• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет! Азат, при работе на газе, жиклеры играют роль только на холостых оборотах, но я на своем винты холостого хода на карбе закручиваю до упора, иначе эти каналы закоксиваются, да и холостые на газу лекше регулировать и сами холостые стабильнее. На расход и мощность на газу жиклеры не играют никакой роли.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Starik5273 ты меня не понял, про жеклеры я говорил при потребления бензина, на газу жеклеры роль не играют.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

вообще для повышения мощности и крутящего момента на газу нужно увеличивать проходное сечение на впуске. Азат, попробуй 53й карб поставить, там дифузоры(воздушные) на 27, наполняемость цилиндров улучшится.

Добавлено через 5 минут 44 секунды
И как следствие, должен кр.момент подрости, особенно если еще подогрев впускного коллектора убрать.

Добавлено через 7 минут 19 секунд
Жаль что на змз53 нельзя подогрев убрать. Но при t60 мотор тащит лучше чем при t80-90. При высоких температурах мотор на газу начинает тупить.(ухудшается наполнение цилиндров).
 
Последнее редактирование:

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр:
Может уже говорили, конденсатор пробывал менять?
Честно говоря у меня была подобная проблема и оказалась что провод 12в идущий к катушке где то оказался изломан + сопротивление имело плохой контакт. А так что только не лопатил пока не разозлившись кинул провод напрямую от аккума до катушки минуя сопротивление. Вообще большие косяки с утечкой искры на проводах и колпачках хорошо видны в темноте.
Согласен с форумчанами - впервую очередь надо смотреть зажигание.
Был еще подобный косяк с бензонасосом. Холостые нормальные, снимаешь шланг качаешь рукой, струя как говорится добре, одеваешь обратно газуешь, двигатель не развивает нужных оборотов, троит, тронуться невозможно. По аналогии с легковым автомобилем никогда бы на него не подумал.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет!!! К сожалению до сих пор так и не смог добратся домой.... две недели провалялся в больничьке, сунул ногу куда не следовало... результат 13 швов снаружи и десаток внутри:black eye... слава Богу кости целы! До сиз пор на костылях прыгаю, но благо здоровице поправляется и думаю очень скоро займусь ремонтом.
Результаты ремонта обязательно будут изложены на форуме.
Еще разок перечитал все предложеные Вами варианты дабы поновить их в памяти и хочу наперед всех поблоагодарить, думаю все получится!:)
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А мы тут голову ломаем! Куда пропал! Да еще на самом интересном месте! Ну ты даешь, Санек! Как тя угораздило? Давай поправляйся! А "друга"твоего оживим, думаю!:drinks:
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

мужики привет ,что-то наша тема заглыхать стала ,никто ничего не пишет. у меня проблемица еду гружённый ,температуру набирает под 80 и при резком отпускании газа постреливать в глушитель начинает ,опять карбюратор чтоли .не у кого проблемки такой не было. ну это примерно отмахав с дровами гдето 25 км. 1, 2 ,3 передача подъёмы да пол дороги полевая ужас.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем здоровы! Юрий, а клапана не поджаты? Если нет, то или карб богатит смесь, или зажигание, впрочем это и без моих советов всем известно. А когда хлопает, при сбросе газа, при движении в натяг или при нагрузке?

Добавлено через 13 минут 39 секунд
Извиняюсь! Невнимательно читал. Хлопки в глушитель при сбросе газа очень может быть раннее зажигание, но т.к.только при 80градусах, то скорей всего малый зазор на выпускных клапанах. При хорошем нагреве зазор еще уменьшается. Вообщем, если зажаты выпускные клапаны, то хлопает в глушитель, если зажаты впускные, то хлопает в карб. Но конечно при условии, что зажигание и карб исправны.

Добавлено через 8 минут 13 секунд
Короче мой диагнос - либо карб при высокой температуре богатит( подзакрутить винты качества на 0,5-1,0 оборота), или выпускные клапанидзы поджаты.
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет!!! Все! Наконец то разобрались.Отец захотел купить себе газона.Долго искали но по деньгам 53 не нашли.Они у нас дорого.В итоге попался 52 с будкой.Двигатель безномерной новый.Как собрали машина проехала километров 10 и встала на 2 года.Все самое главное вроде норм.Из косяков краска облупилась,помпа не надежная хоть и не течет,на гене шкив болтает,переливает карб малость и самое главное никак не прокачаем тормоза скока ни качали, зад слабо берет и педаль слабая.Нигде вроде не течет и не сосет.Из ништяков, работает так что только слышно как предательски позвякивает гена и помпа, заводится так что стартер не успевает оборотов набрать.Когда первый раз заводили я при заводке хотел педаль по привычке погонять все таки два года стояла и тут мне хозяин говорит чтоб мол педаль даже не трогал,короче залили в бак бензин подкачали бензонасосом и она завелась даже 2 секунд не крутили.Я аж обалдел.Вроде все тока по мелочи но одно все портит- резина,пока машина стояла колеса спустились и покрышки полопались.Некоторые совсем без пробега но блин в трещинах,груженым ездить опасно.Вот так.Теперь будем готовить к тех осмотру. Пы.Сы как бы не было приятно ездить на хороших(езжу на разных в основном на японцах) легковых машинах но на грузовой свой особый кайф.Да медленно да без особого комфорта...... Но зато чувствуешь себя хозяином своей полосы, и пусть какой угодно джип там сигналит,хоть хаммер газон все равно больше.:gaz_love:
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Ну, блин, Батат! Растравил душу! Теперь и мне газ52 надо!

Добавлено через 37 минут 49 секунд
Батат, а торм.система 1-о или 2-х контурная? За 2 года простоя колодки просто приржавели к опорным щитам и они не двигаются. Нужно вскрывать и все расхаживать.

Добавлено через 44 минуты 36 секунд
Батат, если не секрет, почем 52ой купили и в чем вы всетаки разобрались?
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Нееет я на нем уже домой приехал.Сзади все смотрели, колодки почти новые стоят.Справа цилиндр перебрали слева новый поставили.Спереди цепляет будь здоров а вот сзади вата и воздух все потихоньку сходит.Откуда никак не пойму.Может вакуум? хотя врядли тогда и перед был бы вата.Да и забыл,давление вроде создается но с приложением усилия педаль потихоньку уходит в пол и жидкость назад в педаль отыгрывает медленно.Может слить всю красную и залить росу или дот?

Добавлено через 4 минуты 13 секунд
Купили за 15.грех за такие деньги не взять вот и решил батя не грешить.А морока с документами была.Через 2 доверенности причем 1 хозяин отозвал довереннось и снял машину с учета в утиль.Потом + экспертиза двигателя и номер на будке утерян.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Батат, помоему причина в вакууме, была у меня подобная фигня, только еще плюс до того, как на тормож жал, так она газовать начинала. Попробуй отключить вакуум и проверь как будет тормозить без него (естественно на педаль нада жать по сильнее), если не поможет значит 100% главный!
 

Rif

Общительный
Регистрация
19 Фев 2009
Сообщения
52
Реакции
15
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Объясните, так 52 газон с вакуумом или без? Если да, это аналогия 53? Просто как я писал ранее у меня без, тормозить ужасно тяжело груженым. Еще очень стремно что один контур. Мож кто фотки кинет самого этого девайса и куда шланг вакуумника присоединяется?
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Объясните, так 52 газон с вакуумом или без? Если да, это аналогия 53? Просто как я писал ранее у меня без, тормозить ужасно тяжело груженым. Еще очень стремно что один контур. Мож кто фотки кинет самого этого девайса и куда шланг вакуумника присоединяется?

Не хочется вводить тебя в заблуждение, но если я не ошибаюсь то первые модели шли без вакуума. У меня ГАЗ-5204 на нем стоит один вакуум! но у меня он отключен, по выше указаным причинам (газовала при нажатии тормоза) без него (вакуума) она тоже нормально тормозит, если пустая, а вот если сверху кинуть тон 5 то уже сложнее, я отключил так как ездяю в основном по пересеченной местности и больше 3 тон уже не помню когда грузил!
 
  • Нравится
Реакции: Rif

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Нет, когда тормоз нажимаю ничего не газует.Все нормально.Я вот на жидкость думаю.До этого было все нормально.Потом стали качать и стала вата.Но блин тогда откуда там воздух.Может какой нибудь спускной клапан пропускает, может такое быть?У друга беда похожая была, только на семерке, стала одна сторона клинить и тормоза ватные.Он в машине слабо шарит она у него первая.Но с заклинившим цилиндром справился а тормоза все равно вата.Потом я сам посмотрел а жидкость чуть ли не черная в итоге послал его за новой, все слили и новой заправили.Тормоза стали сразу вести себя адекватно. Кстати может кто знает?обязательно ли промывать тормоза спиртом прежде чем на прозрачную жидкость переходить?Хочу Дот залить.

Добавлено через 14 минут 2 секунды
Про тормоза и 5 тонн это крепко.Я вот тоже однажды прокатнулся на камазе груженым 32 тонны тормоза как и сцепление в саааамом конце. У меня тут мысль появилась.Пока осуществлять не буду но есть терзания, можно ли на газон поставить гидрач от 66? Как вы думаете господа?
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Нет, когда тормоз нажимаю ничего не газует.Все нормально.Я вот на жидкость думаю.До этого было все нормально.Потом стали качать и стала вата.Но блин тогда откуда там воздух.[/QUOT

Еслы доливал во время прокачки жидкость не зная при этом какая залита в систему то попробуй для начала заменить ее (это дело хлопотное) За одно я бы на твоем месте проверил манжет в главном цилиндре!
Если качали правильно то по идеи воздуха быть не должно. Есть житкости которые между собой не совместимы, начинают розъедать манжеты.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем привет! Блин, погодите меня! Я с вами! У меня в армии на буханке так было. Дали машину, сказали что БСК залито, ну я взял БСК и долил. В итоге тормоза пропали. Оказалось была залита Томь. Результат-вся жидкость свернулась и тормоза-ек! Манжеты не разъедает. Надо выгнать скоко получиться всю жидкость и залить новую, прям новой жидкостью и промывать(прокачивать). Должно все встать на "круги своя".

Добавлено через 10 минут 12 секунд
Идем далее! Ух, жарковато у нас тут становится! Итак-гидрач! Видел у одного на 53ем гидрач от 672 паза, крутит руль ладошкой! Но думаю проще и дешевле замастырить от валдая. Там цилиндр, тяги не нужны, там как на зилу гидрач, видел 3307 со 130ым гидрачем, кстати давно сам мечтаю, но все бобов не хватает.

Добавлено через 7 минут 24 секунды
И вообще! Батат, дружище! Надо бы обмыть газон!
 
Последнее редактирование:

Batat

Завсегдатай
Регистрация
8 Янв 2009
Сообщения
752
Реакции
591
Баллы
245
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

В системе была красная и доливали красную.Но чувствую что будем все тормоза перебирать и заливать белую.

Добавлено через 9 минут 25 секунд
Эх жили бы мы поблизости.А то находимся далеко, да и машина не мне принадлежит :( мне б 51 сделать.Вот его бы уж замутил так замутил.Но с деньгами все хуже и хуже.И зарплата все та же.

Добавлено через 7 минут 26 секунд
Ээээх собраться бы всем и каааак наступить на пробку ............ бутылки с тормозной жидкостью чтоб аж на дыбы вставать при разгоне.;)
 
Последнее редактирование:
Сверху