• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
ну что сказать по части ремонта это и так все знают что необходимо подгонять по идеалу как говорится :) вопрос в другом есть ли возможность всё это провернуть - ну к примеру кто то живёт в глубинке или ну нехватка денег банальна но факт и оч.. распространённый буквально и образно везде и всюду !!!!!!!!!!!! :(( - к примеру оч хочу в будущем году своему газончику капиталочку сбацать ну к примеру необходимейшие (гильзонуть благо начали производить гильзы расточил вставил и как новый ну почти ),посмотреть постель блока на соосность если что то на стенд тоже ставить где проточить где подложить а аж потом брать и точить балансировать колено с маховиком корзиной и с предоставлением всего шатунно поршневого комплекта ну или как скажут,полностью грм менять тоже надо и т.д. ) а машинка то гаражная !! как думаете что они сделают при наличии только доисторического инструмента ?? слепят как нибудь то и всё,то есть делать таскать мне и за свои !! вот и приехали !
 

uri2804

Общительный
Регистрация
28 Ноя 2009
Сообщения
2
Реакции
5
Баллы
64
Я вообщем -то хотел сказать тоже самое-надо соблюдать зоводские технологии и мотор будет ходить долго,тем более на современных маслах и никакого чуда сдесь нет
 

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
Вот,еще о работе Газ 52 на метане.Почему у меня именно метан ? Ну это сладкое слово "халява" .Газ закачиваю из сети компрессором ак 150 . Есть снижение мощности,т.е. волочь 3,5 тонны тяжеленько.Поставил импровизированный нагнетатель воздуха прямо в воздухан - обычный моторчик от печки,метана идет поболее,но мощи поприбавил.Да,включать его стоит после того как движек попрогрееться.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
А есть фото?Очень хочется посмотреть. Штука может быть полезная но сомневаюсь что она эффективна на больших оборотах. Моторчик вряд ли даст столько воздуха, скорее наоборот мешать будет.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Вот,еще о работе Газ 52 на метане.Почему у меня именно метан ? Ну это сладкое слово "халява" .Газ закачиваю из сети компрессором ак 150 . Есть снижение мощности,т.е. волочь 3,5 тонны тяжеленько.Поставил импровизированный нагнетатель воздуха прямо в воздухан - обычный моторчик от печки,метана идет поболее,но мощи поприбавил.Да,включать его стоит после того как движек попрогрееться.

Sоlо, а можно поподробнее про компрессор, который метан качает в балоны, у тебя рама 53-я? Скоко балонов стоит? И какие: по 93кг или по 62,5кг?
 

koterman

Общительный
Регистрация
6 Июл 2008
Сообщения
38
Реакции
49
Баллы
80
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Господин 'Простой Русский'!

Мне оченъ интересно, так что еше раз просьба - жду всю статью на личный e-адрес (cм. мой адрес в Вашем е-майльовском "яшике").

K

Тут у меня статейка по истории ГАЗ-51,52 из журнала АВТО 5-6 за 96 год. Самая интересная статья об этих машинах, какую только встречал.

.Вставлю только первый и предпоследний листы (всего 12) в формате jpeg, всю статью загнал в pdf, т.е. в акробат ридер а в форуме для акробатовских файлов ограничение объёма. Кому интересно - могу выложить или остальные листы в jpeg по одному на форуме или кто хочет акробата (там качество лучше, подчистил там) то пишите
 

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
batat А замечали что утром,или когда дорога мимо леса проходит,движек шустрее бежит ? Вот примерно такой эффект дает импровизированный "наддув". С фотками посложнее,я не очень пока с подобными делами...Как наловчусь ,непременно выложу....

Добавлено через 6 минут 10 секунд
starik 5273 Рама 53 ,баллоны из под углекислоты,сначала было два,потом добавил еще парочку.Хватает примерно на 130 км.Компрессор танковый,ну еще такие на БТРах были,качают там воздух для пневмопуска...
 
Последнее редактирование:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Господин 'Простой Русский'!

Мне оченъ интересно, так что еше раз просьба - жду всю статью на личный e-адрес (cм. мой адрес в Вашем е-майльовском "яшике").

K

мне бы тоже было интересно почитать ,что нового для себя найти .если не трудно вышли на мой емайл 90214@bk.ru .спасибо.
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Здравствуйте все. Для Юрия 2804: Для начала сразу скажу, что мне понравилась ваша статья. Но кое что конечно хотелось бы уточнить. По поводу вкладышей от ЗИЛа. Может Зимист чего-то и подзабыл, а может он имел ввиду их дополнительный перегиб. У нас тоже делали вкладыши из танковых на иномарки путём перегиба. А диаметр там больше иномарочных раза в полтора и ничего, перегибали. Даже на запорожец мужики перегибали из танковых. А вот то, что на БМВ делают баббитовые - это как раз вызывает очень большое сомнение. Сам Зимист писал, что дело именно не во вкладышах, а в насосе, т.е. в давлении и подаче масла. Про поршни Зимист писал, что не помнит от чего они были и то, что они от 412-го - это всего лишь его предположение. По поводу масляного насоса вы, по моему, сами себя опровергаете. Говорите, что необходимо давление и тут же говорите, что этот насос - это извращение. А ведь именно такой насос и даёт это самое давление. На старом насосе его не достичь. Про полнопоточный масляный фильтр мы тут уже писали и нисколько не сомневаемся в том, что такой и нужно ставить. Были просто рассуждения о возможности использования новых фильтров жигулёвского типа, что наверняка было бы лучше 52-го бумажного. А здесь можно было бы послушать ответ Азата, который уже поставил себе такой насос и на практике доказал его необходимость. Про заделку отверстий в шатуне я тоже сомневаюсь, но и с жигулями их сравнивать не стоит. На Жигулях их диаметр меньше по сравнению с ГАЗоновскими, да и цилиндров там 4 а не 6 - какое никакое, а подение давления они всё же дают. Но себе, повторяю, я их заделывать не стану. По распредвалам - кто ж спорит, истина давно известная. Только вот чего хотел сказать: МОСКВА - ЭТО НЕ РОССИЯ. Не надо сравнивать. Не все могут позволить себе такую расточку и не везде она есть, как говорил Соул Сепаратор из Одессы (кстати, друг! У вас что, русский уже не учат? Ты хоть точки ставь в конце предложения.) Про овальность шатунов, маслосгонную накатку, гнутый вал и всё остальное - думаю тоже все или многие знают.
Что ещё хотел бы сказать: Я бы всё таки повежливее относился к другому человеку, даже если он и не прав. Умный человек не будет оскорблять другого, а сможет объяснить и рассказать именно как грамотный, что он считает не верным и почему. Я не всё знаю и умею и стараюсь слушаю другие мнения, даже ошибочные. В споре рождается истина. И вас я с удовольствием послушаю и тоже поучусь чему нибудь.

Добавлено через 10 минут 46 секунд
Для СОЛО: по компрессору это очень интересно. Давно слышал про такое и по этому валяются у меня пока два таких АК150 на будущее. Они действительно стоят на танках, на БМП и БМД и на БТРД (это на базе БМД который, десантура знает) и ещё кажется на самолётах. На БТРах их нет. Можно по этому вопросу на личную почту вам писать? Здесь не та тема.

Добавлено через 12 минут 25 секунд
По поводу наддува от моторчика - ну какого только чуда не увидишь в России. Я кстати видел аналогичное чудо на одном КГБшном БТРе-80. Они на входе поставили нагнетатель от ФВУ БТРа, если кто знает, что это такое. Такая бандура была, пол метра длиной и с движком полкиловатта. У меня это вызывало лишь улыбку. У меня двойственное чувство. Для дополнительной мощности нужно или топливо, а для него соответственно и окислитель любой - у нас это воздух. Или улучшать сам процесс сгорания - это тоже уже обсуждали - это повышение степени сжатия и т.п. Впихивать дополнительный воздух в цилиндры можно разными путями - турбокомпрессором, приводным нагнетателем или, возможно, любым нагнетателем, в том числе приводимым от электродвигателя. Кстати читал где-то, кажется в Авто Ревю, что какаято фирма на вал ТКРа посадила электродвижочек для резкого раскручивания вала ТКРа в момент разгона и устранения турбоямы. Принцип в чём то схож. Но не думаю, что такой вариант это нормально. Уж очень много тут сложностей. Но если практика показывает наличие результата, то что уж тут скажешь.
 
Последнее редактирование:

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
для ПРОСТОГО РУССКОГО. Поддерживаю Ваше мнение по поводу постика Юрия 2804.Немного меня опередили.Все верно,многие вещи у "старого Зимиста" весьма спорные,но,из чувства такта не стал бы так уж его пригибать.Просто нужно вынести рациональное зерно из его статьи.Давление масла основная проблема 69-52 движков,тоже думал когда то...Но пошел по другому пути,ставил дополнительно электрический насос предварительной прокачки масла от какого то небольшого судового дизеля.Включал при тяжелых режимах эксплуатации Еще выпускные клапана от импортного дизеля,и ничего,сильно не насиловать,ходит долго и счастливо.На личную почту написать конечно можно,только я не разобрался пока,что это и где это...Наддув от моторчика,смысл-улучьшение наполнения цилиндров воздушно-газовой смесью,кстати,заметное улучьшение работы и на бензине.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
С такой турбинкой оно может быть и хорошо но хорошо если топливо халява ибо по идее вместе с расходом воздуха увеличится расход топлива.Мне пока халява не светитс :)
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
Доброго времени суток всем! Я на форуме недавно,и хотел бы сказать вот о чем.
ГАЗон -52 у меня давно,и мотор ему делал моторист.Он при союзе в колхозе мотористом был.Мужик в годах,но движок ,пока,шепчет....
Прошла машина не много.Я ее использую,только пару раз в году,по картошку на огород,да свеклы перевезти.Просто нравиться мне он,и другой раз просто поглажу его по крылу в гараже.Ну,нравиться мне машина.!!!
Я хотел сказать вот о чем.
Когда зашел на Ваш (наш) форум,у меня возникло чувство тревоги.Что не все я для своей машины сделал.Вот ,например ,движок без переделанного насоса ,и поршня там не обрезал.
Я вообще то к движку стараюсь по меньше лезть.Сорвал шпильку-а он еще ездит,и боюсь я его трогать.Что бы проблем поменьше!
А статья о том,что там ничего и не надо делать.А ПРОСТО-оставить таким как есть-меня порадовала!Значит ,и мой ГАЗончик-еще поработает.Просто масло ему менять,да за ходовой посматривать.
Ребята,если что не так-извините.
Понравилась мне статья,что не нужно туда сильно лазить(в двигатель)!По мне она,правильная.И по моему отношению к машине подходит.
Еще хотел сказать,что многое почерпнул с этого сайта.
У кого,теперь что спросить можно?Да ни у кого,у всех иномарки,Или большие грузовики.А 52,да 51 навеерное и нет ни укого.
:)
 

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
У кого,теперь что спросить можно?Да ни у кого,у всех иномарки,Или большие грузовики.А 52,да 51 навеерное и нет ни укого.
Ну вот,большинство народа в этой ветке и обсуждают проблемы поддержаниЯ на ходу своих ГАЗиков,а Вы говорите ни у кого и нет.А отношение к технике у всех конеЧно разное,один ездит пока не повЯтьсЯ жесткие проблемы,другой стараетьсЯ их предварить,третий Что то улуЧьшить......

Добавлено через 4 минуты 17 секунд
А какое давление АК 150 может накачать?
АК 150 каЧает до 150 атм. Правда можно заставить его забить и под 200,но Я не напрЯгаю. На газовых заправках набивают и поболее 200,соответственно пробег больше.Я езжу в основном по местным трассам,мне пока хватает...
 
Последнее редактирование:

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
на какое давление расчитаны углекислотные балоны? Я подумывал кислородные приспособить.

У нас рядом спирт.завод.И они попутно делают углекислоту.Так,вот если привозишь к ним на заправку исправный кислородный баллон (для заправки углекислоты),его с удовольствием меняют на углекислотный.Просто красят в черный цвет,и все.
Давление углекислоты в баллоне на заводе больше 80 атмосфер не закачивают.Не знаю,просто его больше не влазит,наверное.Хотя как известно кислород в том же баллоне 120 атмосфер .
 

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
Sоlо, на какое давление расчитаны углекислотные балоны? Я подумывал кислородные приспособить.
Так это те же баллоны,ток у меня были под рукой углекислотные.Ну и с точки зрения безопастности,надо хорошенько стравливать остатки кислорода.А разное давление кислорода и углекислоты-следствие различной их плотности.Метан например,раза в полтора легче воздуха,вот и получаеться,чтоб закачать тот же обьем,нужно более высокое давление.Как то так вроде.

Добавлено через 8 минут 18 секунд
Газовое оборудование сейчас стоит от Шевроле,джипика трехлитрового,обычное от пропана.Редуктор.тож обычный кислородный,нужно только намотать на корпус медную трубку,и подключить к системе охлаждения,иначе обмерзать начинает паршивец.

Добавлено через 10 минут 17 секунд
Вот,у меня тоже есть вопрос к Уважаемым коллегам.Все чаще трудности с добыванием тормозной жидкости БСК,да и качество ее нонче....(местное идиоматическое выражение).Хотелось бы узнать,как другие решают эту проблему.Может перейти на Неву? Вот только что будет с манжетами...
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Я перешел на дот.Купили газон с простоем в 3 года.Жидкость стала как подсолнечное масло.С ней педаль назад возвращается медленно, наверное через компенсационное отверстие плохо проходит.Ладн купил новую бск.Она оказалась очень ОЧЕНЬ ПЛОХОГО качества.Хотя выбирал самую нормальную бутылку.В общем манжеты в ГТЦ быстренько разъело а при замене на обычную когда все слили она вообще разделилась на 2 жидкости. В общем туфта. При замене полностью промывал главный.А еще до этого разбирались рабочие и вычищались от пластилиновых наслоений бск.Пока был снят главный присоеденил ручной насос, открутил спускные и давил.Потом все собрал и пустил в ход 3 литра дота. Им же все промыл.3 месяца полет нормальный, тормоза лучше чем с бск.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
У нас в Нижнем БСК еще есть кое где, но на нее уже никто не обращает внимания.

Добавлено через 30 минут 18 секунд
Ну а с манжетами ничего не будет, если перед сменой жидкости промоешь хорошенько свежей "росой", "невой","томью" или "рос-дос", после промывки залей обязательно свежую жидкость.
 
Последнее редактирование:

solo

Общительный
Регистрация
29 Ноя 2009
Сообщения
10
Реакции
5
Баллы
64
Да,это я понял что промывать хорошенько нужно.Конечно,терзают смутные сомнения что резинки "поплывут" ,но другого выхода тож не вижу. Правда в последнее время изгалялся,мешал спирт с касторовым маслом....ну эт конечно извращение....Может вообще все манжеты поменять на современные,поди они то уж точно предназначены для невы.дота.и пр.?Правда как представлю обьем работ....
 
Сверху