• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Повторяю чертежи поршня, ёлки, в третий раз уже. Чтото форум плохо стал работать, косячит, ну ладно. Посмотрим, как получится на этот раз:
 

Вложения

  • 3.jpg
    3.jpg
    571.2 KB · Просмотры: 462
  • 4.jpg
    4.jpg
    616.3 KB · Просмотры: 628
  • 1.jpg
    1.jpg
    859.6 KB · Просмотры: 466

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Глючит у меня этот форум. Попытаюсь продолжить:
 

Вложения

  • 2.jpg
    2.jpg
    855.7 KB · Просмотры: 306
  • 5.jpg
    5.jpg
    747.2 KB · Просмотры: 306
  • 6.jpg
    6.jpg
    811 KB · Просмотры: 340
  • 7.jpg
    7.jpg
    730.3 KB · Просмотры: 310
  • 8.jpg
    8.jpg
    848.1 KB · Просмотры: 323

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Вот кусок головки, всё, извините не смогу сосканировать. Уж очень большой чертёж, запарился, пока вычистил грязь на поршне, а головка это вообще мрак
 

Вложения

  • Головка.jpg
    Головка.jpg
    591.9 KB · Просмотры: 545

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

По головке потом сосканирую техусловие. Там написано, объём камеры 88-92 см3. Но написано, объём замеряется до сверления отверстий под свечи. И ещё не могу сказать, какая у этой головки степень сжатия. Или 6,2, или 6,7. Обозначение - 12-1003015 и по моему Б1.

Добавлено через 5 минут 3 секунды
По сёдлам хотел бы уточнить: седло есть только на выпускном клапане и оно действительно чугунное. Потом выложу его чертёж. А на впускном клапане седла нет. Считается, что для впускного клапана достаточно и чугуна самого блока. Ведь впускной клапан охлаждается поступающей смесью. Да и движок всё таки этот старый, ещё довоенный.
 
Последнее редактирование:

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А вот немного по БТРочным движкам:
 

Вложения

  • ЗМЗ-49-35-1.jpg
    ЗМЗ-49-35-1.jpg
    576.6 KB · Просмотры: 662
  • ЗМЗ-49-52-1.jpg
    ЗМЗ-49-52-1.jpg
    443 KB · Просмотры: 612
  • ЗМЗ-49-53-1.jpg
    ЗМЗ-49-53-1.jpg
    335.5 KB · Просмотры: 591
  • ЗМЗ-49-56-1.jpg
    ЗМЗ-49-56-1.jpg
    497.4 KB · Просмотры: 569
  • ЗМЗ-49-57-1.jpg
    ЗМЗ-49-57-1.jpg
    461.3 KB · Просмотры: 563

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А вот газон того деда
 

Вложения

  • P1110554.JPG
    P1110554.JPG
    757.2 KB · Просмотры: 593
  • P1110560.JPG
    P1110560.JPG
    712.8 KB · Просмотры: 558
  • P1110566.JPG
    P1110566.JPG
    719.9 KB · Просмотры: 524

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А вот по моему, просто очень красивый газон и сделан фанатами:
 

Вложения

  • ГАЗ-51-05.jpg
    ГАЗ-51-05.jpg
    145.5 KB · Просмотры: 528
  • ГАЗ-51-08.jpg
    ГАЗ-51-08.jpg
    159.9 KB · Просмотры: 643
  • ГАЗ-51-12.jpg
    ГАЗ-51-12.jpg
    185.4 KB · Просмотры: 660

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

По моему красивше моего аватара!

Добавлено через 1 час 57 минут 21 секунду
А вот немного по БТРочным движкам:
на этих движках ограничители оборотов на передней крышке и на карбюраторе стоят от змз53.
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер! Starik5273 прими мои извининия за не верную информацию по поводу вставного седла впусного клапана. Перелопатил кучу летиратуры, на самом деле на блоках ГАЗ-69 и ГАЗ-51 вставное седло преминяется только на выпускных клапанах. При поиски летиратуры нашел "Справочник автомобильного механика" выпуска 1969 года под общей редакцией Л.Л. Афанасьева. Мой электронный адрес: gaikin56@mail.ru
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Привет полуношнику! Азат, по поводу 3го кольца-а почему бы и нет! Я свой змз53 капиталить буду, тоже замутю на эту тему.

Добавлено через 6 минут 16 секунд
Как там твоя нога?
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Привет! Я вот лестая этот справочник наткнулся на такую информацию выпускался такой ДВС ГАЗ-69А с поршнями 88 мм- это нижнеклапанная версия, если кто помнит была у нас тема на счет этого. На счет установки третьего кольца нужно с токарями поговорить, в принципе место позволяет, а кольцо от ВАЗа можно поставить на 2мм .

Добавлено через 2 минуты 39 секунд
Спасибо! нога заживает потихоньку, начал ходить.
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добавлено через 3 минуты 43 секунды
Почему, седло стоит на обеих клапанах,подгорают на выпускных.[/QUOTE]

Так все просто, впускные никогда не горят. Выпускные горят по причине высоких температур + неправильная регулировка.

Добавлено через 27 минут 29 секунд
Господа, yа форуме уже писал о своей проблеме по поводу провалов, но то сообщение пропало.
Если коротко то проблема состоит в следующем: на холостом ходу двигатель просто шепчет! При нажатии на педаль газа обороты слегка увелиличаются но сразу же появляется троение после чего стреляние, то в карб то в выхлопную, но больне в выхлопную и все...... глохнет. еслы резко до пола нажать педаль то все ОК обороты идут сремительно вверх. Поступило предложение выбросить ограничитель. Вместе с тем он то фактически у мя стоит, но на нем отсутствуют заслонки, тоесть он не работает при чем так было всегда но раньше подобной проблемы не возникало. Какрб на выходных перебрал полностью, все почистил, выставил уровень, прочистил жеклеры, ускорительний насос работет исправно и .т.д. Как думаете, в чем же все таки проблема???? Есть не большой люфт в распределителе не может ли это быть причиной столь не коректной роботы движка))???? Где еще искать причины???
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем здрасти! Александр84, если заслонок нет в ограничителе, то ограничитель можно не трогать. Посмотри-ка трамблер. То что там люфт-это ерунда, сними его и внимательно рассмотри щеки контактов. У тебя зажигание какое? Стандартное с коненсатором? Смотри чтоб на контактах небыло нагара и углублений. Кондер, бабину пробовал менять?

Добавлено через 3 минуты 19 секунд
Забыл спросить, а маленькие дырочки переходной системы в карбе чистил?
 
Последнее редактирование:

Александр_84

Постоялец
Регистрация
6 Авг 2009
Сообщения
112
Реакции
29
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем здрасти! Александр84, если заслонок нет в ограничителе, то ограничитель можно не трогать. Посмотри-ка трамблер. То что там люфт-это ерунда, сними его и внимательно рассмотри щеки контактов. У тебя зажигание какое? Стандартное с коненсатором? Смотри чтоб на контактах небыло нагара и углублений. Кондер, бабину пробовал менять?

Добавлено через 3 минуты 19 секунд
Забыл спросить, а маленькие дырочки переходной системы в карбе чистил?

Да, перечистил карб, вдоль и впоперек. Зажигание стандартное. Правда на щеках контактов были раковинки не большие, но я их напильничком "подровнял" правда вот не знаю можна так или нет....? Кондер менял безрезультатно, бабину нет.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Да, перечистил карб, вдоль и впоперек. Зажигание стандартное. Правда на щеках контактов были раковинки не большие, но я их напильничком "подровнял" правда вот не знаю можна так или нет....? Кондер менял безрезультатно, бабину нет.

после напильника надо бы мелкой шкурочкой пройтись(на 300). Попробуй вытащи подсос, что нибудь изменится или нет в работе мотора?
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Привет всем ещё раз. Хотел бы немного вернуться к головкам. Для начала хочу поблагодарить Старика 5273 и неизвестных мне мужиков с ГАЗа. Благодаря им смог узнать номер головки под 76-ой бензин и удалось достать на неё чертёж. Вот он пожалуйста: 12-1003015-62.
 

Вложения

  • 12-1003015-62.jpg
    12-1003015-62.jpg
    680.6 KB · Просмотры: 581

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Что по этому поводу хотелось бы сказать: Головка, опубликованная мной ранее имеет номер 12-1003015-Б1. Точно такая камера и у головки 12-1003015-61. Объём камеры для этих головок по чертежу 88-92 см3. И как я уже писал, объём замеряется до сверления отверстия под свечу. Отличия головки 12-103015-62 по чертежу не в высоте головки, она как раз абсолютно одинаковая, а в одном лиш размере - вы сами можете его увидеть. Это глубина камеры сгорания в самом глубоком месте, её определяет размер 43,5 мм. Для этой головки указан объём камеры сгорания 82-86 см3. И ещё прошу обратить внимание на зачёркнутый размер 41,5 мм. Об нём позже. Что получаем: у этих движков, как наверное все знают, были степени сжатия 6,2; 6,8 и 7,2 - для последней головке (судя по подсказке Старика). Я пытался подсчитать, какая же степень сжатия получается при каждой головке, но это у меня не очень получилось. Формулу определения степени сжатия каждый или знает, или легко можно найти в любой книжке. Рабочий объём при диаметре 82 мм и ходе 110 мм имеем 580,91 см3. Объём камер имеем из чертежа. Но этого мало. Ведь ещё есть прокладка, у меня получалось при обжатии прокладки на 1,5 мм объём прибавляемый ей около 8,5 см3. Плюс ещё добавится объём отверстия под свечёй. В общем, у меня никак не выходило книжных степеней сжатия. Всё получалось завышенные примерно на 0,6-0,8 числа. Я плюнул на эти подсчёты и вот что думаю: самая старая головка - это та, у которой размер 39,5 и объём камеры 88-92 см3. С ней, я думаю степень сжатия 6,2. Далее идёт головка с тем самым зачёркнутым размером 41,5. С этой головкой степень сжатия 6,8. Почему я так говорю: просто у меня лежит голова с БТР-60, я её померил, у неё размер как раз 41,5 (ну мерил понятно, что глубину а потом простое вычисление). А по техописанию на БТР у него степень сжатия 6,8. Последнюю головку, которую мы пока знаем - это под 76-ой. С её объёмом 82-86 см3 степень сжатия по подсказке Старика 7,2. Может есть ещё какие нибудь головки, на чертеже например есть упоминание про голову12-1003015-72 - неизвестно. Как вы сами можете видеть, для получения этого объёма камеры и соответственно степени сжатия голова не фрезеровалась, а просто уменьшался объём камеры сгорания, что вполне грамотно с точки зрения конструирования. Ну а что же делать нам? Я думаю вполне можно поднять степень сжатия из простой головки двумя путями: или наплавлять аргоном камеру сгорания в самом глубоком месте а потом выскребать разными методами лишнее и уравнивать объёмы камер по цилиндрам - этот метод предпочтителен, имеет ряд преимуществ, но трудоёмок и думаю для многих дорог. Или второй способ - простая фрезеровка головки по методике описанной мной ранее в статейке про переводе победы на А-76. Не знаю, какой степени сжатия можно будет достич при сфрезеровывании пары миллиметров, думаю, при сфрезеровывании с самой старой головы достич можно будет около 7,0. При сфрезеровывании с головы 6,8 может можно будет поднять и выше, чем 7,2. Почему не думаю возможно сфрезеровать больше 2 мм - сами можете увидеть: толщина головки над поршнём 10 мм. Сфрезеруем 2, останется 8. Ну а больше уже черевато проломом головы, степень сжатия повысится, давление в цилиндре тоже. Не думаю, что можно уменьшать толщину в этом месте меньше 6-7 мм. Но каждый сам может поэкспериментировать на свою голову и головку. И ещё размер 12,5 мм над клапанами необходимо восстанавливать про это написано в статье про победу. Ну а какая головка у каждого - это уже каждый сам может промерить и сказать.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

В книге по газобалонным авто, да и в журнале "за рулем" 70ых годов написано что разработан газовый двигатель газ52 со ст.сжатия - 7,0. Вот такая голова еще была.
 
Сверху