• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

John Warner

Общительный
Регистрация
18 Янв 2011
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
63
а если лаком покрыть? а по пыли и конденсату ток и с родными деталями убегает и пробивает.
И не только по пыли - я однажды ставил КТСЗ с полстатретьего на 52. Пробивало бегунки. Менял и бегунки, и катушки, и коммутаторы, в общем, всё менял. Зазор в свечах был 1мм. Проблема решилась лишь возвратом к стоку.:rolleyes:
 

СЕРГЕЙ С

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2011
Сообщения
57
Реакции
104
Баллы
110
да будет вам счастье обожатели мотора газ 52. записки старого зимиста вселили в меня уверенность в то, что мотор 52 не убиваем. все что он написал я прочитал два раза. у меня вопрос к вам братья по газону . я хочу поставить ТК102у а в схеме добавочное сопротивление два. как их сделать?
 

СЕРГЕЙ С

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2011
Сообщения
57
Реакции
104
Баллы
110
старый зимист!здоровья побольше! у меня вопрос про неопрен на сальник коленвала. где взять такой материал и как сделать? в разделе двигатель не смог найти да и сам раздел тоже. заранее благодарен

Добавлено через 1 час 12 минут 41 секунду
нашел!!!
 
Последнее редактирование:

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Ребята, тут у нас когда то заходил разговор про коробку отбора мощности. Подскажите коробку надо искать под КПП ГАЗ52 или ГАЗ53 тоже подойдет? Искать буду на выходе фланцевую.
 

Механикус

Завсегдатай
Регистрация
9 Янв 2011
Сообщения
1,023
Реакции
322
Баллы
245
Самый лучший вариант трамблера на мотор ГАЗ-52, от мерса (W-123) с мотором 2,8 (рядная шестерка) после 1978 г. в. У меня на 51-м такой стоит, коммутатор, катушка и добавочный резистор от волги (газели) 402-й мотор. работает нормально.:gaz_love:
Более подробно по этой переделке в теме "Впрыск топлива на ГАЗ-51" на этом форуме (если кому интересно). На счет добавочного резистора сообщаю, одна часть замыкается контактами стартера на время его работы, а обычно катушка работает через оба резистора.
 

Роман ж

Общительный
Регистрация
1 Дек 2010
Сообщения
10
Реакции
4
Баллы
64
...На счет добавочного резистора сообщаю, одна часть замыкается контактами стартера на время его работы, а обычно катушка работает через оба резистора.
Перемыкание резистора компенсирует падение напряжения в цепи ТК 102 при работе стартера.
Если сохранили стартер с механическим приводом, то добавочное сопротивление придётся перемыкать кнопкой.
Но при при отключении стартера резистор д.б. снова включен, иначе сгорит комутатор.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
наверное никто не ставил. обычно ставят бумажный фильтр и все. если хочешь поставить то учти что надо правильно подобрать его. еще посмотри по месту, никуда торчать не будет, чтоб не мешал и не задевал.
 

Klobzik

Общительный
Регистрация
15 Янв 2011
Сообщения
28
Реакции
38
Баллы
74
У меня есть вопрос. Кто нибудь ставил на мотор ГАЗ-51/52 масляный фильтр современной конструкции (как на ЗМЗ-406)? Если да, то как? С какими переделками?


166721445.jpg


Добавлено через 15 часов 59 минут 13 секунд
вот подумал сейчас - для Г-51\52 в таком варианте будут трудности для подключения маслорадиатора.
На фото ЗИМ, радиатора нет (вернее он есть, но отключен с 80-х годов).
Для Г51\52, думаю, можно сделать фильтр немного "на выносе" на трубках или шлангах, тогда будет место для штуцера, клапана и крана радиатора.
Ведь отвод для радиатора сделан в приливе блока, вроде так?

Добавлено через 22 минуты 4 секунды
В новых двигателях сделано так:
166735102.jpg


на 49 центрифуга
http://photofile.ru/users/klobzik/150114690/166761162/#mainImageLink
 
Последнее редактирование:

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
старый зимист!здоровья побольше! у меня вопрос про неопрен на сальник коленвала. где взять такой материал и как сделать? в разделе двигатель не смог найти да и сам раздел тоже. заранее благодарен

Добавлено через 1 час 12 минут 41 секунду
нашел!!!


Сергей, шут его теперь знает, уж тридцать лет прошло. :wacko:Но тогда химии хватало, а сейчас, поди ж, 21 век на дворе! Химии валом!

На сегодня могу рекомендовать ПОЛИУРЕТАН. Ищите пасту уплотнительную полиуретановую. Ее сейчас по-модному кличут - ГЕРМЕТИК, обычно идет в тюбах по 300-500 граммов. Только НЕ пенистый.
Отливайте из него полоски и смело ставьте! Выдерживает температуры, бензины и трение. Все моторные герметики нынче на базе полиуретана.

У меня сын когда-то баловался ситроеном СХ, 80-годов выпуска. Когда захотел мотор отремонтировать, озадачился.... НИ ОДНОЙ ПРОКЛАДКИ!!!!!
ВСЕ СОБРАНО НА ГЕРМЕТИКЕ!!!!!! :shok: Вот вам и старинная техника.... :crazy_pil французовская....
 

chudotxt

Общительный
Регистрация
2 Окт 2008
Сообщения
15
Реакции
20
Баллы
64
На всех своих моторах при капремонте покупал Гётцевскую набивку и укладывал по рецепту таксистов: под набивку - раскусанные пополам пружинные кольца (от сборного маслосъёмного, модель неважна) или от старых сальников к/вала от моторов, где они есть, пружину поджимную.
Отслеживаю судьбу практически всех машин - можно сказать, что течи нет до сих пор. Да, и ешё: при шлифовке к/вала обязательно обновлять маслосгонную канавку на задней коренной шейке, многие шлифовщики на это "забивают".

Добавлено через 2 минуты 1 секунду
Микхай,

На 52й так и просится дующий вентилятор охлаждения, тем более жалюзей нет.
 
Последнее редактирование:

chudotxt

Общительный
Регистрация
2 Окт 2008
Сообщения
15
Реакции
20
Баллы
64
Re: Неубиваемые моторы!!!

chigik64,

Вроде понятно написал.. Что-то пружинящее нужно - или реальную пружинку от большого сальника, или часть маслосъёмного кольца (распорная плоская упругая пластинка, согнута в виде многогранника). Кусаешь пополам, и укладываешь под набивку.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Прошлым летом делал дригатель.
Так вот, под коренной ложил просто так называемую "мерсовскую набивку" + сгонная резьба на коленвале.
Эксплуатировал в щядящем режиме все лето, за этот период ни капли масла на картере (даже както не привычно) под крышками клапанов - прокладки с так назывемого пробкового дерева пока что тоже течи нет.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Я тоже т.н. мерсовскую набивку поставил, течи нет, проехал 5 тыс км., еше на рынке появились резинопробковые прокладки под полумесяцы поддона, поставил их и тоже все сухо, до этого ставил просто пробковые, практически сразу начинали мотеть. А под клапанные крышки всегда ставлю пробковые+герметик, и все равно потеет.
 

БиггесТ

Общительный
Регистрация
24 Окт 2010
Сообщения
13
Реакции
14
Баллы
64
Re: Двигатель американского автомобиля "Додж Д5"

:bayan: у нас на заводе бегает ГАЗ 52 01 78 года выпуска по-моему, и директор его не торопится списывать, на телефоне уже целая коллекция фотографий этого двигателя, в понедельник закончу его собирать и будем ставить его менять на машине, :drinks:

Добавлено через 4 часа 49 минут 7 секунд
кабель как нить подруга на днях принесет скину в инет их;)
 
Последнее редактирование:

СЕРГЕЙ С

Постоялец
Регистрация
4 Фев 2011
Сообщения
57
Реакции
104
Баллы
110
там обычное 12. просто там все экранировано
а мне кажется генератор постоянного тока. раньше на газонах 51 было 6в, как я помню

Добавлено через 5 минут 35 секунд
а чо за серая фиговина с двумя проводками рядом с бабиной и релюшкой?
 
Последнее редактирование:
Сверху