрямую зависит от напряжения питания приборки.
То есть в схеме нет системы стабилизации по напряжению.
Это будет заметно при включении-выключении фар. Это довольно сильно напрягает - проходили.
Хотя решить эту проблему изначально было бы довольно просто - брать опорное напряжение не со стабилизированного источника 9 Вольт, а напрямую с напряжения питания через резистор.
 
Последнее редактирование:

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Приведённая там таблица зависимости напряжения от температуры, как показала практика, далеко не всегда соответствует действительности. Так как это напряжение зависит не только от сопротивления датчика, но и от сопротивления приборной панели. На старых машинах всё нормально. А на новых машинах с новыми приборками эта таблица бесполезна.
Напряжение лучше брать со своего датчика.

Тогда оно не будет зависеть от года выпуска а/м и сопротивления приборной панели.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Полностью согласен. Некоторые так и делают. Тем более что в более новых машинах уже нет датчиков на указатель температуры. Там используется один-единственный датчик для ЭБУ.
Однако не все хотят или могут ставить ещё один датчик. Да и расположение родного датчика непосредственно в термостате предпочтительней.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Верно!
Но есть еще вариант, который в частности использую я. Это запитка датчика по "своей" цепи от стабилизированного источника тока. А для показометра (стрелки) преобразование в удобоваримый для показометра вид, т.е. настраиваемое выходное напряжение. :)
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Да, это тоже хороший вариант. Я его тоже рассматривал в совоё время. Однако он несколько уложняет схему.
Да и показания на приборке уже будут зависеть от исправности регулятора оборотов. Что нежелательно.

Как ни крути, идеального удобного и универсального решения всё же нет.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Не, не зависят точно, поскольку идет преобразование операционником от опорного источника тока, т.е. по факту как бы "задается" ток стрелки в зависимости от текущего сопротивления датчика. :)
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Так я об этом и говорю.
идет преобразование операционником
Значит показания на приборке зависят от исправности этого операционника.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это верно, поэтому и был применен наиболее надежный опер из продукции AnalogDevice с защитой по входу и выходу.:rolleyes:
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Место расположения ДТОЖ, как показывают результаты многочисленных замеров, выполненных в разное время на автомобилях разных производителей, практически не влияет на постепенность включения электровентилятора.

Главное - точность и своевременность преобразования снятого с датчика напряжения в напряжение, подаваемое на электровентилятор.

Наглядный тому пример.
Измерения проводили на ХХ "под нагрузкой". Датчик с конической резьбой ввернули в бачек радиатора. Тем не менее, результат получился тот же - постепенное включение вентилятора и разгон до нужных оборотов. Быстрый захват и удержание нужной температуры.
 

Example626

Бывалый
Регистрация
3 Июл 2008
Сообщения
1,843
Реакции
1,088
Баллы
340
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Это во многом зависит от алгоритма работы устройства.
Для устройств с линейной зависимостью мощности от температуры - согласен - особой разницы нет, где стоит датчик.
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Для устройств с линейной зависимостью мощности от температуры - согласен - особой разницы нет, где стоит датчик.
Это верно. И, поскольку линейная зависимость присутствует в алгоритмах различных устройств, их можно сравнивать между собой.

Обычно, приводятся 2 величины: температура охлаждающей жидкости и ток потребления электровентилятора.
Обе они интересны с практической точки зрения, потому что позволяют сделать объективный выбор, а не полагаться на рекламный антураж.

Первая показывает качество стабилизации температуры,
вторая - то, какой ценой это достигается (пусковые и рабочие токи).
 

D_K_W

Завсегдатай
Регистрация
20 Янв 2009
Сообщения
502
Реакции
261
Баллы
225
Re: Постепенное включение электровентиллятора

тем более много волговодов уже пользуются и жалоб не слыша
есть одна, постоянно разная температура включения причем гораздо выше чем первоначально выставленная, еще очень часто при переходе на максимальную мощность, потом с неё не сходит причем двигатель уже остыл до температуры закрытия термостата а он все на полной мощности, отключается только если заглушить и снова завести двигатель, но это анонизм уже.
 

Antoxa1

Постоялец
Регистрация
3 Июл 2011
Сообщения
243
Реакции
35
Баллы
130
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Люди скажи те можно поставить доп. по мимо штатного механического винтилятора, ещё и элект.винт. если да, то какой подходит?
 

Royal257

Мудрейший
Регистрация
29 Ноя 2006
Сообщения
15,242
Реакции
8,672
Баллы
1,175
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Дополнительно обычный вентилятор от 3110 не поставить, так как придется ставить перед радиатором, соответственно нужен будет нагнетающий. Для этого есть вентиляторы вроде под 31029.
Но тема про постепенное включение и плавное управление скоростью, в таком случае, на мой взгляд, лучше убрать штатную "мясорубку" и поставить управляемый электровентилятор.
 

AlekseyM

Ветеран
Регистрация
18 Сен 2009
Сообщения
7,439
Реакции
5,905
Баллы
905
Re: Постепенное включение электровентиллятора

Дополнительно обычный вентилятор от 3110 не поставить, так как придется ставить перед радиатором,
у меня такой штатно с завода на 3110 стоял, я думал это родной для 402 мотора.стоял он перед радиатором.
но лучше да выкинуть мясорубку и поставить мощный электрический регулируемый
 
Сверху