• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ну, это дело на любителя. Мне электронные табло не нравятся, я любитель циферблатов и стрелок, к тому же когда солнечный день, на электронном табло нихрена ничего не видно.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Дык а он стрелочкой машет. Вчера сидел в машине и думал куда его поставить.В итоге решил поставить справа от руля, почти посередине панели. Очень удобно и обзору не мешает
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Вчера сидел в машине и думал куда его поставить.В итоге решил поставить справа от руля, почти посередине панели. Очень удобно и обзору не мешает

У знакомого стоит с пасажирской стороны на плоскости, прям над ручкой за которую держатся надо, правда у него не тахометр, а моточасы!

Добавлено через 1 минуту 20 секунд
Как по мне то тоже очень полезная вещица.!!
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Далековато будет.Вообще с точки зрения удобства и фокусировании взгляда, самое нормальное это посередине.Японцы на своих машинах так и делают.Я когда на белте из краснодара ехал сначала было не привычно.Но зато потом как удобно! А когда едешь на машине у которой показометры под носом теперь кажется очень неудобным.Кстати у раллистов самые главные показометры в середке на панели.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ммм не получится. Я уже решил.Буду ставить от 2106(гену не надо переделывать,только шкалу переклеить и два проводочка кинуть). А скотчем он вряд ли будет держаться. Скорее всего буду делать ободок.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Всем! Это как говорится на любителя, кому электронный, кому со стрелочкой, но перекрутку двигателя только тахометром не предотвратишь пока свой мозговой тахометр не включишь. после переделки маслонасоса и вкладышей по моему для этого движка перекрутка уже не страшна, я уже около 17000 накатал после ремонта давление держится без изменения ( 4.5 атм на холосых оборотах при температуре ОЖ 75 град.) хочу для интереса снять поддон посмотреть на поверхность шатунных вкладышей да времени пока не не хватает. На другую раму свой аппарат перекидываю с некоторыми переделками, в место подвесной хочу раздатку от 66 поставить и кабину другу переделываю. Пол кабины усилил и сделал одноуревневый как на кабинах 3309, передвинул заднюю стенку кабины на 150 мм и заднюю часть кабины поднял на100мм и одинарные сиденья от иномарки поставил.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ух ты! Ну Азат, ну ты даешь! Крепко жму твою руку! Ты настоящий фанат и умелец! Еслиб не каждодневная работа на газоне, я б тоже в свое время перекроил бы свой газ53, но пошел по пути наименьшего сопротивления и купил газ 3307. Батат, пазовский и жигулевский тахометры одинаковы по диаметру, у меня на 53ем стоял справа от щитка приборов под панелью, притянутый металлической лентой и немного повернутый на меня, держалось без проблем, всего на двух саморезах.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да, Азат, ты маладец!!!!!! Я тоже такую процедуру планирую делать!!!!!!! Хочу раму, кинуть и переделать на самосвал!!!! и кабину тож заменить бы!!!! Да вот на все это времени нет!(((
 

Soul separator

Общительный
Регистрация
7 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
10
Баллы
65
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

__http://forum.allgaz.ru/showthread.php?t=20661&highlight=%F2%E0%F5%EE%EC%E5%F2%F0 подключение 06 тахометра на 402 двигле может что найдётся полезное по подключению и установке - удачной установки!
 

zas

Общительный
Регистрация
15 Апр 2009
Сообщения
14
Реакции
5
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

господа
если изношена тарелка толкателя - на каком станке ей придать правильную сферическую форму?
и главное так ли это необходимо, может просто отшлифовать до плоского?
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Еще вопрос про приблуду для отбора мощности с коробки. Везде она вроде как предназначена для насосов. А можно ли использовать ее для других целей? Крутится в голове идея приделать косилку, кто что скажет по этому поводу?
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А можно ли использовать ее для других целей? Крутится в голове идея приделать косилку, кто что скажет по этому поводу?

Єто конечно чисто теоретический подход, мое мнение таково: ничего не получится! Для того шоб косить естественно нужно двигатся, тоесть в нашем случае на перой передаче, если задать обороты двигателя высокие авто будет ехать помоему слишком быстро, если ехать медленно - не будет хватать оборотов для косилки. Таким образом, мое мнение заключается в том, что нужна пониженая передача. Уж не говоря о том, что косилку нужно поднимать, тоесть нужна гидравлика, тоесть тот же насос!!! ну и естественно нада придумать крепление для самой косилки!!!!
 
  • Нравится
Реакции: Rif

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Первой скорости вполне хватит.Даже сказал бы в самый раз(учитывая резину 220х508).Кабы еще медленно не было. :) Повесить в принципе тоже можно,на раму, манипулятор же вешают. Но вот сочетать и работу косилки и гидравлику будет сложновато. Да и в общем процесс будет не из легких.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер! Rif, почему бы нет? При желании можно и косилку присобачить. Если у тебя стоит КПП от 51го то на него есть КОМ с выхыдом назад итебе нужно с помощью кардана выводить вперед и навесное устройства сделать как на камуналках, если раздатку на место подвесного поставить получишь пониженную передачу. Насос для гидравлики можно установить с переди движка как на погрузчиках 5 тонниках, с движком от 51 го, конечно придется конструировать и пороботать за то потом с косой потеть не будешь.
 
  • Нравится
Реакции: Rif

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

после переделки маслонасоса и вкладышей по моему для этого движка перекрутка уже не страшна, я уже около 17000 накатал после ремонта давление держится без изменения ( 4.5 атм на холосых оборотах при температуре ОЖ 75 град.) хочу для интереса снять поддон посмотреть на поверхность шатунных вкладышей да времени пока не не хватает.

Ай Азат, молодец! А идея глянуть вкладыши неплохая, правда возни немало. По вкладышам видно, если они "поджареные" - металл потянут, серого цвета с раковинами.
Такие вкладыши могут работать как новые, а потом внезапно - кирдык! - и застучало.

Азат, после "медосмотра" мотора обязательно расскажи об этом на форуме. На тебя смотрит вся страна! От твоего рассказа зависит будут ли дальше жить моторы ГАЗ 52... :shok:
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем спасибо за мнение! Поднимать ее это уже вторая проблема :) Буду думать :)

Риф, есть соображения. По телевизору видел как один мужик на 69 (вроде) ставил отвал чтоб можно было снег чистить, а подъемный механизм сделал из моторчика от печки и редукторчика. В общем я это представляю так. Чуток сдвинуть кузов назад, по переднему борту сделать кант из уголков(как обычно делают чтоб длинные трубы возить). Косилку цеплять под раму между кабиной и кузовом.Удобно будет снимать и ставить. По середине борта ставить площадку с моторчиком от печки или дворников а с краю ролик чтоб пропустить тросик который будет поднимать. От рамы до косилки сделать Z образную(Z типа крепления запаски, с еще одним изгибом) причем середина Z разборная. Чтоб были две плоскости(или две трубы одна в другой), ползающюя одна на другой с двумя болтами, чтоб регулировать длинну и соответственно высоту косилки над землей. В итоге получаем косилку с регулировкой в месте крепления к раме по высоте над землей и возможностью подъема полотна. При этом получаем полотно которое поднимается в аккурат к борту и КОМ с двигателем свободным от лишних напрягов маслонасоса. соответственно на КОМ цепляем привод косилки. Еще один плюс такой конструкции в том что не надо городить огород, крепить спереди и соответственно удлиннять раму. А в свою очередь спереди можно замутить съемные грабли и волокуши, можно и граблить и стог толкнуть. А подъемник все тот же, с переднего борта(если повыше сделать чтоб крышу не цеплял). Или делать А образную съемную стойку на бампер(как у крана) у которой сверху ставить подобный же элмотор. Вся конструкция получается(в общих чертах) легко съемной и устанавливаемой. Надеюсь мои мысли сгодятся в конструкции ;)
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Мысль моя была просто эту конструкцию сбоку установить с креплением на раме. Кузов двигать немогу, так как машина в гараж не влезет. Я с самого начала собственно интересовался хлипкостью коробки для отбора мощности. Посмотрел по инету с картинками, их несколько модификаций. Выдержит ли данный девайс приводя в движении косилку? Крепление косилки это дело как говорится времени и фантазии, была бы косилка :)
А на счет граблей мне идея понравилась, что то похоже кстати как в старом анекдоте, "вот если бы вы мне еще к ж...пе пилу привязали, я бы еще дровишек напилил бы" :)
Была кстати тупая идея возить прицепом конную косилку, а газоном на месте таскать :)
 
Сверху