• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Газон 89 года.Голову блин даже пока не догадался посмотреть.На 51 стоит 76.И в сарае новая 76 лежит.Забыл рассказать.Вообще жесть.Короче из бензонасоса из нижнего отвестия для воздуха стал бензин хлестать.Ну батя как полагается купил ремкомплект.Была порвана мембрана, согрешил на нее,поменял.Вчера завели и опять то же самое.Потом дошло что надо клапана поменять.И слава Богу что сразу не меняли!!!!!! Сняли когда голову насоса то увидели что резинка растянулась просто абзац.Хорошо что клапана не меняли.В общем потом сняли прокладку со старого насоса и нижнюю часть с клапанами сняли с какого то волговского.Короче мужики будьте осторожны.Прежде чем ставить отмочите в бензине на ночь чтоб было видно.
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да у меня тоже такое бывало.Щуп лихо вылетел и белый дым со всех щелей.Это я так после долгой стоянки заводил.Не заводилась и двигатель не первой свежести.Короче переборщил с бензином в горло а мож еще через кольца прошел.Итог: чуть завелся и поработал сразу хлопок и приход умозаключения что больше 100 грамм в горло лучше не лить ;)
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

всем привет. вот фотки 76ой головы
 

Вложения

  • Фото065.jpg
    Фото065.jpg
    74.1 KB · Просмотры: 496
  • Фото074.jpg
    Фото074.jpg
    58.5 KB · Просмотры: 448
  • Фото082.jpg
    Фото082.jpg
    62.3 KB · Просмотры: 460
  • Фото092.jpg
    Фото092.jpg
    64.4 KB · Просмотры: 463
  • Фото093.jpg
    Фото093.jpg
    112.1 KB · Просмотры: 476

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Всем! Старик5273 что с сцепленим? Разобрался? Я тебе тут случай с сцеплением чуток не правильно изложил, просто времени много прошло и пришлось утчнить у кого память получше. оказывается меняли маховик и диск сцепления а корзину поставили старую, диск сцепления застревал в прижимном диске корзины и пришлось его растачивать, те времена с запчастями было туговато и ствили что достовали. Я тоже недавно поменял сцепление, диск поставил новый, а корзину с ремонта другую. появились дергания при трогании с место и выжим слишком мягкий, вроде все пружинаы целые. Разобрал с вою старую корзину. раньше под пружинами стояли теплоизолирющие шайбы, а их на моей корзине нет. продовцы на рынке говорят что их час не ставят, есть у кого такая инфо или это п....ж?
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да я уж плюнул на свою проблему! Из кожи лезу вон, а воз и ныне там! Ничего нигде не задевает, но заедает на шлицах хоть тресни!!! Что за чудо такое! По поводу тепловых шайб не знаю, а вот дергается из за ферадо-проверено. Я когда "луковское" поставил, все дерганья как рукой сняло, поставил "змз" - опять задергалась(на новом ферадо).
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет!
Мужики, побывал я на выходных дома и наконец то разобрался со своей проблеме! Решил начать все с трамбплера, купил новый бегунок, так как мы с вами говорили о том что, старый может быть пробит.
Достал трамбплер, в нем довольно таки нормальный шат был, поэтому решил его заменить, не на новый конечно, но в хорошем состоянии, собрал, поставил, заменил вторую свечу, увеличил уревень топлива, вот и все проблемы!!!!! Два дня катался и получал удовольствие!

Всем огромное спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Прав Batat на счет бензонасоса. Сейчас на выходных кончился бензин, долил, полез подкачать насосом, с виду все нормально. Стал качать и гляжу начал он мокреть. Надавил на крышку в области входа трубки, бензин не просто струей а целым веером, как Batat написал видать резинка начала превращаться в жвачку. Времени небыло ее менять, буду это делать на выходных, прокладку сниму со старого насоса. Я то думаю отчего расход возрос :).
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да нет, Sаndеr, масла там нету, ферадо на шлицах почему то закусывает, поэтому и от маховика и неотходит. Но почему так происходит-непойму.

Добавлено через 26 минут 0 секунд
Блин! Всю голову сломал! Непроверял две вещи: 1-соосность картера сцепления и 2-не восьмеркой ли крутится ферадо, потому что очевидно, когда оно прижимается к маховику, шлицы встают на перекос на валу и ведомый диск не отжимается, ферадо менял 5штук, все новые разных производителей, без проблем работало только "luk". И еще, если взять любое наше ферадо и посмотреть на него сбоку, то оно выгнуто как полумесяц, а "луковское" - прямое.

Если ты уверен что заседает на шлицах, то попробуй заменить первичный вал!
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Сори что не в тему но может кто подскажет!
У меня стоит стандартный бак под кабиной, всем известно, что он железный. Поскольку я езжу редко и в основном машина простаивает без роботы, естественно с пустым баком, возникает проблема с ржавчино. Исходя из выше изложеного возникла идея установить на раму бак розмером л. 50 но алюминиевый!!!! Подскажите где искать подобного рода "деталь"???????
 

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Прав Batat на счет бензонасоса. Сейчас на выходных кончился бензин, долил, полез подкачать насосом, с виду все нормально. Стал качать и гляжу начал он мокреть. Надавил на крышку в области входа трубки, бензин не просто струей а целым веером, как Batat написал видать резинка начала превращаться в жвачку. Времени небыло ее менять, буду это делать на выходных, прокладку сниму со старого насоса. Я то думаю отчего расход возрос :).

если льет из нижнего отвестия-воздуховода то если это не мембрана значит клапана.Обрати на них внимание.
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Не, это самая верхняя крышечка на двух винтах которая. Насос держит давление нормально, проверено, да и пробег у него всего то 400 км.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добый день! Александр 84 с баком под кабиной наверно у всех проблемы, тем более машины с прошлого века. У меня тоже была проблема этим баком, просто бак снизу сгнил , а сварка бака не выход. по этому я его выкинул и поставил на раме от 3307, если объем большой не нужен то можно пластиковый бак от "Газель" поставить и проблема с ржавчиной изчезает.
Вопрос на обсуждение? При установке газового оборудования бензиновый клапан ставится между бензонасосом и карбюратором. Бензопровод после насоса держет постоянно под давлением бензин и не мало случайностей порыва безопровода приводившие к пожару. Если установить клапан до насоса, не приведет ли разрушении диафрагмы насоса без бензина?
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добый день! Александр 84 с баком под кабиной наверно у всех проблемы, тем более машины с прошлого века. У меня тоже была проблема этим баком, просто бак снизу сгнил , а сварка бака не выход. по этому я его выкинул и поставил на раме от 3307, если объем большой не нужен то можно пластиковый бак от "Газель" поставить и проблема с ржавчиной изчезает.
Вопрос на обсуждение? При установке газового оборудования бензиновый клапан ставится между бензонасосом и карбюратором. Бензопровод после насоса держет постоянно под давлением бензин и не мало случайностей порыва безопровода приводившие к пожару. Если установить клапан до насоса, не приведет ли разрушении диафрагмы насоса без бензина?

Спасибо друг! Буду искать от газели!
А по поводу установки газового оборудования подсказать не могу никогда єтим не занимался!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добый день! Александр 84 с баком под кабиной наверно у всех проблемы, тем более машины с прошлого века. У меня тоже была проблема этим баком, просто бак снизу сгнил , а сварка бака не выход. по этому я его выкинул и поставил на раме от 3307, если объем большой не нужен то можно пластиковый бак от "Газель" поставить и проблема с ржавчиной изчезает.
Вопрос на обсуждение? При установке газового оборудования бензиновый клапан ставится между бензонасосом и карбюратором. Бензопровод после насоса держет постоянно под давлением бензин и не мало случайностей порыва безопровода приводившие к пожару. Если установить клапан до насоса, не приведет ли разрушении диафрагмы насоса без бензина?

Азат, все правильно кумекаешь! На сухую диафрагма быстро превратиться в лохмотья, если будет работать, поэтому нужно привязать рычажек ручной подкачки в поднятом состоянии, например проволокой, у меня согнут из сварочного электрода крючек, нижний конец крючка зацеплен за отверстие в рычажке бензонасоса, а верхний одевается за штуцер бензонасоса, т.е. крючек в любой момент можно легко и быстро снять и поставить. Когда рычажек насоса в поджатом состояннии, то диафрагма находится в неподвижном состоянии и не изнашивается.

Добавлено через 1 минуту 38 секунд
А следовательно и подачи бензина не будет.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Блин не знаю как в ваших краях а в наших все подобные дела делаются в сервисах.Самому нельзя.А там уж они сами делают как полагается.Иначе как техосмотр пройти?А вообще у нас на жигулях соленоид(так они его называют)то есть электроклапан стоял между насосом и карбом.Специально на удобном месте, чтоб можно было при поломке системы вручную открыть подачу бензина, на нем же краник есть.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А в наших краях на сервисах главное бабки с тебя содрать! А после сервиса начинаешь все переделывать, ну и смысл туда соваться? Нее! Я уж лучше сам!
 
Сверху