poligraf, главное желание переучиться. остальное - дело решаемое. Пока не так много накатано и многие вещи пропускаются через сознание, все исправить гораздо легче.
У меня своячница ездит 11 лет за рулем. Ездит аккуратно, ни в одной аварии не была. Но когда я еду с ней пассажиром, мне часто бывает не по себе
. Я понимаю, что с таким опытом у нее уже вошло в привычку и ей уже не переучиться.
Собственно, технология достаточно простая. Попробуйте на площадке или улице без машин (ну или в крайнем случае на малооживленной дороге), двигаясь в правом ряду, снижать скорость вобще не трогая педаль сцепления. Т.е. отпускаете педаль газа - машина снижает скорость, но продолжает ехать на холостом ходу. Спокойно начинаете нажимать педаль тормоза, снижая скорость движения еще больше и прислушиваясь к звуку работы двигателя. Когда двигатель начнет работать недостаточно устойчиво, значит пора выжимать сцепление и переключаться на более низкую передачу (потом до такой крайности доходить не придется, но на период обучения эти ощущения, что с машиной ничего страшного не случится, очень важны для уверенной езды). Так, дойдя до первой передачи, практически на любой машине можно добиться очень низкой скорости движения. Если нужно еще ниже, то можно конечно и выжимая частично сцепление. Но, как я уже упомянул, мне в любой пробке достаточно первого способа.
Про трогание на горке. Лучше овладеть обоими способами и выбирать подходящий для вас в данной ситуации. На практике на горке до определенного угла наклона проще трогаться с частично включенным сцеплением, а при больших углах уже использовать ручник. В первом случае плавно и медленно отпускаете педаль сцепления до момента схватывания и потом еще чуть-чуть, чтобы машина начала если не двигаться вперед, то уже пытаться это делать. Т.е. машина будет удерживаться на месте за счет частично включенного сцепления. А уже дальше без суеты можно спокойно перенести праую ногу с педали тормоза на педаль газа и продолжить трогание, включая полувыжатое сцепление до конца.
Сначала такой способ кажется нереальным или крайне медленным, но со временем он будет занимать приемлемое для быстрого и уверенного трогания время. Даже если освоив такой способ, первое время будет получаться недостаточно быстро, "подготовительные операции" до момента трогания можно проделать заранее, чтобы машина начала немного ползти одновременно с троганием остальных машин. На светофоре это можно сделать, прикинув время до включения зеленого, а в пробке - наблюдая за стоящими на две-три машины впереди.
Ну а в первое время конечно лучше находить спокойные места и осваивать на своей машине упражнения, используемые в автошколе, а также любые другие, повышающие уверенность управления машиной (их можно придумывать для себя самому). Например для уверенного удержания машины на горке полезно не только трогаться на ней, но и проехав самую малость учиться удерживать ее в неподвижном положении без педали тормоза, правильно подбирая педалью газа обороты двигателя (т.е. тронулись на горке, немного сместились вверх, зависли, сбавили обороты, немного скатились, поймали оборотами машину, зафиксировав на месте, и т.д.)
Еще на первое время лучше стараться после поездки вспомнить все допущенные огрехи (их не так сложно привыкнуть запонимать самому) и проанализировать - почему так получилось, и как избежать повторения допущеной ошибки.
Эти простые и, возможно, в чем-то занудные правила позволят в дальнейшем ездить уверенно и получать при этом удовольствие, а не стресс.