• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Вкладыши переделывать не надо и так продаются, переходник чертежи ищи на сайте газ69 а насчет переделки насоса вроде чертежи никто не давал, Азат так точил.

Добавлено через 3 минуты 8 секунд
Забыл сказать. С двумя коробками тех осмотр не пройдешь ибо не предусмотрено конструкцией автомобиля, да и зачем городить огород? Ты представь как все это снимать чтоб например заменить сцепление, причем насколько я понял 2ое надо будет ставить.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Ну тогда если чешутся руки и есть толковые токаря можно попробовать. Но от всей коробки понадобятся только 4 и 3 передача, 2 и 1 там не понадобятся, разве если только рекорды скорости установить.
 

Дмитрик

Общительный
Регистрация
15 Мар 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Всем привет! Спасибо простому русскому, старику 5273 про подсказку «напыление микрорисками», действительно это так. Вкладыши еще не нашел. Старик 5273 к тебе просьба пусти маяк на мой адрес pahasdima@ukr.net Или напиши свой,очень нужно.
 

КрылатыйЗмей

Завсегдатай
Регистрация
19 Мар 2010
Сообщения
350
Реакции
1,058
Баллы
210
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу....
И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!

Полтора года я ездил на БТР 60 ПБ, на котором стоят два двигателя ГАЗ 40П, аналога ГАЗ 52. Гонял я свой аппарат, как говорится, и в хвост и в гриву. И при минус 20, и при плюс 50. Заводились оба двигателя идеально в любую погоду. Но для десяти тонн массы БТР 60ПБ суммарной мощности двух движков 2х90 лс было маловато. Особенно это чувствовалось на высоте 2 300 метров над уровнем моря. Хватало дишь чтобы двигаться постоянно на третьей передаче, крайне редко переходя на четвертую. На одном из двигателей регулярно прогорала прокладка между головкой и блоком. В конце-концов, двигатель заклинило. Причем на выезде. Я перебрал двигатель своими руками под открытым небом - поставил на него коленвал и вкладыши, коренные и шатунные, с двигателя аварийного БТР. Но не смог провернуть коленвал - почему-то противовес милиметров на семь задевал перегородку. Заменщик спилил лишнее на блоке и мы собрали двигатель. Завелся с полоборота (после тяжких раздумий на тему - "А что, если???". И БТР мой стал бегать даже лучше, чем раньше... В общем - мне понравился это моторчик. Простой до безобразия и надежный, как старый друг.)):)
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Вот как и обещал вкладыши:
 

Вложения

  • Вкладыши-1.jpg
    Вкладыши-1.jpg
    79.2 KB · Просмотры: 342
  • Вкладыши-2.jpg
    Вкладыши-2.jpg
    72.8 KB · Просмотры: 324
  • Вкладыши-04.jpg
    Вкладыши-04.jpg
    70.3 KB · Просмотры: 360
  • Вкладыши-05.jpg
    Вкладыши-05.jpg
    65.4 KB · Просмотры: 337

Leivi888

Общительный
Регистрация
20 Мар 2010
Сообщения
8
Реакции
0
Баллы
62
Привет всем!!!
Итак начнем как я писал ранее у меня были проблемы с двиглом
Почему упала компрессия в двух цилиндрах(3 и 4) ?

Причиной этого нонсанса стали клапана и все что с ними связано во время ремонта в сервисе были установлены выпускные клапана из г....а прогорели по самые направляюшие и при их демонтаже и ремонте седел возникли проблемы как их извлечь поскольку они буквально сплавились с седлом, с помощью 25 мм зубила удалось их выковырять...

дальше лучше оббегал весь город в поисках зенкеров но не нашел
также как и съемник и для седел и клапанов :(


Почему упало давление масла ?
фильтры тонкой очистки масла которые изготовлены из металичесской сетки и фильтрующего элемента для воздушного фильтра давлением масла сдавливаются в шайбу высотой 5 см и масло по мимо элемента не очистившись идет обратно в двигатель...
Дальше круче снял поддон и провел ревизию по вкладышам о ужас коренные вкладыши за 8000 км имели очень огромный износ.... :(
нашел очень умного деда которому показал вкладыши и сразу же был поставлен предварительный диагноз разбалансированность колен вала из-за его расточек до 1.00 при более детальном осмотре маховика диагноз поддтвердился.
дальше круче последний станок для балансировки валов в курганской области стоит в качестве учебного экспоната в ВУЗе и не работает.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
У меня в городе такого станка вообще нет. Собирается все на глаз. И на всякий случай проверь шатуны и поршни на разницу в весе, может не в валу дело.
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Не в тему, но возможно кому в помощь:
долго искал в инете книгу по ЗИЛ 5301, нужна была по работе, в результате по случаю купил за символическую плату
Мож надо кому? Могу отсканить.
Сразу скажу книга полное г... все очень коротко.
 

Вложения

  • 580316.jpg
    580316.jpg
    25.3 KB · Просмотры: 223

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Привет всем! Случайно наткнулся на Ваш форум и сразу зарегистрировался. Активно эксплуатирую газ 51 уже 15 лет, из них 7 лет на пропане. Автомобиль используется в основном для перевозок на расстояния 200-500км со средней загрузкой 4,5тн.,имеет лицензию на грузоперевозки,средний пробег 50-60 тіс. в год. на автомобиле после аварии установлена рама и мосты от газ 52-01, кпп газ 53, задняя резина на 240, силенья форд, вклееные лобовые стекла, карбюратор к22г, передаточное число моста 6,37. Ввиду известных особенностей двигателя бальше 65 не езжу.Для переоборудования на пропан занизил высоту головки блока на 2 мм,как было указанно в руководстве по переоборудованию, прилагаемому к комплекту апаратуры рязанского завода, который купил по случаю. Компрессия в цилиндрах стала10-11 кг. средний расход 25л\100( с5 тоннами28) Клапана стоят родные,просто зазоры делаю 035-04мм,за все время сгорел только один.средний ресурс поршневой сост 100000км, если за ето время не оборвет поршень, но ето случается в среднем каждые 50000, просто достали уже! С вкладышами и маслонасосом после прочтения статьи зимиста все понятно,а вот от чего поставить поршни- проблема. От москвича примерил, и понял, что ставить нальзя, потеряю степень сжатия, на газу это важно. У меня сфрезерована гбц с надписью 76, как указанно в руководстве, в качестве подменной гбц также сфрезеровал и гбц без этой надписи, в ре-те , когда поставил ее, движок стал тупее и увеличился ресход газа на 30%, пропала тяга, так что это очень важный параметр при езде на газу. Выпускные клапана по тарелке идеально подходят от зил 130,надо только развернуть втулки под их диаметр и переточить нижнюю чать под газоновские сухари. А по поршням может подскажет кто, от чего можно воткнуть? рад ответить на все вопросы!
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
5 тонн грузишь на него или полная масса авто 5 тонн? с надписью 76 если снять 2мм до клапанов сколько остаётся? может и под бензин отфрезировать? или детонировать начнёт и клапана гореть начнут? а так, пробеги с такой нагрузкой -неплохо выдерживает. у меня на пятый сезон застучал ,вожу дрова ,пробежал около двадцати . в основном по полевым дорогам ,по лесам .сечас насос переделал ,воздушный фильтр передалал ,поставил два от жигулей ,бумажные . масло полусинтетику залил. правда тарабанит что-то , подозреваю на износ поршня ,на холостых как дизель работает. на сколько хватит,лето впереди покажет.
 

токмак

Общительный
Регистрация
27 Апр 2010
Сообщения
68
Реакции
70
Баллы
94
Гружу 5 тонн, в основном по асфальту, после сфрезеровки гбц до клапанов остается 1 мм+ прокладка 1-1,5 мм, так что нормально все с высотой,она у всех головок одинаковая по клапанам, отличается только форма камеры сгорания, если 2 рядом положить, хорошо видно отличия. а по бензину-иногда и на нем приходится проехать, начинает детонировать, когда температура больше 80, устранял путем коректировки зажигания. Фото девайса віложу вскоре.
 
Сверху