• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и vk.com
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
В общем был на Е-бай нашел доджевские поршни. Цена 118 зеленых за новый комплект. Тока с диаметром не разобрался толи 82.55 толи 83.1342. Фото с телефона приложить не могу а комп не работает, материнку спалил. Если у кого то особый интерес картинку могу на почту послать.

Добавлено через 12 минут 39 секунд
Кстати бензонасос очень на доджевский похож а карбюратор как у форда
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Все бы хорошо, узнать бы смещена ли ось пальца? И если смещена то на скоко?

Добавлено через 4 минуты 33 секунды
И еще, Батат, напиши по-русски, где ты их нашел?
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Насчет таких подробностей типа смещения ничего сказать не могу. Сам только это объявление и видел. Смотрел на _ww.ebay.com

Добавлено через 3 минуты 45 секунд
Насяйника мадыратыр сийна не ругася. Моя проста мана паказать что бы.
 
Последнее редактирование модератором:

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
Dodge WC-51\\\\\\ малюсенькая вырезка из истории --- Открыв капот автомобиля Dodge WC-51, можно было увидеть рядный шестицилиндровый двигатель, поразительно похожий на наш мотор от ГАЗ-51. Ничего удивительного, ведь советская автопромышленность всегда тяготела к американской, и еще в 1937 году фирма «Додж» любезно предоставила нам право выпускать на автозаводе в Горьком свой двигатель (в то время он был весьма современным). Новинку назвали ГАЗ-11, мотор был предназначен для нового поколения горьковских автомобилей, которое должно было сменить устаревшие «полуторки» и «эмки». Но война нарушила эти планы. Успели только выпустить партию легковых шестицилиндровых «эмок» ГАЗ-11-73 и… полноприводных ГАЗ-61 на их базе (это был первый отечественный серийный внедорожник). Двигатели типа «Додж» стали ставить на легкие танки, боевые аэросани и другую военную технику. А уже после войны — на грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63, автобусы ПАЗ, представительские автомобили ЗиМ, бронетранспортеры БТР-40 и еще на десятки транспортных и боевых машин. Надежный и популярный двигатель в СССР оказался «долгожителем» — его выпускали более полувека. --- чуть фото до боли знакомого двигателя __http://www.arm-soft.com/dodge%20wc51%20auto.htm ну и марка двс и характеристика Т-215
Марка: Т-215
Тип: Бензиновый
Объём: 3 770 см3
Максимальная мощность: 92 л.с., при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 249 Н·м, при 1200 об/мин
Конфигурация: рядный, шестицилиндровый
Цилиндров: 6
Клапанов: 12
Ход поршня: 117,47 мм
Диаметр цилиндра: 82,55 мм
Cтепень сжатия: 6,7
Система питания: карбюратор
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: SV
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4
Рекомендованное топливо: Б-70
вы имели виду сие чудо техники или я ошибаюсь
 

Полтавчанин

Общительный
Регистрация
8 Ноя 2009
Сообщения
25
Реакции
14
Баллы
65
Извините,у меня вопрос.
сорвал одну из шпилек,что крепят головку,к блоку.В том месте где она в блок вкручена.
Есть у кого то идея,как восстановить,без разборки двигателя?:(
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Голову все равно снимать. Потом дрель в руки и высверливаем. Тока надо точно подобрать размер сверла и сверлить очень аккуратно чтоб не повредить резьбу.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Извините,у меня вопрос.
сорвал одну из шпилек,что крепят головку,к блоку.В том месте где она в блок вкручена.
Есть у кого то идея,как восстановить,без разборки двигателя?:(

Сорвал то как, саму резьбу, или обломил шпильку и она с резьбой осталась в блоке?
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Сорвал саму резьбу в блоке.Не хотелось бы снимать головку,может как то на холодную сварку?

Нее! На хол.сварку не пойдет! Сверли на 12 голову, а как до блока дойдешь, бери метчик на 12, нарезай резьбу, сначала замерь глубину, ну и точи ремонтную шпильку.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Ну и еще один из вариантовно не факт что у тебя проканает смотри по ситуации. Если шпилька не біла квручена до самого упора в блок, визьми новую шпильку с хорошей, острой резьбой и попробуй вкрутить до самого дна, только все равно нужно снимать головку. Если не проканает то следуй совету Стаса!
 

PETR777

Общительный
Регистрация
25 Ноя 2009
Сообщения
2
Реакции
0
Баллы
62
Всем спасибо ,очень много интерестного прочитал.

у меня под забором стоит газ 52 я давно на него "забил" но теперь решил вернуть его к жизни,требуется переборка двигателя(вода пошла в масло) двигатель работал без воды продолжительное время (летом) в итоге в масле вода. Вопрос: Могут лопнуть гальзы?или это прогорела прокладка головки(чем меня и успокаивают все) голову скинул ,прокладку еле отодрал(всю порвал и ничего не обнаружил естественно на ней) пытаюсь оценить вложения или уже не тревожить покойника.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
у меня под забором стоит газ 52 я давно на него "забил" но теперь решил вернуть его к жизни,требуется переборка двигателя(вода пошла в масло) двигатель работал без воды продолжительное время (летом) в итоге в масле вода. Вопрос: Могут лопнуть гальзы?или это прогорела прокладка головки(чем меня и успокаивают все) голову скинул ,прокладку еле отодрал(всю порвал и ничего не обнаружил естественно на ней) пытаюсь оценить вложения или уже не тревожить покойника.

Воскресить вполне реально! Для оценки вложений достаточно снять головку, картер, шатунные сподки и достать поршня (это бесплатно, если конечно сам будеш делать).
 

PETR777

Общительный
Регистрация
25 Ноя 2009
Сообщения
2
Реакции
0
Баллы
62
Александр_84 Спасибо за ответ!! Меня больше интересует вопрос насчет гильз. Могут лопнуть гильзы при работе без воды летом около 10 минут или нет. И как проверить блок на утечку охлаждающей житкости в маслянный поддон. Заранее благодарен за любую информацию!!
 

uri2804

Общительный
Регистрация
28 Ноя 2009
Сообщения
2
Реакции
5
Баллы
64
Прочитал статью старого Зимиста "не убиваемый мотор Газ-52" и понял - полный бред. Зачем писать о том, чего не знаешь?.. А теперь по порядку.
В конце 70-хх годов я работал в Нами в отделе моторных лабораторий. И занимался ресурсными испытаниями двигателей. Сейчас у меня свой сервис по ремонту двигателей _ttp://www.a-rkb.ru поэтому решил написать эту статью, т.к. это моя работа. Фраза старого Зимиста "раздобыл шатунные вкладыши Зил-130 - по размеру точно ложатся вместо коренных Газ-52" - чушь полная. Вкладиши абсолютно разного диаметра об этом и писал МаксимТ, который повелся на советы Старого Зимиста. Далее цитата старого Зимиста "я ставил поршни от переходной модели Москвича 408-412 они с плоским днищем" - чушь полная, т.к. таких поршней в природе не существует. 408 мотор имел плоский поршень, но его диаметр 76 мм - отпадает. поршень 412 двигателя по своему диаметру и по диаметру пальца совпадает с Газоновским, но никогда УЗАМ плоских поршней на 412 мотор не делал. Зачем вводить людей в заблуждение?.. Может старый Зимист имел ввиду поршень 412 Москвича, дефорсированного под 76 бензин?.. Но и там сфера другого радиуса. Т.е. получается старый Зимист собрал мотор неизвестно из чего, и вообще был ли такой мотор?.. Далее про прокладку головки блока. Старый Зимист пишет что ставил головку блока без прокладки. И приводит пример, двигателя Дойц. Если нужны приключения на свою жопу, то ставьте без прокладки! А пример старого Зимиста мягко говоря (оч мягко) не корректен, т.к. двигатель Дойц воздушного охлаждения, и там каждый цилиндр расположен отдельно, как и на Татра 613, как и любом мотоцикле. Т.е. площадь поверхности головки маленькая, а усилие притяжки головки большое, т.е. можно обойтись без прокладки. На Газ-52/51 так делать нельзя. Далее вкладыши старый Зимист пишет что стоило отказаться от стали бабитовых вкладышей и перейти на алюминиевые и все стало хорошо. Сразу скажу - это тоже чушь. Двигатель BMW одни из лучших в мире и до сих пор делают вкладыши сталебабитовые. И они (BMW) отлично работают, не смотря на то, что удельная мощность и обороты двигателя BMW на много больше чем Газ-51. Тогда в чем же дело?.. Надо знать, что коленвал вращаясь во вкладышах их (вкладышей) не касается. Между шейкой коленвала и вкладышем всегда присутствует масляный клин. Если коленвал при работе двигателя будет касаться вкладыша то сразу возникнет местный перегрев. А затем выплавление вкладыша (бабит, алюминий, бронза - все равно). Кстати на Икарусах стоят бронзовые вкладыши. Далее опять цитата старого Зимиста "и главное под вкладышем закупорки кусочком фольги отверстие в шатуне для смазки клапанов, у других моторов его нет" как ни странно есть это отверстие на других моторах а именно в шатунах на Ваз 2101 и его модификациях. Но на давление масла это отверстие никак не влияет - оно слишком маленькое. И закупорите вы его или нет - ничего не изменится. Насчет канавок в шатунных вкладышах. Могу сказать только одно - мотор Газ-52 в самом деле не убиваемый и прикончить его не так то просто. А теперь по теме: как сделать двигатель Газ-51 надежным. Самое главное что надо сделать - это перевести двигатель на полнопоточную фильтрацию масла. Почему алюминиевые вкладыши предпочтительные бабитовых? Причина одна, если у вас грязное масло, микрочастицы внедряются в бабит и вы получаете вместо вкладыша - наждачную бумагу. На алюминиевых вкладышах этот процесс тоже присутствует, но в меньшей степени. По поводу двойного масляного насоса. Могу сказать только одно - если мотор дышит на ладан - то может это и временно поможет. По поводу обрезки поршней. Я резал Газановские поршни когда вставлял их в блок Ваз2106 ( диаметр 79 точил под диаметр 82) во время дефицита 80-хх годов. Т.е. нижняя юбка газоновского поршня была такая же (после обрезки) как на двигателе Ваз. Но я считаю что лучше так не делать - уменьшается надежность поршня. И последнее как сделать как сделать Газ-51 надежным? очень просто. Надо обеспечить частоту масла и нужное давление масла. при ремонте двигателя обязательно меняйте втулки распределительного вала, а опоры распредвала, если на них есть риски, обязательно перешлифовывать. Это обязательная позиция и если ее не соблюсти, то дальнейший ремонт бессмысленный. И делать это надо в спец мастерских, где есть расточной станок. (механника иномотор стоит это порядка 3000 руб., но без этого мотор жить не будет, как бы вы не извращались с масляным насосом. Вкладыши лучше ставить сталеаллюминиевые, т.к. они меньше "впитывают грязь". Постели шатунов обязательно проверить на элипстность не более 0,01 мм. Коленвал обязательно проверить на прогиб. Бывает так что шейки в идеале, а вал гнутый. И опять у вас не будет давление масла. Коренные шейки такого вала приходится перешлифовывать через 1-2 ремонтных размера. Посмотреть жива ли накатка под сальниковую набивку. Если стерта накатка - будет течь масло, как бы вы не старались. Об увлечении мощности Газ-51 в следующий раз. Надеюсь мои рекомендации вам помогут, успехов.
 
Последнее редактирование модератором:

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Прочитал статью старого Зимиста "не убиваемый мотор Газ-52" и понял - полный бред. Зачем писать о том, чего не знаешь?..

требуем продолжения банкета ,в частности интересует про умощнение .
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху