• В России с 1 декабря 2023 вводится запрет на регистрацию в рунете с иностранного емейла.
    В связи с этим, на нашем форуме можно зарегистрироваться только с mail.ru, yandex или rambler. Если есть проблемы с регистрацией - пишите администрации.
  • А ты уже присоединился к нашим соцсетям?
    Telegram и ВКонтакте
  • Клубная встреча в Москве
    Ваши предложения пишите тут! >

Неубиваемый мотор ГАЗ 52

Старый "зимист"

Постоялец
Регистрация
9 Май 2007
Сообщения
84
Реакции
345
Баллы
160
НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!
Так издавна повелось, что мотор ГАЗ 51 – 52 считают слабым и ненадежным. Основной его недостаток – слабые шатунные вкладыши. Любой шофер знает – задашь грузовику его предельную скорость – 70 км в час – и можешь сразу ехать к мотористу.
Я, будучи владельцем автомобиля ГАЗ 12 «ЗИМ», тоже столкнулся с этой пакостью. На моем стоял мотор ГАЗ 52, он незначительно отличается от родного «зимовского». Передаточное число заднего моста у «ЗИМа» поменьше, чем у грузовика, но как до 90 км в час разогнался – пиши пропало! Можно смело мотор снимать, вот-вот застучит.

Отчего так происходит? Точного ответа никто не знает. Одни говорят, что мотор, де, старый, спроектирован еще до войны, на большие скорости не рассчитан. Другие ищут причину в несимметричных шатунах, третьи пеняют на сборку плохого качества и некудышние масла, продвинутые указывают на длинный ход поршня – вот, мол, где собака зарыта – центробежная сила разрушает вкладыши при больших оборотах. Общий итог: дрянь – мотор! Вот то ли дело – мотор ГАЗ 53!

За 5 лет ежедневной эксплуатации «ЗИМа» я 6 раз ремонтировал мотор. Честно говоря, забодался! Естественно, все это время меня мучила мысль отчего это происходит. Перепробовал всё. Мотор ремонтировали и классные спецы, и не очень, позже сам научился, но результат один – вкладыши летят!

Я стал рассуждать логически. Старая конструкция мотора? Чепуха! Мало чем отличается от современных.
Симметричные-несимметричные шатуны на миллиметры друг от друга отличаются – здесь проблемы быть не может.
Отличная сборка мотора его надежную работу не гарантирует, значит дело в чем-то другом. В чем? Может, правда, дело в длинном ходе поршня – 110 миллиметров? А как же тогда дизели? Их конструктивная особенность – именно длинный ход поршня, и 120, и 160 миллиметров, и ничего – прекрасно работают.
Когда я начал сравнивать мотор ГАЗ 52 с другими, например с «жигулевским», мне бросились в глаза некоторые детали – шатунные шейки коленвала ГАЗ 52 имеют по одному отверстию для подвода смазки, а «жигулевские» - два! Ага, значит, оборотистому мотору надо больше смазки! А другим? Не потому ли летят вкладыши ГАЗ 52, что им не хватает смазки?

И я решил этот вопрос тщательно проработать. Что я сделал?
Раздобыл шатунные вкладыши ЗИЛ 130, они по размеру точно ложатся вместо коренных ГАЗ 52, но за небольшой разницей – они сталь-алюминиевые, гораздо выносливее баббитовых. В них прорезал масляные каналы, аналогичные «родным» вкладышам. Просверливать дополнительное отверстие в шатунных шейках не стал, да это и невозможно, сталь там непробиваемая. Шатунные вкладыши 50 мм диаметром (одинаковые с «газовскими») раздобыл тоже сталь-алюминиевые, не помню какие, кажется, «Москвича 412». Они практически идентичны, только хорошим зубильцем надо набить новые замочные выступы. И здесь внимание!
НА ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШАХ ТОЖЕ ПРОРЕЗАЛ НЕПРЕРЫВНЫЕ МАСЛЯНЫЕ КАНАЛЫ!
Подумайте сами. Шатунные шейки длинноходового мотора испытывают огромную центробежную нагрузку, а смазываются ОДНОЙ дырочкой. Прорезанные во вкладыше масляные канальцы позволяют постоянно подводить масло под давлением ко всей поверхности вкладыша и шейки вала. При этом вал практически не то чтобы смазывается маслом, а просто парит в масле над поверхностью вкладыша.

И ВСЁ. С этого момента главная проблема мотора ГАЗ 52 исчезла. Он стал неубиваемым! Последующие 5 лет ежедневной эксплуатации в жару и мороз, на трассах и в горах показали, что мотор ничем не уступает самым современным агрегатам! Скорости свыше 120 км легко переносит бывший «гадкий утенок». Представляете? Мотор ГАЗ 52 без проблем длительно работает на предельных оборотах!

Меня собственное достижение даже не обрадовало, а озадачило. Вечная проблема, оказывается, решается так просто! Никаких переделок двигателя, а лишь доработка вкладышей!
Видя, как тысячи грузовиков бесконечно простаивают в ремонтах, о чем думали конструкторы ГАЗа? Это теперь для меня главная загадка.

Кроме нарезания канавок, я предпринял еще несколько новшеств для улучшения свойств мотора. Возможно, сделать их нужно обязательно. И вот почему.
Канавки на шатунных вкладышах резко снижают давление в системе смазки мотора. Поэтому я увеличил высоту масляного насоса посредством проставки, то есть, сделал его двухэтажным (кстати, «двухэтажные» насосы использовались на моторах БТР 50, можно поискать в армейских закромах). Практика показала, что такой насос давит 6 атмосфер! А возможно и больше, просто редукционный клапан сбрасывает избыток. Можно также убедиться, что мотор, например, «Волги» имеет всего 4 шатунных шейки, а масляный насос там больше по размеру, чем у ГАЗ 52.
Юбки поршней обрезал на манер авиационных под самый палец, при этом снижается трение и вес поршней, в результате уменьшаются центробежные нагрузки. С «газовскими» это сделать невозможно, ставить поршни нужно от «Москвича 412».

Еще одно «изобретение» (только не падайте со стула!) - установка головки блока БЕЗ ПРОКЛАДКИ. Дело в том, что цилиндры мотора ГАЗ 52 настолько близко расположены между собой, что их прокладку иногда «пробивает» в этих местах. Блок и головка цилиндров охлаждаются водой, а прокладка при постоянной рабочей температуре 2000 градусов между цилиндрами просто выгорает. Я «посадил» головку блока на термическую пасту, ее названия, увы, не знаю. Головку блока лучше ставить от мотора, работающего на газе, со степенью сжатия 7,2. Выпускные клапана с натриевым наполнителем от ГАЗ 53, они жаростойкие, но толще, надо просто развернуть клапанные втулки с 8 до11 миллиметров. Они "ходят" на любом бензине, включая "Экстру".

Все эти изменения применимы также для моторов ГАЗ 69 и М 20 «Победа».

И, конечно же, моторное масло ТОЛЬКО СИНТЕТИЧЕСКОЕ! Что называется, почувствуй разницу! Немного разоритесь и залейте после простого «синтетику» не выше 5/15, и вы поймете, за счет чего все эти хваленые моторы модных тачек выдают своих «лошадей»!
В общем, после этих нехитрых манипуляций мотор волшебным образом изменился. Работать стал тихо и устойчиво. Явно увеличилось максимальное число оборотов и мощность такая, что не нужно никакого восьмицилиндрового ГАЗ 53. После таких доработок двигатель без проблем "накатал" 200 тыс. км. Может накатал бы и больше, но я продал свой "ЗИМ" и о дальнейшей его судьбе ничего не знаю.

Мотор ГАЗ 52 – это самый простой, дешевый и надежный на сегодняшний день агрегат! Подумайте сами: блок очень стабильный - чугунный, гильзы не хлипкие «мокрые», а впрессованные. Отсутствуют всякие цепи, штанги, натяжители, успокоители, балансиры, ролики и прочее гав*о!

Очевидно, что гонка за оборотами и экономичностью делает современные моторы просто неработоспособными. Я думаю, мотор ГАЗ 52 еще рано списывать в утиль, он может (и получше других!) поработать на автомобилях, катерах, погрузчиках и пр. Особенно в частном секторе, где нет возможности швырять деньги на дорогие ремонты. И запчастей к нему надо немного и раздобыть их нетрудно. Жаль, что воротилы автопрома не понимают такие очевидные преимущества старой надежной техники.

И главное. При вдумчивой сборке ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ 52 – НЕУБИВАЕМЫЙ!
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А перед притиркой лучше обмакнуть наждачку в солярку.

Добавлено через 6 минут 18 секунд
И почаще соляры подкапывай, должно получиться без зазубрин на фаске.
 
Последнее редактирование:

Pavel

Завсегдатай
Регистрация
26 Фев 2007
Сообщения
721
Реакции
264
Баллы
225
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

А шарошка хорошая? Лучше такие вещи в дедовских гаражах искать, ибо такой инструмент в современности отвратительного кач-ва.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Старик 5273 ответ на твой вопрос:Да, бабай это дед по татарски. и поставил главную пару на 4,56.
Сегодня после обеда перевозил одному другу сруб для бани, груз получился приличный, даже рессоры выгнулись обраную сторону, ну и вот всю дорогу ругал себя за то что поменял редуктор без раздатки. Почти вся дорога на затяжных подъемах и я пилю на третей передачи с педалью до полика, примерно 40 литров газа сожрал пока доехал( 96 км). Я примерно такие грузы возил, правда на бензине, но токого расхода не было, Наверное на газу все таки движок дефорсируется и приходится жертвовать топливом. Иногда и газ бывает плохой, но все ровно ДВС нужно переделать под газ, максимальную мощность движка теряем. Не давно имел беседу еще одним любителем газонов на ГАЗ-52-04 ездит и тоже на пропане, посмотрев на мою машину сказал, что я издеваюсь на движком газ-52, что этот ДВС только для перевозки 2 тонны Посоветовал 245ый воткнуть. Я ему показал масленный насос полуторный и давление который держется на4атм. при температуре 75 градусов, у негодаже глаза забегали . 245 конечно не буду ставить пока не выжму ВСЕ от "шестерки",пока не сдаемся нужно оптимальный вариант найти и по ДВС и по трансмиссии
 

Простой Русский

Постоялец
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
85
Реакции
129
Баллы
110
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Не легко. Блок то ведь наш не то, что алюминиевая головка. При установке седла в чугунный блок рекомендуется седло охлаждать в жидком азоте. Сейчас вроде азот жидкий уже не дифицит. Слышал, что он применяется даже у парекмахеров для чего-то. Да и у врачей тоже видел, бородавки выводил и врач отливал этого азота из бутыля.
Хотел бы ещё уточнить про кольца. Когда говорили про наборные кольца, что имели в виду - компрессионные или маслосъёмные? Про маслосъёмные я знаю, а вот чтобы были компрессионные наборные - впервые слышу. Ширина канавки под компрессионное кольцо 2,4 мм. И если ставить три кольца, то толщина одного кольца будет 0,8 мм. Что-то я таких колец не видел. Сейчас сканирую чертёж поршня 52-го. Снял четыре формата А4, ещё осталось 4. Как закончу, так выложу здесь. Посмотрим.
А по шестому цилиндру спасибо большое Сандеру. Буду выбивать заглушки. Чертежи на них есть, закажу токарям. А есть ли какие то тонкости при их установке, а то не хотелось бы потом ремонтировать потёкшую.

Добавлено через 6 минут 32 секунды
То, что дизель 245-ый идеальный вариант - ктож спорит. Но цена у него та ещё. Да и коробку нужно ставить будет 130-ую. У меня тут один дед поставил себе на 51-го Д-240 от Беларуса. Говорит, с четырьмя тоннами расход 15 литров. Пустым - 12. Тянет, как танк. Я его пофоткал снаружи, вылажу позже, прикольная машина, два бака снаружи дополнительно, кронштейны рессор переклепал под резинки. Ну вообщем, как танк.

Добавлено через 4 минуты 31 секунду
Купил себе этот дед бычка длиннобазного. Встречаю его и он говорит, что запарился с этим бычком. Цены на запчасти втридорога по сравнению со старым его газоном. Ремонт не простой. А перевозит почти столько же, как и его старый 51-ый. Говорит, буду, наверное, продавать этого бычка и ездить на своём 51-ом. Раньше он мне его предлагал за 100 тысяч. Так, что старая техника при умелом к ней подходе ещё может даже посоперничать с современной, если не везти себя как баба.

Добавлено через 8 минут 13 секунд
А ещё по заглушкам: Бабат раньше выкладывал фото спортивного 51-го газона. Если не ошибаюсь, там рассмотрел заглушки на левой стороне блока были прекручены на винтики. По моему удобно очень, нужно, снял быстро, прочистил, быстро поставил на место.
 
Последнее редактирование:

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Всем здрасти! Простой Русский, на счет старой техники целиком и полностью с тобой согласен, если до ума довести и плюс хорошие масла. А вот на 240ой дизель можно запросто поставить кпп от газ53 и даже от газ52,51. Я по этой теме давно кумекал. Берется картер сцепления от дизельного(д243) львовского погрузчика, а так же маховик от него же, и вроде бы плиту, корзина там- газ53, ферадо-газ53, даже отверстия заднего крепления дизеля(на картере сцепления) по моему совпадают. Точно не помню, давно мерял. Да, и кпп стоит газ53,52,51-на погрузчике. Так что кому интересно-пожалуйста.

Добавлено через 4 минуты 54 секунды
Да, и в данной комплектации кардан переделывать не надо.

Добавлено через 2 минуты 42 секунды
Вобщем минимум переделок, максимум простоты и надежности.
 
Последнее редактирование:

Kar.sus

Общительный
Регистрация
24 Июл 2009
Сообщения
58
Реакции
85
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Насчет коробок я уже ранее писал.Трофисты так делают ставят на уаз или котлеты по 2 коробки.Минимальная скорость совпадает со скоростью сматывания лебедки.В принципе возможно все были бы возможнось и желание.

Абсолютно верно!!!
(я работаю в "Мастер трофи", мы так делаем, работает.:spiteful:
 

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Про маслосъёмные я знаю, а вот чтобы были компрессионные наборные - впервые слышу. Ширина канавки под компрессионное кольцо 2,4 мм. И если ставить три кольца, то толщина одного кольца будет 0,8 мм.

Простой Русский,
С арифметикой у тебя все отлично
Именно так и есть ---порядка 0,8мм(точно не измерял)
Единственное --еще раз напомню(раз это тебя заинтересовало-и это правильно)
Первое компрессионное-чугунное
Второе компрессионное-три стальных---по 0,8мм
Третье маслосъемное--тоже желательно наборное


Буду выбивать заглушки. Чертежи на них есть, закажу токарям. А есть ли какие то тонкости при их установке, а то не хотелось бы потом ремонтировать потёкшую.
Особых тонкостей нет,но учитывай следующее
Сильно толстый металл брать не нужно--где то1,5мм(если нужно знать почему-опишу потом)
И второе--Вытачивай пятаки на 1,5-2мм больше от диаметра отверстия в блоке
Затем этому пятаку нужно придать сферическую форму(грибок-именно для этого лишние1,5-2мм )
Теперь заглушка готова
Вставил выпуклостью наружу и "настучал ей по шапке"(она герметично расперлась в отверстии блока)

Добавлено через 52 минуты 50 секунд
При установке седла в чугунный блок рекомендуется седло охлаждать в жидком азоте.
По этому поводу скажу---не забивай дурным голову
Тот же эффект ты получишь (а может даже лучший),если слегка прогреешь блок паяльной лампой,а седло достанешь из морозильной камеры холодильника
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер Всем! Ребята, тут с сервером какие-то неполдки по этому уже несколько дней не мог попасть на форум.
Starik5273, ты правильно написал на счет установки дизеля Д-240 с кпп ГАЗ-53 -это вариант наименшими затратами,предется переделывать только передние крепления ДВС. Задний переходник(кожух сцепления) садится на родные крепления 53 рамы. Также можно установить ДВС Д-144 ( от трактора Т-40) с кпп ГАЗ-53. Есть другой вариант, по сложнее, установка Д-240 с КПП ЗИЛ-130. Здесь предется установливать задние подушки от ЗИЛ-130, кожух сцепление, сцепление и КПП от "бычка". Если КПП от ЗИЛ-130 то перивичный вал укарачивать нужно.
Еше хотел поделится опотом по установке клапаным седлом. Я обачно одеваю седло на оправку ставлю в морозильник на полчаса , нагреваю блок паяльной лампой на месте посадки седла, ставлю седло с оправкой и с легким ударом молотка сажаю на место, в моей практике не одно седло пока не вылетело. Желательно иметь рядом помощника,работать нужно оперативно.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Starik 5273 старые седло просто разбиваю, остро заточенный бородок изготовленный из клапана ставлю под углом между блоком и седлом и разбиваю. седло, завадское седло ломается, из кокого материала изготовливается не могу сказать справочник нужно смотреть, раньше когда с запчастями туго было токарь вытачивал седло из прочного чугуна, ходил долго.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый вечер! Starik5273 вот нашел по справочнику данные по материалу, вставное седло клапана на ДВС ГАЗ-51 изгатавливается из лигированного чугуна, закалка, отпуск, HRC 50-60 . Вот поэтому он при ударе быстро разбивается и проблем с удалением старого седла практически нет.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Азат, спасибо! А как у тебя дела с раздаткой?

Добавлено через 10 минут 39 секунд
Добрый вечер! Starik5273 вот нашел по справочнику данные по материалу, вставное седло клапана на ДВС ГАЗ-51 изгатавливается из лигированного чугуна, закалка, отпуск, HRC 50-60 . Вот поэтому он при ударе быстро разбивается и проблем с удалением старого седла практически нет.

Азат, а вставные седла только на выпускных клапанах?
 
Последнее редактирование:

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Пока установкой раздатки повременил из-за травмы ноги, через пару недель займусь. Нашел двс ГАЗ-52 который был изготовлен под газовое топливо, правда подремонтировать нужно, что-то я сборные кольца на 82.00 не могу найти в магазинах, предется полазить по рынкам. А еще, может под третье компрессионное кольцо прорезать на поршне на 2мм под узкое кольцо? Место позволяет. Как думаете? Газоводы!

Добавлено через 3 минуты 43 секунды
Почему, седло стоит на обеих клапанах,подгорают на выпускных.
 
Последнее редактирование:

sander23

Общительный
Регистрация
26 Июн 2009
Сообщения
14
Реакции
20
Баллы
64
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Почему, седло стоит на обеих клапанах,подгорают на выпускных.
Причины могут быть разными
Плохо притертые клапана
Отсутствие теплового зазора(одна из основных)
А так же если головка под 76 бензин--а ты используешь 92-95 или метан(Выше октановое число)
А чем выше октановое число--тем дольше сгорает смесь
То есть клапан уже открылся на выпуск,а смесь в камере сгорания еще горит
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Добрый день! Причина подгорания клапанов не много:некачественная притирка, тепловой зазор, топливо, и материал изготовления клапана, а результат долгой езды на прогоревшим клапане -это испорченное седло клапана. Не давно прочитал, не помню в каком разделе форума, что октановое число не этилированного бензина не влияет на прогар клапанов,что причина во всем "ЭТИЛ". И еще, при нормальном соблюдении теплового зазора на газовом топливе обычные клапана не прогорают. ВОПРОС? Причем октановое число топлива? Может поговорим на эту тему?
По разборке ДВС: пока снял голову, на ней сверху цифры размером 50-60 мм 7.6 и камера сгорани меньше от обычной головке даже визуально, коллектор вроде обычный пока не изучал. на всех клапанах сверху буква "Ч" и вентиляция картера только через масло заливной сапун. По словам хозяина на машине стояли балоны под метан и на месте корбюратора стоял газовый смеситель, но мне достался уже с карбюратором,\других изменений пока не обнаружил.
 

Starik5273

Постоялец
Регистрация
17 Июн 2009
Сообщения
216
Реакции
106
Баллы
145
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

ухх ты!со смесителем это здорово! а камера сгорания как отличается - в длинну, ширинну, или в высоту? я на рынке тоже простую и с числом 76 разглядывал, но отличие в глубине камерры.
 

Азат

Общительный
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
55
Реакции
66
Баллы
95
Re: НЕУБИВАЕМЫЙ МОТОР ГАЗ 52!

Объем отличается даже визуально, определить можно простым способым залить любую житкость в камеру сгорания с минзурки и сразу можно сказать объем камеры. Простой Русский где-то своих сообщениях написал что на головках со степенью 6.2 объем около 90 куб см, и еще он скидывал чертежи поршня и головки но эти сообщения удалились. можно его попросить отправить повторно. Ближайшие дни проведу опыты и отвечу
 
Сверху