• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
rif сейчас в магазине полно разных средств продается. Спроси и продавцы тебе подскажут. А если есть обрат то заливай его. Покатаешься чуток и сливай. Средство проверено отцами и дедами :) если отложения серьезные то на всякий случай приготовь шомпол и паяльник. Да и не забудь проволочку, иногда бывает кран забивает на блоке, ковырять приходится а на радиаторе и так открутится.
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Вот шатун кто просил:
Извините за задержку, сейчас не до интернета, я в командировке. Поршень я уже выкладывал ранее-ищите на ранних страницах. Всё из-за захламлённости нашего форума. Я уже обращался к модераторам с просьбой подчистить форум от пустых сообщений - но чего-то они совсем обленились. А новенькие уже не могут найти полезную информацию. Если можно было бы, я и сам удалил-бы некоторые свои сообщения, да не знаю, можно ли так. Жаль Азат пропал. Хотелось бы услышать его эпопею с доп коробкой.
 

Вложения

  • 51-1004045-01 СБ-шатун.jpg
    51-1004045-01 СБ-шатун.jpg
    105.3 KB · Просмотры: 481
  • 51-1004045-01-шатун 1-3-5.jpg
    51-1004045-01-шатун 1-3-5.jpg
    89.4 KB · Просмотры: 335
  • 51-1004046-01-шатун 2-4-6.jpg
    51-1004046-01-шатун 2-4-6.jpg
    108.8 KB · Просмотры: 327

lempiy

Общительный
Регистрация
2 Июл 2010
Сообщения
1
Реакции
0
Баллы
62
вопрос -можно ли подобрать готовое електронное зажигание на газ 51 шоб без контактов.

Добавлено через 4 минуты 53 секунды
щас делают плохие контакты, их невозможне отрегулировать, и к тому же они не надежны , особино в сырую погоду,я хотел бы поставить електронное зажигание (как на газ- 53, без контактов) и вобще мичта исключить разнощик (так как щас делают на газеле) помогите пожалуста
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Привет всем!!! Евгений, с раздаткой наоборот нифига не получается. Переписывался с ребятами. Пробовали. Трогается очень тяжело и на 4 передаче вообще ездить не вариант, цитирую: будто вцепили плуг в машину. Ни с разгона ни с горки не хочет идти на 4. Даже если посчитать то там на 4 с раздаткой получается передаточное число 0.16, вроде. Что есть слишком мало и тяжело ибо 5 передача обычно в районе 0.9-0.8. А насчет зажигания долго курил поиск и толковое нашел решение только одно. Зажигание от бэхи с рядной 6. Нужны хорошие переделки чтоб посадить и настроить трамблер. Но уж если сделал то получаешь безотказное зажигание, 6 катушек на каждый цилиндр и лошадиную искру. Все остальное пустая трата времени и денег. А если не париться и не тратить много денег то лучше просто купить новый трамблер(в родном то небось люфты уже не дадут холостой держать), новую катушку и силиконовые провода. Двигатель после этого конечно не запоет, но вот за трамблер спасибо по любому почувствуешь. Потому что трамблер с пробегом известным одному только ему самому и дикими люфтами отнимает не мало сил у двигателя.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Добрый вечер господа Газоводы! По некоторым обстоятельствам продал свой ГАЗ-52 и купил ГАЗ-3309 с воздушным турбодизелем ГАЗ-5441 и сейчас устанавливаю на него самосвальный кузов.К великому сожелению не успел я установить раздатку в место пром опоры на своем газ-52, но это мысль меня не покидает до сих пор. думаю установить раздатку на газ-3309. У меня остался движок от газ-52 в разобранном состоянии: блок стандарт с клапанами Б\док.; к\вал стандарт; ГБЦ на 7.6 ; шатуны и т.д. если кого интересует пишите.
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Батат, чего-то твои знакомые по переписке не то сотворили. Смысл в установке раздатки вместо пром опоры кардана был в том, чтобы в обычном режиме она была включена на прямую. Посмотри, если есть где или книгу по ГАЗ-66, или его же живую раздатку. В раздатке оставить только 4 шестерни. В простом режиме входной вал соединён с выходным, т.е. прямая передача, передаточное отношение 1,0. Когда гружёный, к раздатке даже и не притрагиваешся, передачи переключаешь в родной коробке. Все передаточные числа остаются родные, и тянуть по идее он должен как обычно. Вряд ли четыре шестерни и четыре подшипника создадут потери. А вот когда идёшь по трассе пустой, да ещё по относительно ровной трассе, вот тогда после того, как разогнался на четвёртой передаче - включаешь раздатку. Получаешь как бы пятую передачу. Для этого передаточное отношение шестерён в этой самой раздатке должно быть как раз на уровне 0,8-0,9. Думаю, даже 0,8 это маловато будет для 52-го. Этот режим единственный, для чего и нужна эта раздатка - экономия топлива при езде пустым и только по трассе. Если дорога пошла в горку и обороты падают (а вот тут пригодился бы тахометр), то вырубаешь раздатку опять на прямую и ты уже опять на четвёртой передаче. А твои знакомые похоже во-первых поставили доп редуктор, врезав его прямо в поток от коробки к мосту и совсем не приделывали механизм его отключения. И во-вторых похоже не затрудняли себя подбором передаточного числа этого доп редуктора и в итоге оно у них получилось совсем маленькое. Думаю, что при 0,16 он не будет ездить даже и на третьей. Если я чего-то не понял и в чём-то ошибаюсь - уточни.
А вот электронное зажигание похоже так никто толково и не расписал на форуме здесь. Так как я забросил пока своего любимого Газончика, то мне не до него. Но думаю это не такая уж и проблема. Считаю, надо использовать электронное зажигание от газонов, Зилов, Пазиков. Нужно будет использовать электронные внутренности, впихнув их в обычный трамблёр, ну и дальше по схеме.
Азат, жаль, что одним приверженцем нашей рядной шестёрочки стало меньше. Ну ты заходи, отчитывайся для интереса про воздушник - вроде стоящий мотор был, жаль похоронили его.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
ребят ну пожалуста замерийте маслянный щуп, а то посмотреть негде, а движок на обкатке, неохото както запороть

Я на выходных буду дома замеряю, и аж в понедельник отпишусь че там и как там...... Если тебе такой вариант конечно катит!
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
от края щупа до метки минимум 1см. от мин. до макс. метки 3см. от края щупа до края уплотнительной резинки 35 см. плюс длина уплотнительной резинки до её упора 3см. итого общая длина от края щупа до упора упл.резинки 38 см .ну а крючок и остаток щупа всё выше за пределами замера -там уже как угодно загнёшь.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Гружу 5 тонн, в основном по асфальту, после сфрезеровки гбц до клапанов остается 1 мм+ прокладка 1-1,5 мм, так что нормально все с высотой,она у всех головок одинаковая по клапанам, отличается только форма камеры сгорания, если 2 рядом положить, хорошо видно отличия. а по бензину-иногда и на нем приходится проехать, начинает детонировать, когда температура больше 80, устранял путем коректировки зажигания. Фото девайса віложу вскоре.

Ток-Мак, ну где фотки девайса? Интересно ведь!
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
Какой диаметр поршня у ГАЗ-52? ttp://zap.tehsoftnn.ru/autocat/general/143/26.shtml - много вариаций тут. Москвича 412 (как в первом посту написано) 82.00.

Чтобы обрезать юбку. Шатун газ-52 оставляем, палец москвича?

Прошу прощения, уверен, что все это есть в теме, просто она очень большая
 
Последнее редактирование модератором:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Какой диаметр поршня у ГАЗ-52? ttp://zap.tehsoftnn.ru/autocat/general/143/26.shtml - много вариаций тут. Москвича 412 (как в первом посту написано) 82.00.

Чтобы обрезать юбку. Шатун газ-52 оставляем, палец москвича?

Прошу прощения, уверен, что все это есть в теме, просто она очень большая
да не мучайся, тема уже жевана пережевана. целесообразнее ковку заказывать.
а вообще если ты собираешь машину для себя и чтоб грузы возить то не парься с облегчением поршней, шатунов и квала. если будешь все облегчать то получишь крутильный мотор но потеряешь в тяге и особенно на низах. надо оно тебе???? если собираешься его хорошо крутить и чтоб не в ущерб тяге то лучше развесить весь кшм с маховиком и сцеплением в ноль. так быстро раскручиваться не будет но обороты под максималку будет лучше держать, да и проживет дольше.

Добавлено через 19 минут 28 секунд
Для этого передаточное отношение шестерён в этой самой раздатке должно быть как раз на уровне 0,8-0,9. Думаю, даже 0,8 это маловато будет для 52-го.

как бы объяснить.... короче в раздатке есть прямая соответствующая 1 и понижайка с числом 1,982 (округлим до 1.9). так вот мы ставим ее наоборот и получаем не 1.9 а 0.1. на этом числе он не потянет.
для наглядности возьми градусник возмем 0 градусов за ПЧ 1 и вот представь что если коробка стоит как обычно то она даст +9 градусов а если развернуть наоборот то будет -9 градусов, то есть разбег от прямой составит 9! едениц. хотя обычно разбег на 5 передаче составляет приблизительно 2 еденицы (0.8 ПЧ).
вот если раздатку переделать на ПЧ 1.2 а не 1.9 то как раз при развороте задом наперед получим 0.8.
надеюсь я не коряво объяснил:whistle2:
 
Последнее редактирование модератором:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Неее...! Батат, ты запутался совсем с передаточными числами. Лучше округлить до 2,0. Получим понижение в два раза! А если переворачиваем раздатку, то получаем повышение в два раза! (1,0:2=0,5). Получаем на выходе - 0,5! А не 0,1.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Неее...! Батат, ты запутался совсем с передаточными числами. Лучше округлить до 2,0. Получим понижение в два раза! А если переворачиваем раздатку, то получаем повышение в два раза! (1,0:2=0,5). Получаем на выходе - 0,5! А не 0,1.
а вот и нет, не В два раза а НА две еденицы передаточного числа. я ж говорю посмотрите на градусник или вспомните 4 (вроде) класс школы там как раз разбирают отрицательные и положительные числа. эт например что на улице было +20 градусов жары а если перевернуть наоборот то получится всего -5???:spiteful:
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Батат, блин! Открой любую книгу или даже справочник автомобильный, там есть расчеты по трансмиссии, если кому интересно - могу выложить формулу, но в нашем случае итак все как на ладони.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Если не затруднит выложи пожалуйста. И в любом случае даже при твоих подсчетах 0.5 это мне кажется круто для того чтобы использовать вместо 5 передачи.
 
Сверху