• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Полный юзер мануал по установке электровентилятора на 402 мотор

iDDD

Бывалый
Регистрация
3 Апр 2008
Сообщения
1,366
Реакции
1,129
Баллы
320
Что дает установка электровентилятора на 402 мотор? Во-первых, в холодное время двигатель гораздо быстрее прогревается. Во-вторых, на больших оборотах крутящаяся штатная крыльчатка потребляет некоторый процент мощности двигателя, и можно ожидать небольшого снижения расхода топлива (говорят, на газелях это "немного" доходит до пары литров). В-третьих, говорят, снижается шум двигателя, но я этого не заметил.

Существует инструкция по установке на Волгу тазовского вентилятора _ttp://volga-gaz.ru/tunung/?url=8, но она достаточно краткая и новичок столкнется с рядом подводных камней, как очевидных, так и не очень. Кроме того, описанная в ней переделка требует вытачивания переходника и пайки радиатора, что совершенно необязательно. Постараюсь описать процесс установки максимально подробно, обращая внимание на различные грабли.

Итак, первое - нужно найти, собственно, сам электровентилятор. Можно купить в магазине, но я поехал на разборку и скрутил с небитой шахи вентилятор вместе с кронштейном, на котором он крепится, что обошлось всего в 250 рублей. Если будет выбор, то выбирайте вентилятор:

а) лучше импортный (мне попался югославский);
б) свободно вращающейся без заеданий;
в) без осевых и радиальных люфтов вала эл.двигателя;
г) не забудьте при покупке проверить его, подключив к аккумулятору.

Дома вентилятор надо отчистить, если моторчик разбирается, то разобрать и сделать ревизию подшипникам и щеточному узлу. Если двигатель неразборный, можно просверлить миллиметровое отверстие в корпусе по оси заднего подшипника и шприцом залить туда масла, после чего заклеить отверстие кусочком скотча, передний подшипник смазывается тем же шприцом при снятой крыльчатке. У меня после этой процедуры моторчик стал вращаться на порядок лучше. Если вы придерживаетесь принципа, что под капотом тоже должно быть красиво, не помешает слегка подкрасить кожух крыльчатки, если он ржавый или облезший. Говорят, в природе существуют 6-лопастные крыльчатки, которые дуют лучше. Охотно верю, но сам это чудо в магазинах не встречал.

attachment.php

Самое трудное, как не странно, оказалось найти промежуточную трубу с газели под установку термодатчика. Продавцы в магазинах вылупляли глаза и говорили, что понятия не имеют, о чем речь. В итоге на одном из прилавков обнаружил то, что искал, даже в 2х вариантах: в металле и пластике. Причем, в пластиковой трубе резьба под термодатчик уже была кем-то заботливо сорвана. Берем металлическую. При покупке обратите внимание на качество сварки трубы и резьбовой муфты под датчик, ибо может течь по этому месту. Кстати, продавцы сказали, что эта труба не с газели, а с соболя. Чтобы вы знали, что искать, вот фото этой трубы:

attachment.php

Термодатчик. Изучив форум, выяснил, что лучший вариант - тазовский термодатчик 92-87. При покупке потрясите датчик над ухом - в нем ничего не должно телепаться. К датчику не забудьте взять 2 медные шайбы, почему две - сход резьбы на датчике может не доходить до торца, и чтобы не тянуть до усера одну шайбу, лучше иметь возможность подложить две. Перед установкой термодатчик обязательно сварить! Делается просто: берем прибор-омметр или пищалку, подключаем к датчику, и за провода опускаем его в кастрюльку с водой, которую доводим до кипения. На грани закипания воды в кастрюльке, датчик должен щелкнуть, а прибор - показать ток. Народ жалуется на отвратительное качество этих датчиков, да и мне первый попался бракованным, в результате чего вентилятор не включился и мотор тут же закипел.

Реле вентилятора. Штатные реле с 406 быстро выходят из строя, поэтому возьмите стартерное реле на 70 ампер. Также понадобится разная монтажная мелочевка:

1. Клеммы, 2 шт. больших (на силовые выводы реле) и кучка маленьких: клеммы-мамы и клеммы-вилочки под винт.
2. Провода. Взял в хозмаге двойной провод с сечением каждой жилы 2.5 квадрата для питания на вентилятор, жилы запараллелил для увеличения общего сечения, 2 метра; а также несколько метров более тонкого провода: для подключения термодатчика, кнопки в салоне и индикатора на приборке.
3. Термоусадочная трубка разных диаметров. Изолента в данном случае - прошлый век.
4. Герметик ABRO, черный или красный, или любой другой высокотемпературный, но только не обычный хозяйственный.
5. Пластиковые хомутики для фиксации проводов.

Теперь подготовим купленный патрубок от газели: его нужно укоротить таким образом, чтобы получился короткий тройник. От места вварки резьбовой муфты отступаем 20-30 мм и отпиливаем. В общем, должны получиться максимально короткие патрубки, с которых не будут сваливаться шланги. В данном деле важно не переборщить в ту или иную сторону, если пожадничать и оставить побольше, резко возрастет нагрузка на верхний патрубок радиатора и его вскорости отломит. Если же оставить слишком мало, шланги будут соскальзывать. После секвестирования патрубка, тщательно обработайте концы напильником и наждачной бумагой. Если сечение будет не круглым, а овально-прямоугольным, можно попытаться придать ему приближенную к круглой форму, путем аккуратных ударов молотка по патрбуку, лежащему на деревянной колоде. Не переусердствуйте, ибо труба обычная шовная конструкционная и может треснуть по шву, да и сварка ненароком отскочит.

Когда все готово и закуплено, приступаем к имплантации.

Сначала снимаем старый вентилятор. Первым делом ослабляем ремни (не забудьте, а то свернет шкив помпы). Затем откручиваем 4 болта крепления кожуха, сам кожух сдвигаем назад, к помпе и получаем доступ к крыльчатке. Торцовым ключом откручиваем 4 болта, которыми крыльчатка крепится к шкиву:

attachment.php

Снимаем крыльчатку и кожух, после чего закручиваем болты обратно. Возможно, придется подобрать более короткие болты или подложить толстые шайбы, если они будут вылазить с обратной стороны, у меня закрутились нормально.

Ставим электровентилятор. Он туда становится как родной, одно отверстие совпадает, два пришлось досверлить, в итоге крепление на 3х болтах: один справа по ходу движения, два слева. Если кожух вентилятора не будет плотно прилегать, между ним и радиатором можно проложить кусок разрезанного вдоль резинового шланга. Получается примерно так:

attachment.php

Теперь открываем крышку радиатора и сливаем тосол, достаточно слить примерно 5 литров, после чего снимаем верхний патрубок с радиатора и корпуса термостата. Чтобы не прилагать опасных усилий, его проще разрезать и спокойно снять, его все равно придется выбросить.

attachment.php

Не жалейте этот шланг, если только он не новый, все равно нужно менять, и вот почему. Эти шланги (сверху и снизу) нужны для того, чтобы двигатель мог свободно перемещаться относительно радиатора и корпуса машины, т.е., помимо основной функции - подвода ОЖ к радиатору, резинки выполняют еще и демпфирующую роль. Со временем они дубеют и становятся жесткими, в результате чего на патрубки радиатора передаются изгибающие усилия от вибраций двигателя и со временем патрубки могут дать трещину по месту впайки в радиатор. А мы еще дополнительно снижаем эластичность шланга, запихивая в него кусок жесткой трубы. Посему не поскупитесь и купите новый верхний патрубок, можно даже в комплекте, он недорогой и все равно пригодится. Шланги выбирайте максимально мягкими, но в то же время они должны быть толстыми и обязательно армированными капроновыми нитями. Не экономьте, не ставьте старый задубевший патрубок, и не используйте технические шланги иного назначения, если не хотите вскорости паять радиатор. Со временем новый патрубок тоже задубеет, но он успеет принять максимально благоприятную форму.

Берем кастрированную трубу от газели и вкручиваем в нее термодатчик, не забыв про медную шайбу (шайбы) и обязательно на герметик. Закрутить сейчас его будет удобнее, т.к. его можно куда-нибудь упереть или на что-нибудь надеть (поручик, молчать!). Если закручивается туго или идет плохо, лучше решить проблему сейчас, нежели когда-нибудь потом, когда система уже будет стоять на двигателе и вы будете ключом с трубой выкручивать датчик, рискуя сорвать шланги и выворотить разиатор.

attachment.php


Зачищаем патрубки на радиаторе и корпусе термостата от грязи и старого герметика, если таковой имелся. Снимаем заусенцы и коррозию наждачной бумагой. Примеряем тройник датчиком вниз - почему обязательно вниз, будет работать даже при минимальном уровне тосола. Намечаем место разреза на новом резиновом патрубке - все размечается таким образом, чтобы не было изгибающих напряжений. Режем шланг, одеваем его на наш самодельный тройник, разумеется, на герметик и хомуты. После чего насаживаем всю конструкцию туда, где она и должна помещаться, затягиваем, убираем сопли от герметика. получается примерно так:

attachment.php

Пока герметик сохнет, займемся проводкой. Для безопасности рекомендуется скинуть плюсовую клемму с аккумулятора, но при известной аккуратности можно обойтись и без этого. Главный принцип здесь - во-первых, система важная, она обеспечивает температурный режим двигателя, а во-вторых, делаем для себя. Поэтому провода новые, медные многожильные, силовые провода - достаточного сечения и желательно в двойной изоляции, никаких скруток, везде клеммы, обжатые термоусадкой, в общем, необходима максимальная надежность. Реле стартера крепится на кронштейн радиатора, слева по ходу движения, отверстия там есть:

attachment.php

Вентилятор подключается через штатный разъем, который надо было снять на разборке, дабы в случае чего его можно было быстро демонтировать без резки проводов. Схему рисовать лень, опишу словами:

1. Датчик: один вывод на массу, другой - на обмотку реле
2. Реле: второй вывод обмотки - на плюс
3. Вентилятор: один вывод на массу, второй на плюс через контакты реле.

В общем, датчик коммутирует землю (чтобы в случае внутреннего пробоя не было КЗ), реле коммутирует плюс (чтобы на вентиляторе не было постоянного напряжения, что исключит вероятность КЗ или токовой утечки при пробое обмотки на массу).

Плюс для вентилятора берется обязательно через предохранитель на 30А. У меня одно гнездо в корпусе общего предохранителя 60А, что на левом крыле, было свободно, сделал там:

attachment.php

Плюс на обмотку реле берется с верхнего вывода транзисторного коммутатора (на фотографии - коричневый провод справа), чтобы при выключенном зажигании система обесточивалась.

Минус на вентилятор - от ближайшего надежного болта, не забывайте про клеммы-вилочки и термоусадку. Минус на термодатчик - тоже от ближайшей земли, взял с кронштейна радиатора, он луженый и обеспечивает надежный контакт:

attachment.php

Параллельно термодатчику ведем провод в салон, на свободную кнопку - необходимо на случай отказа термодатчика. У меня таковой оказалась кнопка включения задних противотуманных фонарей, которые все равно запараллелены с габаритами, вторая слева над пепельницей. Если кнопка не использовалась или использовалась редко, она может заедать. Лечится разборкой и смазкой литолом пластмассовых подпружиненных шпенечков, которые ездят по перекидным контактам. С вентилятора тянем второй тоненький провод на индикатор в спидометре, там свободен крайний правый, что он должен сигнализировать - не знаю, в камасутре не написано, а к лампочке даже были незаняты клеммы в колодке. Если у вас вместо лампочек светодиоды (кстати, весьма рекомендую сделать), то соблюдайте полярность. Концы провода обжимаются клеммами и вставляются в колодку. Не забывайте про грабли. В итоге при включенном вентиляторе индикатор должен индицировать сей примечательный факт:

attachment.php

Проверяем вентилятор: при замыкании выводов термодатчика он должен работать. А теперь возьмитесь одной рукой за металл отвертки, которой замыкаете датчик, а другой - за корпус. Чувствуете, как бьет током (не бойтесь, это не опасно)? Этот эффект называется самоиндукцией и вызывает ускоренное обгорание контактов датчика. Чтобы продлить срок его службы, рекомендую параллельно выводам датчика подключить любой диод с рабочим напряжением несколько сот вольт. Мне подвернулся монументальный Д242, но сгодится и что-нибудь слаботочное, типа Д226. Подключается диод просто: замыкаем им контакты датчика, при одной полярности вентилятор должен крутиться, при другой - нет. Если вентилятор не крутится ни так ни так, либо наоборот, крутится при любом подключении, значит диод либо пробит, либо оборван, фтопку его. Подключаем диод так, чтобы вентилятор закрутился, после чего переворачиваем его и монтируем именно в такой полярности. Теперь он будет гасить броски самоЭДС от реле, в результате чего продлится срок службы термодатчика и не будут создаваться паразитные помехи в бортсеть при выключении реле. Не забудьте надежно изолировать корпус диода от массы (термоусадка рулит).

Провода прокладываем параллельно штатной проводке, фиксируя их пластиковыми хомутиками. Вид на монтаж сверху:

attachment.php
 

Вложения

  • 003.jpg
    003.jpg
    29.6 KB · Просмотры: 5,867
  • 001.jpg
    001.jpg
    19.1 KB · Просмотры: 5,740
  • 004.jpg
    004.jpg
    33.8 KB · Просмотры: 5,695
  • 005.jpg
    005.jpg
    32.5 KB · Просмотры: 5,722
  • 006.jpg
    006.jpg
    27.4 KB · Просмотры: 5,689
  • 002.jpg
    002.jpg
    25.2 KB · Просмотры: 5,658
  • 007.jpg
    007.jpg
    36 KB · Просмотры: 5,702
  • 009.jpg
    009.jpg
    25.4 KB · Просмотры: 5,680
  • 010.jpg
    010.jpg
    31.5 KB · Просмотры: 5,711
  • 008.jpg
    008.jpg
    27.2 KB · Просмотры: 5,692
  • 012.jpg
    012.jpg
    37 KB · Просмотры: 5,709
  • 011.jpg
    011.jpg
    38.8 KB · Просмотры: 5,737
  • 013.jpg
    013.jpg
    31.6 KB · Просмотры: 5,852
Последнее редактирование модератором:

Влад Титов

Свой человек
Регистрация
6 Дек 2009
Сообщения
6,677
Реакции
4,850
Баллы
794
Позволю себе не согласиться. Подгорание контактов присутствует всегда и сказывается на сроке жизни реле. Безусловно, что с более мощной группой контактов реле протянет дольше, но все равно рано или поздно контактная группа исчезнет. Пример- втягивающее реле стартера и его пятаки. За счет искрения в момент замыкания- размыкания идет выгорание (не залипание) контактной группы. Это элементарно, Ватсон
Нагрузка на бортсеть и питание от АКБ дгуг с другом связаны неразрывно. Если на АКБ будет ток 40А, а он имеет конечное внутреннее сопротивление и следовательно падение напряжения, то соответственно гена будет вынужден компенсировать просадку этой напруги и ток от него возрастет. Это тоже элементарно
Ну и последнее. Двигатель то рассчитан, но "гибнут" они через 2-3 года именно по этой причине, или Вы ни разу не вскрывали "покойника" и не видели прогоревшие ламельки на коллекторах и "исчезнувшие" щетки?
Согласен со всеми аргументами. Делайте плавный пуск и мучайтесь с настройкой, регулировкой режима разгона, и прочими побочными эффектами. (фотографии сгоревших Силычей посмотрите :) )
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
С Силычем никогда не связывался и не буду. Мой девайс уже третий год работает безотказно :rolleyes:
Регулировка- нажатие на две кнопки с отображением на индикаторе. :haha:
 

RKTR

Общительный
Регистрация
8 Фев 2010
Сообщения
125
Реакции
12
Баллы
99
спасибо за расширеные ответы :). на схеме возле одного резистора написано "подобрать при настройке". так это должен подбирать тот кто будет собирать этот блок или я,уже при настройке температуры включения? А каких размеров вообще будет это устройство?
на какую тем-ру включения посоветуете настраивать?
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Резистором подбирается "грубо" температура включения,т.к. датчики практически все разные. Т.е. с помощью этого резюка выставляется на входе опера примерно та же напруга, чтои на контакте датчика температуры при прогретом двигле. :rolleyes:
 

RKTR

Общительный
Регистрация
8 Фев 2010
Сообщения
125
Реакции
12
Баллы
99
Резистором подбирается "грубо" температура включения
А тогда чем выставляется температура включения "тонко"?:)
датчики практически все разные.
всмысле? датчики на все 402-е ставились "ТМ 100-Э (В).
так получается что это мне еще надо самому и резисторы подбирать? мне надо чтобы я отдал схему человеку, а он мне отдал готовый блок управления настроенный скажем на 90 градусов.Я взял, провода раскидал и всего делов.
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Точная установка резистором R6. Хочу еще расстроить- т.к. схема не имеет стабилизатора напряжения и температура включения берется со штатного датчика, а он в свою очередь запитан так же от бортсети (от 12 до 14в), то температура включения будет "плавать" на 3-4 градуса в зависимости от этой напруги. :(
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
А может и не настолько сильно будет плавать, так как это "плаванье" будет синфазным на обоих входах компаратора, имеем измерительный мост Вина запитанный от одного источника. Важно правильно подключить эту схему к машине : минус - на двигатель, плюс - на питание панели приборов(после предохранителя), тогда плавание настроек будет минимальным.
 

RKTR

Общительный
Регистрация
8 Фев 2010
Сообщения
125
Реакции
12
Баллы
99
сегодня был у типа специалиста. возник вопрос какое реле подрозумивается обозначением "К1". Он мне доказывал что это специальное реле.А ему напротив говорил что это обычная автомобильная4-х контактная релюшка, типа 90.3747 на 30 А.
Внести пожалуста кто знает ясность в этот вопрос.
и как сказал мастер, по этой схеме вентилятор будет управляться МИНУСОМ и постоянным плюсом. это что еще за фигня???
 

kineskop

Постоялец
Регистрация
10 Фев 2010
Сообщения
505
Реакции
260
Баллы
195
Реле судя по всему обычное, а вот с плюсом он прав, так и есть. ЭД под бортсетью,включение минусом :rolleyes: Подача корпуса.
А плаванье все равно будет, я же говорю, подобную схему делал с той разницей только, что все же параметрический стабилизатор ставил и операционник был AD8041, он поприличнее работает чем компаратор :rolleyes:
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Реле бери стартерное на 80А, так надежнее будет. И еще раз повторюсь, минус измерительный не в коем случае не объединяй с силовым минусом на контактах реле, через который будет включаться вентилятор! Это отдельные подсоединения.
 

DMITRIY 3110

Общительный
Регистрация
13 Окт 2010
Сообщения
11
Реакции
1
Баллы
64
Всем привет. У меня 3110 с эл.вентилятором перед радиатором и родной мясорубкой. Летом еще поставил радиатор 2-х рядный медный, смерч-7, дополнительную электропомпу газелевскую, поменял термостат 80С. В жару все было отлично, темпер. ОЖ выше 82С не поднималась. Сейчас на улице +2 +4 С, темпер. ОЖ на ХХ и на скорости (при одетом наморднике) около 80С и в салоне тепло. Но скоро будет на улице очень минусовая темпер. и мне кажется что темпер. ОЖ будет меньше 80С и соответственно в салоне холоднее. Почитал я все страницы этой темы, мнения разные. Так все-таки какое лучшее положение эл.вентилятора до радиатора или за ним (т.е. вместо мясорубки) ? Или может снять мясорубку просто и все?
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195
Сними мясорубку, и намордник, пока тепло. Я с таким вентилятором все лето проездил. И термостат у меня 87 градусов, чего и Вам желаю!
 
Последнее редактирование:

lysov-konst

Общительный
Регистрация
4 Май 2009
Сообщения
28
Реакции
9
Баллы
64
Так это опять же релейная схема, включил- выключил.

Зато нет дополнительного датчика включения вентилятора, а температуру включения можно подбирать исходя из собственных соображений. Можно жестко, а можно и переменник вставить и вывести в салон. Данная схема не запрещает устанавливать устройство плавного пуска. В этой схеме есть только один недостаток: реле необходимо зашунтировать диодом (Желетельно Шоттки), а то в один прекрасный день (если это не случилось при первом же отключении вентилятора) выходной транзистор прикажет долго жить. Правда могу немного успокоить. Транзистор скорей всего пробьет и вентилятор включиться постоянно, но расчитывать на это на советую.
 

Sergej

Постоялец
Регистрация
28 Окт 2009
Сообщения
109
Реакции
36
Баллы
109
Объясните, что такого СТРАШНОГО в пусковом токе 40А? И еще, какое время длится режим пуска?
Если контакты хорошие, то электровентилятор разгоняется за секунду. Это видно при покадровом просмотре - мультиметр показывает падение напряжения на измерительном шунте (в цепи питания ЭВ):

Разгон ЭВ. Первые 2 секунды

Со слабыми контактами - никогда: Видео, 11секунд.
 

СержНовоч

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2010
Сообщения
677
Реакции
308
Баллы
195

lysov-konst

Общительный
Регистрация
4 Май 2009
Сообщения
28
Реакции
9
Баллы
64

DANek

Постоялец
Регистрация
13 Ноя 2009
Сообщения
282
Реакции
155
Баллы
144

lysov-konst

Общительный
Регистрация
4 Май 2009
Сообщения
28
Реакции
9
Баллы
64
наверно речь шла о схеме в посте №193

Нет речь шла о схеме в посте №138. А в схеме указанной в посте №193 все правильно. Извини, что так долго молчал - GPRS совсем не рулит.
 

Hellgate

Постоялец
Регистрация
14 Мар 2009
Сообщения
139
Реакции
36
Баллы
109
помогите с ситуацией карлосон начал умирать да его неохота оставлять на этом месте он задевает помпу на кочках так ка там стоит переходник под поликлин даже следы есть .
где то слышал , а может и прочитал про спаренные вентиляторы от нивушки , желательно если будут схемы установки перед радиатором . вариант от волги и от иномарок непридлогать и шестерочный тоже .
 
Сверху