• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер! Простой Русский хоршую информацию вы нам подкинули и спасибо за чертежи. Не давно я разобрал ДВС с головкой с индексом 7.6 высоту камеры не замерил, но вот углубления там вобще нет. Днище камеры ровное на уровне над клапанами, ДВС 1988 года выпуска и под газовое топливо. А вот по каталогу ГАЗ-52-04 идет галовка под номером 12-1003015-Е со степенью сжатия 6.7 так что изменения были т.к. движок выпускался пол века. Через пару дней по той головке всю инфу сообщу, нужно в колхоз сгонять. И еще вопрос почему на БТР ских движках центрефуги пременялись и нет ли возможности их где-то откопать?
 

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Доброй ночи всем
Хочу добавить еще такую вещь
Для того что бы переходить с одной марки бензина на другую
или на метан---существуют так же разной толщины прокладки под головку блока
Но-НО-НО ---в последнее время в продаже я их что то не встречаю
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Это интересно! Первый раз такое слышу!

Добавлено через 25 минут 37 секунд
Всем привет! Простой Русский, разглядел на одном из вылаженных тобой бэтэрских движков, где стоит ограничитель оборотов от змз53, стоит бензогазовый карбюратор! У меня стоит точь- в точь такой же! Как это? Что это?

Добавлено через 2 минуты 28 секунд
Уж не на газу ли бэтэры гоняют?
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

после напильника надо бы мелкой шкурочкой пройтись(на 300). Попробуй вытащи подсос, что нибудь изменится или нет в работе мотора?

При температуре 60 градусов ситуация кардинально не меняется при нажатии на педаль газа. При вытаскивании подсоса двигатель начинает троить, но обороты набирает, при этом иногда простреливает все так же то в карб, то в выхлоп.
И еще, тяги нету вообще(((. При попытке двинутся с места на первой передаче опять таки глохнет.:(:cray:
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

При температуре 60 градусов ситуация кардинально не меняется при нажатии на педаль газа. При вытаскивании подсоса двигатель начинает троить, но обороты набирает, при этом иногда простреливает все так же то в карб, то в выхлоп.
И еще, тяги нету вообще(((. При попытке двинутся с места на первой передаче опять таки глохнет.:(:cray:

возьми у ково-нибудь рабочую бабину, попробовать. А заводится нормально?

Добавлено через 10 минут 43 секунды
Причина явно в зажигании. Проверь еще раз порядок зажигания: 1-5-3-6-2-4, и попробуй другую крышку трамблера.
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Александр84 по твоим изложениям причина не в карбе, а в зажигании. Проверь с начало: порядок зажигания, зазор между контактами и свечи зажигания. Я сам зимой как-то возился, после заводки холодного движка троил. чехал и не набирал обороты даже после прогрева, все перебирал и трамблер и карбон, а причина бала в свечах. Купил комплект свечей, поменял и проблема отпала. И еще при маленьком зазоре контактов такая проблема бывает.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Александр84 по твоим изложениям причина не в карбе, а в зажигании. Проверь с начало: порядок зажигания, зазор между контактами и свечи зажигания. Я сам зимой как-то возился, после заводки холодного движка троил. чехал и не набирал обороты даже после прогрева, все перебирал и трамблер и карбон, а причина бала в свечах. Купил комплект свечей, поменял и проблема отпала. И еще при маленьком зазоре контактов такая проблема бывает.

во-во! У нас на львовском погрузчике такая же фигня была. Меняли свечи.
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

возьми у ково-нибудь рабочую бабину, попробовать. А заводится нормально?

Добавлено через 10 минут 43 секунды
Причина явно в зажигании. Проверь еще раз порядок зажигания: 1-5-3-6-2-4, и попробуй другую крышку трамблера.

Бабина (это я так понимаю катушка) вроди как новая стоит робочая, но попробую еще другую. Свечи поставил новые, не дорогие правда - "бриковские", изначально выставил зазор 0,5 мм. но на выходных подогнал на 0,7мм. крышка трамблера заменена, опять таки на новую - безрезультатно(((. Когда ставил масляный насос парился с ним конкретно, как не совал прорезь так и не стала паралельно головке цилиндров (переставляю на один зуб наклоняется в одну сторону, возвращаю на один - в другую) слегка наклонена, но трамблером это все регулируется, не думаю, что это может быть причиной???

Добавлено через 5 минут 18 секунд
Грузовик нужен позарез, а тут такая запара Я даже отчаиватся начинаю(((

Добавлено через 1 минуту 49 секунд
Может под прес пора, или нуждается в замене проклади между рулем и сидением(((??
 
Последнее редактирование:

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Александр_84, Еще может быть "пробит" бегунок
А так же если в нем стоит помехоподавляющее сопротивление
попробуй поставить перемычку
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

александр у меня была таже проблема , я нашёл жиклёры на холостой ход на 70 поставил (стояли на 50 ) вроде пошёл ,но спустя время опять таже беда вылезла. сегодня разбирал карбюратор ,распаловинил его и проширял от тросика волосиной переходные отверстия которые в районе заслонок ,холостого хода отверстия ,вроде заработал нормально хотя и были не забиты . завтра выеду проверю уже точно нагреть надо (кстати и на легковой таже проблема, сегодня прочистил тежи отверстия и провалы исчезли ваз 099).

Добавлено через 2 минуты 32 секунды
александр у меня была таже проблема , я нашёл жиклёры на холостой ход на 70 поставил (стояли на 50 ) вроде пошёл ,но спустя время опять таже беда вылезла. сегодня разбирал карбюратор ,распаловинил его и проширял от тросика волосиной переходные отверстия которые в районе заслонок ,холостого хода отверстия ,вроде заработал нормально хотя и были не забиты . завтра выеду проверю уже точно нагреть надо (кстати и на легковой таже проблема, сегодня прочистил тежи отверстия и провалы исчезли ваз 099).

а на счёт бегунка я тестером проверяю на обрыв ,там сопротивление по моему несколько килоом составляет.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

александр у меня была таже проблема , я нашёл жиклёры на холостой ход на 70 поставил (стояли на 50 ) вроде пошёл ,но спустя время опять таже беда вылезла. сегодня разбирал карбюратор ,распаловинил его и проширял от тросика волосиной переходные отверстия которые в районе заслонок ,холостого хода отверстия ,вроде заработал нормально хотя и были не забиты . завтра выеду проверю уже точно нагреть надо (кстати и на легковой таже проблема, сегодня прочистил тежи отверстия и провалы исчезли ваз 099).

Добавлено через 2 минуты 32 секунды


а на счёт бегунка я тестером проверяю на обрыв ,там сопротивление по моему несколько килоом составляет.

У меня на 50 стоят. Чистил с помощью промывки и насоса (продувал), вроди все чисто, думаеш есть смысл еще раз снимать и пробивать волосиной???? Бегунок для начала попробую перемкнуть, там посмотрим....
 

klimenkoyri

Общительный
Регистрация
12 Апр 2009
Сообщения
68
Реакции
12
Баллы
85
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

У меня на 50 стоят. Чистил с помощью промывки и насоса (продувал), вроди все чисто, думаеш есть смысл еще раз снимать и пробивать волосиной???? Бегунок для начала попробую перемкнуть, там посмотрим....

у меня тоже все каналы чистые,видать малость нагаром каналы покроет и ему не хватает,вроде и каналы чистые и как сечение маловато выходит. я на девятке в том году раз десять карб снимал ,в недоумении всё чисто ,а провалы эти весь мозг запарили.год отездил без проблем вчера заправился в село друкгое поехал и встал там,до дому потом телился. завтра поеду на газике если в норме пойдёт значит в етих каналах проблема ,акромя их больше ничего не чистил. попробовал завести сегодня чуть прогрел ,газовать вроде в норме. надо выехать проверить,эти провалы меня тоже доканали .две машины и на обоих одна проблема вылазиет.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Как определить пробит он оли нет???
Пробивает бегунок между контактом куда упирается уголек
и макушкой валика трамблера(на которую бегунок одевается)
Снимаешь бегунок,вытаскиваешь пружинный стопор и смотришь внимательно
на дондышко под контактом
если пробит--увидишь еле заметную черную точку(меньше 1 мм)
Но лучше попробывать заведомо рабочий
 

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

у меня тоже все каналы чистые,видать малость нагаром каналы покроет и ему не хватает,вроде и каналы чистые и как сечение маловато выходит. я на девятке в том году раз десять карб снимал ,в недоумении всё чисто ,а провалы эти весь мозг запарили.год отездил без проблем вчера заправился в село друкгое поехал и встал там,до дому потом телился. завтра поеду на газике если в норме пойдёт значит в етих каналах проблема ,акромя их больше ничего не чистил. попробовал завести сегодня чуть прогрел ,газовать вроде в норме. надо выехать проверить,эти провалы меня тоже доканали .две машины и на обоих одна проблема вылазиет.

У меня когда шоха была так парился пока солекс не поставил, сейчас КИА подобных проблем нет.))) Переберу еще трамблер, поставлю новые контакты если не поможет буду по новой карб деребанить..(((((
 

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

если бегунок пробит- не заведешь вообще
Еще и как заведешь
Двигатель троит ,стреляет(причем все свечи рабочие)
А происходит следующая штука
Искра периодически начинает проскакивать как я написал в прошлом
сообщении между ценральным контактом бегунка и макушкой валика трамблера
А не заведешь-когда пробит окончательно

Добавлено через 19 секунд
если бегунок пробит- не заведешь вообще
Еще и как заведешь
Двигатель троит ,стреляет(причем все свечи рабочие)
А происходит следующая штука
Искра периодически начинает проскакивать как я написал в прошлом
сообщении между ценральным контактом бегунка и макушкой валика трамблера
А не заведешь-когда пробит окончательно
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Попробуй еще отверни немого эти самые жиклеры на "50"-холостого хода.

Кстати, я их крутил и так и сяк результата "0", поэтому завернул их до упора. по идеи они на сколько вивертываются???
 
Сверху