• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
Забора воздуха как у зилов это есть хорошо ! :) а на счёт впускного коллектора думается можно прибегнуть к отброшенному варианту 2х коллекторов, распределение по цилиндрам - 3 на 3 самое оно но место 2х карбюраторов взять трубу и согнуть её (полу бубликом или как у кого фантазии хватит с перегородкой тоже самое по необходимости)
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
_http://motoklin.narod.ru/noname11.htm, не знаю можно так вставлять ссылки или нет прошу прощения . мужики прочитайте ,интересная статья про динамический надув .практически никаких изменений во впускном коллекторе .кто у нас инженеры ,попытайтесь высчитать нужный объём короба и диаметр подсоединяемого шланга .может кто воспользуется ,система то проста .желательно под двух дырый карб подсчитать.
 
Последнее редактирование модератором:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Почитал и мне показалось что это бред. Автор пишет что добивается экономии топлива НО при этом резонатор позволяет запихнуть больше смеси в цилиндры за счет чего появляется эластичность. Не вяжется как то. Да и сам признался что конкретных замеров не было, так, только статистика. Это не аргумент.
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
всё возможно ,в нете сейчас чего только нету и про что. на днях буду своего дракона заводить после трёх месяцев простоя в суровых морозах ,надо дровишек толкнуть ,страховочку взять.
 

Demin Igor

Общительный
Регистрация
19 Дек 2009
Сообщения
2
Реакции
1
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день!
очень понравилась ваша статтья:)
Есть вопрос , у меня Победа и вот вычитал :
"В маслосистеме есть еще один характерный для всей продукции ГАЗа элемент: задний сальник коленвала выполнен не в виде настоящего сальника с пружинкой, как на большинстве других машин, а представляет из себя этакий шнурочек, который обматывается вокруг коленвала. Естественно сальник этот часто подтекает. Процесс выглядит обычно как капля масла, свисающая с дренажного отверстия поддона кратера сцепления. Наблюдается, увы, практически на всех Победах. Кстати, подобная конструкция сохранилась и на двигателях Волг. В случае подтекания показана довольно трудоемкая процедура по смене набивки сальника. Иногда временно помогает прочистка вентиляции картера (поддержание небольшого разряжения в полости картера при работе двигателя) и применение более густого масла."
Советуют применять минеральное масло, а вы синтетику проблем не будет ???
Заранее спасибо
П.С. если чего-то не допонял не ругауте я начинающий :)
Масло,не влияет.Хорошая набивка и маслосгонная резьба.
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
у меня на данный момоент залита полусинтетика лукойл 10w40

Добавлено через 2 минуты 55 секунд
забыл добавить ,с набивки пока сухо.
 
Последнее редактирование модератором:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
51 тот же 52. не поверю что в Казани нет таких. пошерсти по рембазам, колхозам и селам. часто встречались с перебитыми номерами. в совхозно-колхозное время чтоб не терять время на переоформление и чтоб не простаивала машина на привезеном с капремонта двигателе номера просто перебивали. тогда колхозные машины никто не трогал, все знали что свое.
 

Дмитрик

Общительный
Регистрация
15 Мар 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Добрый вечер! Разрешите присоединится в ваш клуб. Я тоже приобрел автомобиль газ 52. Прочитал статью «Старого Зимиста». Очень рад, что нашел много интересного, благодаря Вам! Сейчас собираю двигатель ,и так как новичок в этом деле очень нужна ваша помощь, дорогие газоводы! Азат писал что в продаже есть сталь алюминиевые вкладыши , но я их не нашел. Подскажите где их можно отыскать? Возможно у вас есть другие советы? Буду очень благодарен!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
знаю место где двигатель можно купить у нас, но где Астрахань и где Казань, как его без доков то везти.
а зачем 402 переделывать? он вроде и так нормально качает. если проблема текущая то либо двигатель износился, может масло надо качественнее или сам насос перебрать или притереть, мож где внутри перекачивет.
 

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
вопрос про 402 был теоретический.
без документов двигатель возят грузовые компании. Скажи мне вес и я скажу сколько это будет стоить + сколько за двигатель сам просят.
 

Дмитрик

Общительный
Регистрация
15 Мар 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Всем привет! Batat, спасибо за поддержку, но увы, весь день мотался в поисках вкладышей и снова не нашел.Batat,у меня к тебе большая просьба, скинь свой E-mail. Или напиши на мой pahasdima@ukr.net хочу обсудить вот что, может вкладыши по почте можно прислать? Давай обсудим? Извините, что не могу что-то посоветовать, так как по практике нет опыта!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
ibnchagan@rambler.ru я так понял ты с Украины. в принципе послать почтой можно, но не желательно, все возят как дрова аж коробки рвутся. и сколько будет стоить не знаю. может если поездом Баку-Харьков? мимо тебя случаем не ходит?
главное чтоб не вышло дороже того, что ты бы например мог съездить в какой нибудь соседний город где они есть. посылал Простому Русскому комплекты шатунных и коренных почта обошлась в районе 250 рублей. это из Астрахани в Армавир, расстояние где то 900 км. шатунные к сожалению живыми не доехали, сам тоже виноват не упаковал хорошенько.
 
Последнее редактирование:

Eisenschuh

Общительный
Регистрация
8 Мар 2010
Сообщения
49
Реакции
14
Баллы
69
_http://gaz52.ru - интересно может быть + базовая информация.

Вкладыши упаковать по-лучше и дойдут! Их можно и почтой слать, если у кого то продаются.
 
Последнее редактирование модератором:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Добрый вечер госпада Гозоводы! Хотел подсказать Дмитрику на счет стальалюминиевых вкладышей, их изгатавливает "Томбовский завод подшипников скольжения", наверняка у вас на Украине есть "диллер" по продвижению ихней продукции т.е вкладешей. Найди по инету диллера и закажи через них.
 

Дмитрик

Общительный
Регистрация
15 Мар 2010
Сообщения
4
Реакции
0
Баллы
62
Здравствуйте! Нашел вкладыши, изготовитель г. Тамбов. Упаковка желто-голубая, но что за вкладыши не написано, год выпуска - не написано, как мне разобраться какие они: сталь алюминиевые или сталь баббитовые? Подскажите, может тамбовские все сталь алюминиевые выпускались? А то ведь совсем зеленый в этих делах. Может они цветами разные? Или на сталь алюминиевых надпись 5204, или год конкретный указан? А может просто надпись: «сталь алюминиевые» Жду Вашей помощи!
 
Сверху